Колеса


  Журнал «Колёса» № 08 (94) 2005 

Iveco Trakker

К карьеру!

Спрос на строительные автомобили – штука специфическая. Казалось бы, сколько их – кузовато-грязноватых – населяет наши транспортные потоки. И потребность вроде не пропадает – страна переживает строительный бум, сравнимый разве что с первыми пятилетками. А вот поди ж ты – рыночная стройка от коммунистической отличается в принципе, а в технической области – тем более. И грузовик теперь клиенту подавай не абы какой, а многофункциональный. Чтоб и бетоносмеситель на него поставить, и кузов внушительной кубатуры, и спецоборудование какое. Еще крайне желательно, чтобы машины – вне зависимости от функциональной направленности – обслуживались на одном сервисе. И чтоб дороги и климат наш переносили – это уж само собой. С дорогами вообще история особая. Их у нас, как известно, нет – одни направления. А уж "там, где идет строительство" – тем более. Так что самосвал (или еще что автомобильно-строительное) должен отличаться повышенной выносливостью. И проходимостью. Тоже, желательно, повышенной.

Iveco Trakker

Так что вполне понятно, почему компания "Ивеко Фиат СпА" – официальный представитель Iveco в России – демонстрировала новые грузовики Trakker  с такой помпой. Дмитровский автополигон, шатры-экраны, журналисты кучками… Праздник, словом.

В качестве аперитива нам представили статистику европейских продаж грузовиков: на внедорожные модели (к каковым относится и новичок Trakker, и его предшественник EuroTrakker) приходится всего 15% рынка. Не густо? Возможно. Но эти 15% – машины, работающие в крайне тяжелых условиях. И стоит понравиться клиенту, делом доказать надежность (читай – рентабельность) своей техники – и он ваш. Возможно, навеки. Итак, чем же собирается пленять сердца суровых воротил стройбизнеса Trakker?

Прежде всего Iveco Trakker – это гамма из семидесяти семи (!) автомобилей. Шестьдесят из них – грузовики с колесными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 8x4 и 8x8 (четырнадцать модификаций специально разрабатывались как шасси под "бетономешалки"), еще семнадцать – тягачи (4x2, 4x4,6x4 и 6x6). Цифр не многовато? Перейдем к словам.

Новая модель называется Trakker. Просто Trakker – безо всяких Euro. В прошлом году сборная европейских покупателей уступила "сборной мира" матч по "ивекоемкости" – 49.8% против 50.2 (опять цифры, но куда ж без них?). В Турине не оставили тенденцию без внимания, и имя новой модели уже не имеет геополитической окраски. Укороченное название, да еще с новым, весьма эффектным шрифтом звучит просто и весомо – TRAKKER. Вопросы есть?

Есть. Эта кабина у вас, простите, не от Стралиса ли?

И да, и нет. Кабины AS (Active Space) от магистральных тягачей Stralis начали устанавливать на тяжелые грузовики с 2002 года. Модификация была только одна – длинная, с полной шириной (2.48 м) и увеличенной высотой. На новые грузовики семейства Trakker можно установить одну из двух кабин, ведущих родословную от "папы-Стралиса" – AT (Active Time, длинная) и AD (Active Day, короткая). Впрочем, кабины мы еще пощупаем руками, а пока послушаем, что там говорят о технической "начинке".

Приборы – почти как у магистрального тягача Stralis. Только дисплей не цветной, а монохромный. На удобство не влияетЦепкая тканевая обивка, уверенная боковая поддержка… Можно заказать "клеенчатый" вариант – его можно мыть, но сидеть будет не так удобноЦепкая тканевая обивка, уверенная боковая поддержка… Можно заказать "клеенчатый" вариант – его можно мыть, но сидеть будет не так удобно

В основе всех грузовиков семейства Trakker – вне зависимости от длины, количества осей и функциональной направленности – рама в форме сдвоенного бутылочного горлышка. Модификации различаются только толщиной стали: 7.7 мм у "легких" и 10 мм – у тяжелых грузовиков. В зависимости от полной массы применяются и различные рессоры. В "стандарте" они параболические, грузоподъемностью 8 т спереди (для одиночных мостов) и 13 т (21 для сдвоенных тележек) сзади.

Если грузовику уготована не такая легкая судьба, вместо базового варианта можно поставить параболические или полуэллиптические рессоры повышенной грузоподъемности. Кстати, на Trakker можно поставить заднюю тележку на параболических рессорах грузоподъемностью аж в 32 тонны!

Мосты – особая гордость Iveco. Итальянцы уже много лет развивают опыт компании Magirus, славившейся своими трансмиссионными разработками. На Trakker можно установить мосты с одно- или двухступенчатыми редукторами – опять же в зависимости от степени внедорожности машины. Но, вне зависимости от назначения и грузоподъемности, все задние мосты оснащаются блокировками межколесных, а передние мосты тележек – и межосевых дифференциалов.

Ну и какая же, скажите, может быть повышенная проходимость без мощных моторов? Для Тракера подготовлено два мотора – Cursor 8 и Cursor 13 – в шести вариантах мощности. Хочешь – плати деньги и получай Cursor 13 мощностью в 380, 440 или 480 л.с. Хочешь – выбирай мотор подешевле и полегче (Cursor 8) и мирись с потерей в "лошадях": их будет  270, 310 или 352. Самые слабые версии моторов оснащены традиционной системой наддува – с управлением по уэйст-гейту, на более мощных установлены турбины с изменяемой геометрией. И все без исключения моторы имеют "декомпрессионный" тормоз-замедлитель – фирменная особенность моторов от Iveco. Принцип работы прост: в конце цикла сжатия система приоткрывает выпускные клапаны, а турбина позволяет "притормозить" выхлоп. Вместе они развивают тормозное усилие эквивалентной мощностью более четырехсот "лошадок".

КПП? Тут тоже есть, из чего выбрать. Пять "механик" Ecosplit (на 9 или 16 ступеней, с повышающей передачей или без нее) или два варианта 12-ступенчатого "автомата" EuroTronic 2 – все производства ZF.

Весь вышеописанный технический "фарш" наделяет Trakker внушительным потенциалом. Например, 40-тонная махина, оснащенная мотором Cursor 13, механикой Ecosplit ZF Overdrive и главной парой с передаточным числом 1:4.23, способна тронуться на 48-процентном подъеме! Вид из кабины при этом, должно быть, завораживает.

Iveco TrakkerIveco Trakker

Кстати, пора уже наконец осваивать жизненное пространство. Его Trakker предоставляет в количестве более чем достаточном – даже в варианте AD, с которым довелось познакомиться лично. Короткая кабина – всего 1.66 м в длину – оказалась весьма просторной, а уменьшенную по сравнению со Стралисом ширину (2.28 м против 2.48 у магистрального собрата) сможет заметить только законченный клаустрофоб.

Зато даже ему понравятся сиденья – высокая спинка, цепкая тканевая обивка, надежная боковая поддержка… Класс! Это просто спорткар какой-то, а не самосвал. Если вы еще не чувствуете себя, как в сшитом на заказ костюме, – пообщайтесь с регулировками. Их тут масса. Переместить руль? Не вопрос – прижимаем педальку слева и выбираем оптимальное положение. Отлично. Диаметр, сечение обода – в самый раз. И "мультикнопки". И рычажок моторного тормоза справа под рулем. И приборы баранка не способна перекрыть в принципе – конструкторы запретили.

Trakker мягко трогается с места и легко набирает скорость. Впереди – широкая полоса одной из дорог автополигона. Удивительно комфортная машина! Недаром все материалы по новым машинам пестрят слоганом "Off-road power, on-road comfort". Офф-роуда, к сожалению, вкусить не удалось, а вот с "он-роудом" – полный порядок. Но Траккеры российских условий уже вкусили – несколько машин уже трудятся в Ямало-Ненецком автономном округе.

Отзывы – положительные.

Редакция благодарит компанию "Питертракцентр" за помощь в подготовке материала.
Текст: Николай Свистун
Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №94 за Август 2005 / №94


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-