В начале ХХ века управление машиной требовало от водителя хорошей физической формы. Ведь для того чтобы повернуть тяжелые колеса для разворота на пятачке, приходилось здорово налегать на баранку. Такое положение дел, разумеется, мало кому нравилось: не все господа-автовладельцы блистали нужным здоровьем, к тому же в мир авто стремились и дамы, которым напрягаться и вовсе не положено. Особо страдали водители грузовозных автомобилей. Конструкторы стали думать. Естественным выходом было увеличение в рулевом передаточного числа, но тут появлялся серьезный минус – руль приходилось крутить, как ручку граммофона. Простой арифметикой задача не решалась – требовалось вводить новую систему. | И ее придумал в 1925 году американец Фрэнсис Дейвис, запатентовав специальное устройство под названием "гидравлический усилитель рулевого управления". Правда, конструкция выглядела несколько "сыроватой" и мгновенного успеха не обрела. Однако принцип и путь совершенствования наметились: с конца 30-х – начала 40-х годов в Америке, а затем и в Европе конструкторы начинают ставить ГУР на некоторые свои модели автомобилей. К чему это привело сегодня, знают все – этим устройством оснащается весь грузовой автотранспорт и немалая доля легкового. Так что посмотрим на ГУР поближе. Под давлением ГУР представляет собой герметичный картер, внутри которого находится управляющий клапан и поршень-рейка. Этот поршень соединен винтовой передачей с рулевым валом и своей зубчатой рейкой с шестерней на валу, передающем усилие на рулевую рейку или сошку. С картером ГУР через патрубки соединен насос с расширительным бачком. В традиционных простых системах привод насоса осуществляется через ремень от двигателя. В более современных насос ГУР приводится отдельным электромотором – такие усилители называют электрогидравлическими усилителями (ЭГУР). Работает система так. Пока руль находится в положении "прямо", управляющий клапан также пребывает в среднем положении, и рабочая жидкость перекачивается через него. При повороте же руля в ту или иную сторону клапан перемещается, и жидкость начинает давить на поршень, создавая усилие на валу. В обычных ГУР это усилие постоянно и не зависит от скорости движения автомобиля. Отсюда удобный на парковочных маневрах руль с ГУР оказывается "жидким" и нечетким на скорости. Поэтому современные системы ЭГУР, кроме электромотора, имеют управляющий электронный блок, который, исходя из данных скорости автомобиля, рассчитывает нужную величину создаваемого усилия. Не туго? Основная "потребительская жалоба" на рулевое с ГУР – " руль стал вращаться с большим трудом". Причин тому может быть несколько. Чаще всего – это подтекание рабочей жидкости, которое возникает, как правило, по валу насоса, задней крышке насоса, сальникам и уплотнителям рулевой рейки или рулевого механизма. Также это может вызываться и слабым натяжением или износом приводного ремня насоса. Если машина уже имеет значительный пробег, то причиной "утяжеления" руля может быть и механический износ насоса – признаком этого является характерный шум, появляющийся при вращении рулевого колеса. От износа страдает и прочая механика, отчего появляются такие типичные проблемы, как, прежде всего, специфическое скрипение ГУР, люфты и стуки, неодинаковое усилие при вращении руля в разные стороны, заедание (закусывание) руля при вращении, стуки и повышенные люфты в рулевой рейке или механизме. Однако тут стоит отметить, что вибрации, угловые колебания руля, как правило, не говорят о неисправностях ГУР, и их причину стоит искать первым делом в подвеске и углах "развала-схождения", а также в дефектах колесных дисков и резины. У электрогидравлических усилителей могут случаться и проблемы с электроникой. Основные признаки ее неисправности – "несогласованность" усилия со скоростью, когда руль оказывается слишком "легким" при движении на больших скоростях либо, наоборот, не становится "легче" на парковке. В целом, оценивая ГУР по стойкости, можно назвать его вполне надежным и живучим агрегатом. В старых машинах это устройство, конечно, может сильно потрепать владельцу нервы своими постоянными скрипами и тугим ходом, но все же внезапные и полные отказы ГУР – большая редкость. Если же это произошло, то причину первым делом надо искать в обрыве ремня (особенно в случае, если до того агрегат работал вполне исправно). Кстати, и ехать с отказавшим ГУР тоже можно, правда, только в аварийном режиме, поскольку усилие на руле оказывается весьма значительным – оно намного больше, чем на такой же машине без ГУР. На станцию Для первичной диагностики неисправностей ГУР на оснащенных сервисах используют специальный стенд – люфт-детектор. Он позволяет выяснить, что причиной шума, скрипа, тугого хода, люфта и т.п., на которые жалуется владелец, является ГУР. Ведь если при подтекании жидкости все сразу понятно, то с посторонними шумами и люфтами сложнее. Они могут относиться к другим частям рулевого, и проблема тогда будет заключаться в износе рулевых втулок, плохой затяжке рулевых тяг, люфте наконечников рулевых тяг, люфте реактивной тяги, а также износе ШРУС. Дополнительно для ЭГУР подвергают тестированию и электронику – подключив компьютерный стенд через специальный разъем, считывают коды ошибок. После того как установлено, что причина неисправности в ГУР, производится его снятие и полная разборка для точного выявления и последующего устранения неисправностей. Здесь основными видами работ при ремонте оказываются замена сальника, уплотнителей, подшипника, турбины и лопаток насоса, управляющего клапана, а также восстановление валов. Средняя стоимость работ по ремонту гидроусилителя на "недилерских" станциях составляет, в зависимости от сложности и объема, от 1 000 до 3 000 рублей, не считая деталей, которые могут понадобиться. Впрочем, отметим, что не каждая неисправность ГУР – показание ремонта. Например, при небольших подтеканиях и несильных скрипах, когда это не очень заметно отражается на работе ГУР, можно не спешить и попробовать что-нибудь из средств автохимии – таких как жидкость для устранения скрипа гидроусилителя, герметик гидроусилителя и пр. Их сегодня достаточно в продаже по цене 200-300 рублей за флакон. И если трущиеся детали, сальники и уплотнения ГУР еще не сильно изношены, то это может помочь, по крайней мере, позволит отсрочить визит на сервис.
Текст: Михаил Щелоков Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №94 за Август 2005 / №94
|