Продолжаем тему GPS-навигации. В прошлый раз мы говорили о специализированных автомобильных системах, а сейчас рассмотрим портативные навигаторы, GPS-модули и поговорим об электронных картах – самом сложном вопросе для российской GPS-навигации. | | В качестве небольшого вступления вспомним, что представляет собой система GPS. Глобальная система определения координат, GPS (Global Positioning System), основана на использовании 24 космических спутников NavStar (США), находящихся на орбите и миллионов приемников на Земле. Определение координат производится методом "сведения пеленга": приемник ловит сигнал от 3 и более спутников, замеряет время задержки прохождения сигнала от каждого и рассчитывает свое местоположение, которое процессор устройства соотносит с загруженной в память прибора электронной картой, отображающейся на экране. Точность определения координат у разрешенных для частного использования приемников составляет в среднем 3-5 метров. Абонентская плата отсутствует: клиент платит один раз – в момент покупки устройства. Регион в кармане Портативные GPS-приемники (называемые также карманными или носимыми) представляют собой небольшой прибор, по форме и размерам напоминающий сотовый телефон. На сегодня различными производителями разработано и предлагается в продаже достаточно большое количество моделей таких устройств различной функциональности и исполнения по цене от 100 до 800 долларов. Основной технической характеристикой, по которой различаются приемники, является прежде всего объем встроенной и оперативной памяти. От этого зависит число карт, которые можно загрузить в приемник, количество запоминаемых устройством пройденных маршрутов и их детализация. Например, некоторые простые модели не имеют встроенной памяти и работают с одной установленной картой. В то же время более совершенные навигаторы позволяют единовременно загружать (соответственно использовать) несколько карт различных областей. Также, в зависимости от модели, устройства могут либо не запоминать ни одного, либо запоминать 1-2 – и до 50 маршрутов. Кроме технических, важными являются и пользовательские характеристики, по которым также различаются карманные GPS-приемники. Так, удобство и функциональность модели определяет оснащение цветным или монохромным дисплеем и количеством пикселей на экране (от 64х100 и до 180х240), наличие русифицированного меню, емкость аккумулятора и время автономной работы (от 10 и до 36 часов). Кроме того – возможность подключения внешнего питания и внешней антенны для усиления приема, вид соединения с компьютером – через COM или USB-порт, способность стыковки через тот или другой на выбор. Некоторые модели могут дополнительно иметь встроенный компас и барометрический высотомер, а также оснащаться противоударным и/или водонепроницаемым корпусом. Иногда с портативным GPS-приемником совмещают мобильную рацию "уоки-токи", что дает возможность на расстояниях до нескольких километров переговариваться с подобным же устройством. Правда, открыто и смело пользоваться такой рацией у нас можно только в отдаленной от цивилизации глуши, поскольку частоты, на которых работают эти радиостанции, в России являются закрытыми для частного использования. Основная область применения портативных GPS-приемников – туризм, рыбалка, охота и т. д., то есть в тех случаях, когда совершаются длинные пешие походы по лесным и прочим ненаселенным природным областям. Конечно, в них можно загрузить и карты городов, правда это малоактуально (почему – разъясним позже). Теоретически их можно использовать и в автопутешествиях, но при этом появляются проблемы уже на техническом уровне: для быстродвижущегося автомобиля процессор портативного приемника оказывается слабоват и не успевает с нужной скоростью менять карту на дисплее. Зато в походе по лесу карманный GPS, особенно высокого класса, оказывается весьма полезным и удобным для ориентирования : он покажет, как лучше обойти озеро, выйти на дорогу или к населенному пункту, запомнит маршрут, по которому можно будет вернуться обратно. Штурман КПК Внешние или подключаемые GPS-модули (называемые также "приемники без дисплея") в обычном исполнении представляют собой небольшой прибор, размерами и формой похожий на компьютерную мышь. Устройство соединяется с КПК или ноутбуком через USB-порт с помощью кабеля или непосредственно через разъем на корпусе либо связывается по Bluetooth. Для опознания компьютером прибора и работы с ним устанавливается специальная программа-драйвер, обычно поставляемая в комплекте. Кроме стандартного внешнего исполнения, существует и ряд спортивных моделей для ношения на запястье, модели с влагонепроницаемыми и ударопрочными корпусами, варианты, оснащенные дополнительно компасом и высотомером, а также специализированные встраиваемые модули, не имеющие корпуса. Стоимость устройств, в зависимости от модели, колеблется от 50 до 300 долларов. | | Основная техническая и пользовательская особенность GPS-модуля – использование компьютерных мощностей. Таким образом, при стыковке модуля с хорошовооруженным современным КПК или ноутбуком, появляется возможность работать с большим количеством карт и маршрутов, которые можно запоминать и передавать по Интернету. В этом случае автовладелец может пользоваться большим объемом сервисных функций: автоматическим прокладыванием автомобильного маршрута из одной заданной точки до другой, сопровождением движения по нему голосовыми и визуальными подсказками, автопоиском нужных объектов инфраструктуры – бензоколонок, кафе и пр. Правда, в полном объеме этот сервис действует только в Европе (об этом далее). Благодаря таким особенностям, область применения GPS-модулей оказывается весьма широка. Например, при стыковке с КПК получается достаточно удобный комплект для пеших или велосипедных походов, который подойдет и для автомобиля. При соединении же с ноутбуком появляется возможность создать очень мощную систему для автомобильных и водных (при плавании на катере, например) путешествий. Местность на дисплее Электронная карта местности, отображаемая на экране навигатора, – это пользовательская основа, дающая конкретную визуальную привязку. Без карты на экране прибора будут отображаться только цифровые значения географических координат, которые рядовому пользователю ничего не говорят. Впрочем, приобретение и установка электронных карт для GPS-навигатора сегодня не проблема – большинство устройств поставляется в комплекте с картами Скандинавии и всей Европы. Как правило, на месте продажи можно также приобрести и загрузить диски с дорожными картами Северо-Западного, Центрального регионов России, части территории за Уралом и с городскими картами Петербурга и Москвы. Но между российскими и европейскими картами очень большая разница. Отечественные электронные карты не поддерживают возможности автопрокладывания маршрутов при движении на автомобиле, следования по нему, на них не отражена дорожная инфраструктура (бензоколонки, кафе, посты ГИБДД, кемпинги и пр.), и нет, соответственно, возможности заданной выборки. На российской карте автовладелец может видеть только типы дорог и населенные пункты. Поэтому для тех, кто не собирается путешествовать по Европе (где навигатор, который легко взять с собой, может оказаться очень полезным), а намерен ездить по России, единственным преимуществом GPS-навигации перед бумажным атласом (при ценах, заметим, в 500 долларов и 50 рублей) является возможность видеть, по какой дороге он сейчас едет и как далеко до ближайшего населенного пункта. Более актуальной и полезной в России выглядит GPS-навигация для туризма в ненаселенной природной местности – там, где нет указателей и не у кого спросить, как добраться куда-либо. Но здесь у российских карт есть проблема – масштаб. На сегодня в России для частного использования и тиражирования разрешены карты масштабом не крупнее 1:1000 – т. е. в 1 см карты – 1 км местности. Масштабы же 1:500 (в 1 см – 500 м) и крупнее считаются секретными. Поэтому для тех, кто собирается ходить в лес рядом с дачей, навигатор вряд ли будет полезен и интересен: засечь и запомнить место, где растут грибы или хорошо клюет, будет проблематично, ведь 100 м занимают всего 1 мм экрана. Актуальность наличия прибора появляется только при более дальних походах, когда начинает иметь значение география местности. P.S.Говоря о GPS-навигаторах, стоит отметить один важный момент – их имиджевую сторону. Определенно, без GPS сегодня не обходятся ни при создании автомобильных мультимедийных систем "хай-энд", где должно быть "все", ни при комплектовке "продвинутого" туристского снаряжения.
Благодарим за содействие в подготовке материала компанию NaviLine
Текст: Михаил Щелоков Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №95 за Сентябрь 2005 / №95
|