Колеса


  Журнал «Колёса» № 09 (95) 2005 

Славная история

Известная сегодня во всем мире марка автомобилей MAN появилась в 1908 году, после переименования объединившихся на рубеже XIX и ХХ веков аугсбургского и нюрнбергского машиностроительных предприятий. Символом этого союза явилось само новое название MAN – Maschinen-fabrik Augsburg-Nurnberg. Впрочем, история концерна стартовала гораздо раньше, в 1758 году, когда вступил в строй металлургический завод St. Antony (Оберхаузен) – первое предприятие тяжелой промышленности в Рурской области. С 1915 года оно начинает производить грузовые автомобили. Первыми машинами, вышедшими из стен завода, были грузовики с бензиновыми моторами, которые выпускались по лицензии австрийской фирмы Saurer. Однако очень скоро все изменилось коренным образом. Ведь именно на аугсбургском машиностроительном заводе в 1893-1897 годах Рудольф Дизель разработал свой знаменитый двигатель.

MAN

И в 1924 году из ворот предприятия начинают выезжать первые в мире серийные грузовые автомобили, оснащенные дизельными двигателями. Постепенно машины и их моторы доказывают свою состоятельность, и компания продолжает работу в этом направлении. Так, в 1937 году появляется созданный для грузовых автомобилей первый дизельный двигатель со сферической камерой сгорания. Это была инновационная разработка того времени, ознаменовавшая прогресс в моторостроении.

Современная история знаменитой марки MAN берет свое начало в 50-е годы. В это время на рынок выходит модель 13 230 – первый грузовик компании, имеющий бескапотную компоновку. Он оснащался шестицилиндровым дизелем объемом 10 343 куб. см мощностью 230 л.с., агрегатированным с 12-ступенчатой МК, и мог перевозить 12 т груза со скоростью до 82 км/ч. Машина поначалу казалась непривычной и даже вызывала опасения из-за своей новизны. Однако достоинства бескапотной компоновки для европейских условий очень скоро стали очевидны, поэтому конструкция получила всеобщее признание.

MANMAN

Важной исторической вехой явился выпущенный в 1967 году MAN серии 13 (модели 215/240/250F). Здесь уже отчетливо видны многие конструкторские принципы компании, прогрессивно развиваемые и сегодня: откидывающаяся комфортабельная кабина, широкая гамма модификаций и дополнительного оборудования, технически точно подобранные и надежные дизельные двигатели.

Заданное направление продолжила созданная в 1978 году модель Х-90. Она была предназначена для перевозок на дальние расстояния. Модульная конструкция (автомобиль легко "перестраивается" в зависимости от нужного на данный момент назначения), ровный пол кабины, развитый бампер-кожух, максимальное использование полезного пространства при ограничениях на габариты – все эти принципы, которые тогда были новаторскими, теперь широко применяются в современном автостроении.

MANMAN

Успех развил MAN-F90, получивший в1987 году звание "Грузовик года" (Truck of the Year). В этой модели также проявились все эволюционирующие ныне конструкторские линии: эстетичный внешний вид, проработанная до тонкостей эргономика интерьера, несколько типов кабин, обширный перечень дополнительного оборудования.
Достижения последнего десятилетия MAN всем хорошо известны – миллионы грузовиков и автобусов с этим названием на борту каждый день выполняют свою работу по всему миру.

MAN: Хронология
1915 – Начало производства грузовых автомобилей в г. Нюрнберге
1923 – Первый готовый к эксплуатации дизельный двигатель для автомобилей, 40 л.с. с непосредственным впрыскиванием топлива, г. Аугсбург
1924 – Первый в мире серийный дизельный грузовой автомобиль с непосредственным впрыскиванием топлива
1925 – Дизельный грузовой автомобиль грузоподъемностью 5 т с карданной передачей
1937 – Первый дизельный двигатель со сферической камерой сгорания, разработанный для грузовых автомобилей
1951 – Первый немецкий дизельный двигатель для грузовых автомобилей с турбонагревателем, работающим на отработавших газах
1954 – Первый малошумный дизель для автомобилей со сферической камерой сгорания
1988 – Автобус с низким уровнем пола, не загрязняющим окружающую среду дизелем с газотурбинным наддувом
1989 – Маршрутные грузовые автомобили М 90/F 90 Silent
1992 – Грузовой автомобиль SLW 2000 для эксплуатации в черте города
1992 – Туристический автобус 422 FRH Lion's Star c ровным полом кузова и безопасным пассажирским помещением
1993 – Новое поколение грузовых автомобилей L2000 (грузоподъемность от 6–10 т)
1994 – Презентация нового ряда грузовых автомобилей большой грузоподъемности с полной массой от 18 т и выше, с двумя "Евро"-дизелями. Грузовой автомобиль L2000 для развозки товаров с комбинированным приводом (от ДВС и аккумуляторных батарей). Двигатель, работающий на природном газе, для грузовых автомобилей и автобусов. Дизель-электрический привод, размещенный в ступице колеса, для городских автобусов.
1994 – Присвоение звания Coach of the Year
1995 – Присвоение звания Truck of the Year (а также в 1977, 1980, 1987 годах)
1996 – Внедрение на рынок нового среднего ряда грузовых автомобилей М 2000 с полной массой от 12–25 тонн
1997 – Внедрение на рынок нового поколения низкорамных автобусов
1998 – Получение Германского приза за грузовые автомобили производства MAN
2000 – Мировая презентация нового поколения грузовых автомобилей TG-A
2001 – Присвоение звания Truck of the Year новой серии грузовых автомобилей TG-A
2001 – Новый туристический автобус Lion's Star
2004 – Новый низкорамный автобус MAN Lion's City удостаивается звания Bus of the Year 2005
Текст: Михаил Щелоков
Фото: MAN
Статья опубликована в журнале "Колеса" №95 за Сентябрь 2005 / №95


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-