Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (88) 2005 

Гори. Сгори! Ясно?

  Стартер
Вернее, система старта. Тут возможны варианты. Хотя, конечно, такой халявы, как электростартер, на машинках с ДВС нет. То есть, конечно, он может быть, но работать автономно не способен – постоянно возить на маленькой машинке серьезный запас редко используемых батарей просто бессмысленно. Таким образом, если мотор заглохнет на трассе, дистанционно завести автомобиль никак не удастся. Что делать? Как быть?

Механический тросовый стартерТак работает ротостарт

  Вариант номер раз. Модель может быть оборудована "дергалкой", типа той, что заводит бензопилу. Только, естественно, меньше. Все просто: дергаешь себе аккуратненько за ручечку до тех пор, пока двигатель, запустившись, не заверещит.
Вариант номер два. Называется ротостарт. Тут ничего дергать не нужно, достаточно лишь просто ввести в зацепление с коленчатым валом устройство, чем-то похожее на электроотвертку, и нажать на кнопку. "Отвертка" раскручивается, с ней за компанию вращается коленвал, в цилиндре возникают вспышки – и все в ажуре. Можно мчаться. Кстати, очень близок по смыслу к ротостарту обычный электростартер, установленный непосредственно на двигателе. Только вот батареи все равно хранятся не на самой машине, а, подобно "отвертке", подсоединяются к электромотору непосредственно в момент запуска.
Вариант номер три. Называется стартовый стол. В него вмонтирован электродвигатель, приводящий резиновый диск (ведущий). Соответственно, внизу машины имеется окошко, а в нем алюминиевый диск (ведомый), который самым непосредственным образом связан с коленчатым валом двигателя. Машинка устанавливается на стартовый стол, слегка придавливается. Диски чудесным образом совмещаются, электромотор начинает крутиться и вращать коленвал модели. И снова – ажур (см. выше).
Вот и все, что я могу сказать об этом. Хотя, нет, еще один момент, пожалуйста. ДВС на метаноле работает по калильному принципу. Схема работы такая. Перед запуском необходимо подать напряжение на свечу накаливания (обычно необходимое для этого устройство входит в комплект модели), свеча нагревается и воспламеняет воздушную смесь. Далее, когда мотор начинает работать, зажигание происходит благодаря тому, что свеча при вспышках в цилиндре нагревается. Получается этакий замкнутый круг. И он здесь, замечу, – весьма кстати.

Некоторые модели требуют аппаратуру с дополнительным каналом – для управления трансмиссиейTraxxas Monster Buggy масштаба 1:6

  Трансмиссия
Большинство серьезных и дорогих моделей с "нитрой" имеют полный привод. Радикальных отличий от "электричек" в схемах трасмиссий тут не наблюдается: дифференциалы могут быть свободными или заблокированными, а то и вовсе передний привод может быть подключен через обгонную муфту – тут уж как вам больше нравится. Важно другое. Учитывая довольно узкий рабочий диапазон ДВС, особенно высокооборотистых метанольных моделей, зачастую для достижения высоких скоростных и тяговых характеристик используется коробка передач. Здесь, опять же, бывают варианты: либо это чистая "механика" (двух- или трехступенчатая), либо некая автоматическая конструкция на центробежных регуляторах – зависит от конкретной модели. Сцепление также используется центробежное, то есть – автоматическое: даешь больше газу – и машинка трогается. Или же срывается с места – это уж как настроить. Вы ведь не забыли, что в серьезных машинках, даже в маленьких, настраивается все-все-все?

Коробка передач – механическая двухступенчатаяKyosho Mad Force: трехступенчатая автоматическая КПП

  И еще один момент. В отличие от электродвигателя, ДВС гораздо сложнее заставить крутиться в обратную сторону (как это, между прочим, практикуют производители снегоходов с двухтактными моторами) – в первую очередь потому, что это невозможно сделать, предварительно не заглушив его. Поэтому далеко не все нитромашинки могут ездить задом-наперед, ибо – проблема. Правда, некоторые фирмы все же решают ее, устанавливая, например, реверсивный модуль – этим путем пошли создатели монстра Traxxas T-Maxx. Безусловно, подобные навороты сказываются на стоимости машины. Да и на массе, собственно говоря, тоже. Так что аскетичные спортсмены легко обходятся без заднего хода. Ни шагу назад!

< 1 2

Фото: Роман Останин, Kyosho
Текст: Кирилл Бревдо
Статья опубликована в журнале "Колеса" №88 за Февраль 2005 / №88


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-