Колеса


  Журнал «Колёса» № 08 (94) 2005 

Личный штурман

Автомобильные GPS-навигаторы

Без преувеличения можно сказать, что мобильная связь и Интернет стали частью бытия – без них свою работу и жизнь уже мало кто представляет. Сейчас же наступает время GPS-устройств. Развитие и отладка технологий GPS делает эти механизмы все более удобными в непрофессиональном использовании, доступными по цене. И поэтому не случаен возросший интерес автовладельцев к этим современным устройствам.

Разнообразие GPS-навигаторов на рынке сегодня очень велико – практически для каждой сферы деятельности разработаны свои устройства

Им сверху видно все


Для начала – вкратце о том, как это все работает. GPS (Global Positioning System) – глобальная система определения координат. Основными взаимодействующими элементами ее являются 24 космических спутника NavStar (более известны в народе как "спутники GPS"), запущенных США, и миллионы приемников на Земле в разных частях света. Задача системы – определение географических координат каждого отдельного приемника в каждый момент времени и соотнесение их с электронной картой, загруженной в память прибора. Технически это осуществляется методом "сведения пеленга": прибор ловит сигнал от трех и более спутников, замеряет время задержки прохождения сигнала от каждого из них и автоматически рассчитывает свое местоположение, которое процессор устройства соотносит с картой на экране.

По точности определения координат GPS-приемники подразделяются на "профессиональные" и "гражданские". Первые, к которым относится различная геодезическая измерительная техника, способны указать положение на земном шаре с точностью до сантиметров, однако использование профессиональных GPS-устройств в России возможно лишь для организаций, имеющих специальные лицензии. Кроме того, и цена на такие приборы далеко не любительская. В свою очередь "гражданские" GPS-приемники обеспечивают вполне приемлемую
точность до 3-5 метров и не требуют ни получения лицензии, ни какой-либо специальной регистрации. Также не нужно перечислять деньги за подключение и вносить абонентскую или повременную оплату за пользование. Единожды купив прибор, далее можно эксплуатировать его без всяких платежей.

Все GPS-приемники различаются областью применения – практически для каждой сферы
деятельности выпущены свои специальные навигаторы. Так, существуют авиационные и морские системы, портативные переносные, которые умещаются в карман, модули для подключения к КПК или ноутбуку, ну и, конечно же, автомобильные. О портативных GPS-приемниках и модулях мы расскажем в одном из ближайших номеров, а сейчас поподробнее остановимся на специальных автомобильных системах.

GPS-системы для автомобилей отличает внешнее исполнение, цветной дисплей и, главное – функция автоматического прокладывания маршрута (по Европе) с голосовыми подсказкамиGPS-системы для автомобилей отличает внешнее исполнение, цветной дисплей и, главное – функция автоматического прокладывания маршрута (по Европе) с голосовыми подсказками

Проводник на торпедо


Прежде всего, автомобильные навигаторы отличаются своим особенным исполнением –   обычно они представляют собой небольшой автономный блок с монитором, имеющим питание от "прикуривателя" (или автономное – от своего аккумулятора), и кронштейн для установки на торпедо или подвешивания на солнцезащитный козырек. Дисплеи приборов практически во всех моделях делаются цветными, поскольку это обеспечивает более быстрое считывание информации.

Для минимизации времени на управление некоторые современные модели снабжены сенсорным экраном и имеют усовершенствованное "интуитивное" меню, которое в ряде моделей уже русифицировано производителем. Также характерной особенностью оказывается мощный процессор устройства, обеспечивающий быструю смену карт на дисплее, что особенно нужно в условиях города, где положение машины относительно отображаемых объектов постоянно меняется.
Одной из ценных потребительских функций, присущих исключительно автомобильным GPS-системам, является автоматическое прокладывание маршрута и сопровождение голосовыми подсказками. Учитывая исходное положение и заданный владельцем пункт назначения, система автоматически рассчитывает и отображает на карте на дисплее маршрут проезда. При этом есть возможность задать определенные условия – например, ехать по платным дорогам, "срезать" путь по проселку и т. д. Система помогает водителю голосовыми подсказками о том, когда и где нужно свернуть, на какую дорогу и пр.

Компактный GPS-навигатор удобно брать с собой в путешествие – по размерам он не больше фотоаппаратаСовременные модели автомобильных GPS имеют сенсорный экран с интуитивно понятным "иконочным" меню

Правда, отметим, что на территории России автоматическое прокладывание маршрута пока не осуществляется, поскольку для этого требуются специально составленные электронные карты, которых для нашей страны не создано. Впрочем, электронные карты и ПО для навигаторов – это тоже отдельная тема, которую мы подробно осветим в будущем. Сейчас же скажем, что все GPS-приемники поставляются в комплекте с картами Европы, но к ним на месте продаж предлагаются и диски с дорожными картами Северо-Западного, Центрального регионов России и части территории за Уралом, а также с городскими картами Петербурга и Москвы. На них автовладельцу видны все населенные пункты и типы дорог – магистрали, асфальтовые, грунтовые и т. д., даже лесные просеки.

 Автоматическим же прокладыванием маршрута и подсказками можно начать пользоваться, переехав границу Финляндии, и далее – в Скандинавии и Европе. Тем, кто собирается путешествовать на своей машине или взять авто напрокат, навигатор очень пригодится – найти дорогу будет намного легче. Правда, подсказки система выдает только на европейских языках – эту функцию пока не русифицировали. Хотя для того, кто едет в Европу самостоятельно, проблем быть не должно – устройство "говорит" просто, и знания иностранного языка на уровне 7-го класса тут будет достаточно. При этом перевезти навигатор можно даже в ручной клади – места он занимает примерно столько же, сколько фотоаппарат.
Цены на автомобильные GPS-навигаторы в зависимости от модели составляют от 400 до 1200 долларов.


Материал подготовлен при содействии специалистов компании "NaviLine".
Текст: Михаил Щелоков
Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №94 за Август 2005 / №94


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-