Колеса


  Журнал «Колёса» № 09 (95) 2005 

Отвергнутое будущее

Эти автомобили опередили время. Спросите, ну и что здесь особенного? Ведь мы каждый год видим десятки концепт-каров, пытающихся показать нам будущее уже сегодня. Но на то они и концепт-кары, чтобы "выстрелить" и кануть в Лету. Намного сложнее адаптировать передовые технологии для серийной продукции. Впрочем, машин с чем-нибудь эдаким "впервые в мире" в истории тоже было предостаточно. Но сегодня речь пойдет об автомобилях, не просто опередивших время, а ушедших в опасный отрыв. Диковинках, вызывавших удивление и непонимание современников, и компетентно оцененных лишь потомками. Эти автомобили принесли технологии будущего, но принесли их слишком рано. Они стали не революционерами, а пионерами. Чаще всего их ожидал коммерческий крах и забвение, хотя случались и исключения. Мы предлагаем вам десять знаменательных машин, показавших дорогу в будущее.

1

Citroen DS, 1955-1975 гг.

Citroen DSЭтот автомобиль был буквально нашпигован инновациями, одни из которых немедленно подхватили конкуренты, а другие надолго остались недооцененными. Гидропневматическую подвеску, впервые появившуюся на DS, Citroen многие годы развивал самостоятельно. Со временем автопроизводители на своих дорогих моделях тоже стали отказываться от пружин и амортизаторов в пользу пневмоэлементов. Система изменения дорожного просвета вновь появилась на серийных машинах в восьмидесятых, механические коробки передач с автоматическим сцеплением – в девяностых, а освещающие поворот фары возродились совсем недавно, в 2002 году. Сегодня активнейшим образом ведутся работы по снижению травматизма пешеходов в случае наезда – а создатели Citroen DS были пионерами этого благого дела, понизив линию бампера и спрятав дворники под капот.

2

Chrysler Custom Imperial Airflow, 1934-1937 гг.

Chrysler Custom Imperial AirflowПервый в мире автомобиль, форма кузова которого стала результатом серьезных испытаний в аэродинамической трубе. Необычной была и компоновка машины – Airflow строился вокруг салона, для удлинения которого мотор сместили за пределы колесной базы, а заднюю ось ото-
двинули непривычно далеко. Создателями автомобиля стали инженеры Карл Брир, Фред Зебер и Оуэн Скелтон, а дизайнер Гордон Бюриг облек обтекаемые формы в стиль арт-деко. С тех пор эффектные, авангардные машины стали фирменной "фишкой" корпорации Chrysler. Увы, в постдепрессионной Америке обтекаемый и странный Airflow не пришелся ко двору. А с аэродинамикой автомобильные компании начали крепко дружить лишь с шестидесятых годов.

3

Bugatti Type 13 Brescia Tourer, 1920-1926 гг.

Bugatti Type 13 Brescia Tourer16-клапанные "четверки" появились на гоночных машинах в 1912 году – с ними экспериментировали Bugatti, Peugeot и Stutz. Но только Этторе Бугатти решился на массовое производство таких моторов. Его Brescia Tourer оснащался 1.4-литровым двигателем с двумя распредвалами мощностью около 30 л.с., заимствованным у гоночного Type 13. Фирма Bugatti выпустила аж 2 000 этих машин! Однако в те времена выгоды от 16-клапанной схемы были малозначительными, и о ней забыли до начала семидесятых, когда идею возродили Jensen и Lotus. Но по-настоящему популярными 16-клапанники сделали Toyota и Honda в восьмидесятые.

4

Mercedes-Benz Typ 260D, 1936-1940 гг.

Mercedes-Benz Typ 260DВ феврале 1936 года на Берлинском мотор-шоу компания Daimler-Benz представила первый в мире легковой автомобиль с двигателем конструкции Рудольфа Дизеля. Mercedes-Benz Typ 260D входил в семейство W138 и оснащался 2.5-литровым мотором мощностью 35 л.с., потреблявшим всего девять литров топлива на каждые 100 км, что компенсировало скромную максимальную скорость в 97 км/ч. Всего было построено 1967 машин, которые пользовались огромным успехом у таксистов. До войны одна их них прошла более миллиона километров, доказав феноменальную долговечность дизельных моторов. Следующий раз Daimler-Benz обратился к этой теме в 1949 году с моделью 170D, однако остальные производители продолжали скептически относиться к дизелям. Вплоть до энергокризисных семидесятых.

5

Jensen FF, 1966-1971 гг.

Jensen FFГоночные автомобили с полным приводом выезжали на трассы эпизодически, пока один из них – болид Фредди Диксона – не привлек к себе внимания магната тракторостроения Гарри Фергюсона. Он захотел усовершенствовать конструкцию, и в качестве консультанта пригласил известного гонщика Тони Ролта. Вместе они создали полноприводный автомобиль Р99 для гонок Формулы-1. Лицензию на производство Р99 приобрел Ричард Дженсен, владелец автомобильной фирмы Jensen, и поручил своему главному конструктору Кевину Битти построить "гражданскую" машину. Так на свет появился революционный Jensen FF с несимметричным полным приводом, самоблокирующимся межосевым дифференциалом и механической АБС Dunlop Maxaret. Все это – впервые в мире. Именно FF спустя десятилетие сподвиг Фердинанда Пиха создать свой знаменитый Audi Quattro.

6

Fiat 600 Multipla, 1956-1969 гг.

Fiat 600 MultiplaВыдающийся фиатовский конструктор Данте Джакоза в рамках проекта "100" создал на единой агрегатной базе две машины – суперуспешную крошку Fiat 600 и первый в мире минивэн Multipla ("многоцелевой" по-итальянски). Шестиместный автомобиль с 767-кубовым моторчиком мощностью 21 л.с. отличался на удивление разумной организацией внутреннего пространства: при необходимости задние сиденья складывались, образуя грузовую площадку. Было выпущено 129 994 машины, однако идея нашла поддержку лишь в первой половине восьмидесятых, когда рост уровня жизни позволил многодетным семьям много путешествовать.

7

Chevrolet Corvair Spyder Turbo, 1962-1966 гг.

Chevrolet Corvair Spyder TurboТурбонаддув был изобретен в 1905 году, но на серийных автомобилях появился только в 1962-м. Тогда американцы оснастили турбиной высокого давления 2.3-литровый "оппозитник" заднемоторного Chevrolet Corvair Spyder. Мощность двигателя разом возросла с 84 до 150 л.с., а до 96 км/ч машина стала разгоняться за 10.8 секунды вместо 21.6. Если седан Corvair противопоставлялся фольксвагенам, то Spyder Turbo – импортным английским машинам спортивного толка. Но со своими ролями обе машины не справились из-за неудачной конструкции независимой задней подвески. Два сезона в 1962-1963 гг. турбомоторы выпускало и отделение Oldsmobile, однако вскоре отказалось от них, встав на путь наращивания объема двигателя. Турбина вернулась в середине семидесятых, когда в серию пошли BMW 2002 turbo и Porsche 911 Turbo, а массовое распространение получила в конце восьмидесятых на дизельных двигателях.

8

Peugeot 301 Eclipse, 1934 год

Peugeot 301 EclipseИдею металлической крыши, убирающейся в багажник, предложили в 1933 году сотрудники фирмы Peugeot – инженер Жорж Полэн и кузовщик Марсель Пурту. Год спустя их затея воплотилась в первом серийном "купе-кабриолете" Peugeot 301 Eclipse. Опыт был признан успешным, и следующая машина, 401 Eclipse, получила электрический привод крыши вместо механического. Всего до начала войны Peugeot выпустила несколько сотен купе-кабриолетов разных моделей. В пятидесятых годах выпускался Ford Fairlane 500 Skyliner аналогичной конструкции, но настоящий успех к купе-кабриолетам пришел в 1996 году с появлением мерседесовского SLK.

9

Goliath GP 700 Sport, 1951 год

Goliath GP 700 SportGoliath GP 700 был типичным для бедной послевоенной Германии маленьким седанчиком без всяких технических затей. Пока в 1951 году для его двухцилиндрового двухтактного двигателя объемом 688 "кубиков" не адаптировали систему непосредственного впрыска бензина от Bosch, применявшуюся на немецких авиационных моторах в годы войны. Мощность мотора возросла с 25 до 29 л.с., скорость – до 120 км/ч, а расход топлива существенно снизился. Впервые этот двигатель установили на купе 700 Sport, а в 1952 году он появился на более доступном седане Goliath GP 700 Е. Сегодня, в эпоху борьбы за экологию, системы непосредственного впрыска бензина переживают настоящий бум, который начался с моторов Mitsubishi GDI образца 1997 года.

10

Bugatti Type 35, 1924-1934 гг.

Bugatti Type 35Самая успешная гоночная машина всех времен и народов, победившая более чем в тысяче заездов на различные дистанции, в момент своего дебюта 3 августа 1924 года шокировала мир не только своей рациональной конструкцией, но еще и дизайном колес. Вместо привычных тогда спицованных дисков Type 35 получил литые диски из алюминиевого сплава с интегрированными в них тормозными барабанами. Это решение помогало снизить массу колеса и облегчало обслуживание машины в ходе гонки, но в ту пору оно казалось дорогостоящим экспериментом. Широкое распространение легкосплавные колесные диски получили только в семидесятые годы.
Статья опубликована в журнале "Колеса" №95 за Сентябрь 2005 / №95


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-