Как известно, без натуральной кожи не обходится никакой VIP-класс, чем бы он ни был – хоть ложа в театре, хоть номер в гостинице, хоть салон автомобиля. Обивка из кожи признанно представляет самый высокий уровень во всем – и в "респекте", и в комфорте и в практичности. Однако нужно заметить, что статус и качество таких изделий оказываются далеко не однозначны. Бывает просто "кожаная обшивка" – и точка, а бывает и… Вот это мы сейчас и рассмотрим.
Желаемое и действительное Как можно догадаться, стать обладателем кожаного салона можно двумя путями: купив его вместе с машиной от завода (или прежнего владельца) либо заказав такую обивку в тюнинговом ателье. Понятно, что обращение в мастерскую оказывается единственным путем при создании эксклюзивных проектов интерьер-тюнинга, а также при появившейся возможности и желании сделать такой кожаный "апгрейд" уже имеющейся или недавно купленной б/у машине. Вместе с тем часто путем заказа обивки в тюнинговом ателье идут и при покупке нового автомобиля, когда берут не штатный кожаный салон, а салон с тканевым исполнением, отдавая затем автомобиль в мастерскую. Первая причина тому – консерватизм производителей. Как правило, в штатных салонах предлагается самое минимальное количество вариантов со стандартным набором оттенков. Не говоря уже о цветовых комбинациях, практически нигде не встречаются штатные салоны из, например, красной или синей кожи. Поэтому даже тому автовладельцу, который не думает об эксклюзиве, а просто хочет иметь салон "поинтереснее" и ближе к его индивидуальности, заводской опцион выбора не предоставляет. Кроме того, для машин массовых моделей из среднего и нижнего ценовых сегментов всегда возникают вопросы по поводу качества изготовления салона заводом. Если в автомобилях представительского класса и равных им по статусу дорогих моделей "спорт" и внедорожников производители стараются делать салоны на соответствующем машине уровне, то вот в более "демократичных" и массовых классах покупатель уже нередко сталкивается со всеми "прелестями" поточного производства. Так, очень часто в изготовленных на конвейере кожаных салонах машин этого класса оказываются неровными обратные стороны швов, спинки и боковины сидений, а сама кожа может иметь дефекты, которые были пропущены при поточной подборке. При этом у корейских и японских машин "демо-класса" часто встречаются комбинированные салоны, когда из натуральной кожи делаются только лицевые части сидений, а на обратные стороны и боковины ставится подобранный по цвету и фактуре кожзаменитель. | | В целом можно сказать, что для салонов автомобилей, как и для других кожаных изделий – от обуви до мебели – профессиональная работа мастера всегда будет выше и по эстетике, и по качеству, и, в результате, по статусу изделия, чем конвейерный пошив. Поэтому сравнивать заводские салоны и салоны, сделанные в профессиональных тюнинговых ателье, пожалуй, не вполне корректно. Первые – это стандартные, серийные изделия со всеми их свойствами, вторые же – всегда индивидуальная работа под конкретный заказ. Работа с материалом Первое, от чего зависит качество изготавливаемого салона, – это качество материала – т. е. кожи. Исходя из условий использования, к коже, применяемой для автомобильных салонов, предъявляются весьма высокие требования: стойкость к механическим воздействиям, перепадам температуры и влажности. Кожа не должна вытягиваться, протираться, трескаться и рассыхаться, впитывать загрязнения. Обязанность выполнять все эти требования лежит целиком на производителях кож, поэтому выбор поставщика часто имеет очень большое значение. Следовательно, заказывая салон, всегда стоит поинтересоваться, кожа какого производства будет использована для его изготовления. Сегодня в профессиональных тюнинговых ателье, стремящихся создавать изделия действительно высокого класса, используются кожи от европейских производителей известных марок, таких как "Швейцер" или "Наппа". Эти, а также еще ряд признанных в тюнинговой сфере "домов", обеспечивают гарантированное качество поставляемого материала. Также очень высокий класс имеют оригинальные кожи "Порше" и "Бентли", которые не даром носят марку именитых фирм. Ряд вариантов от этих поставщиков полностью – и по цвету и по фактуре – совпадает с кожей, используемой на конвейере. Таким образом у ателье (и, соответственно, у заказчика) есть возможность выдержать единый стиль обивки при дополнительном салонном тюнинге и инсталляциях аудио- и видеосистем. Кроме того, у владельца какой-либо другой машины есть возможность получить в свой салон роскошь от знаменитых марок. | Кстати, говоря о разнообразии цвета и фактуры, предлагаемых автовладельцу, стоит отметить, что европейские "дома" отличаются в этом сдержанностью. Само собой, разнообразие у них гораздо большее, чем предлагается в салонах от заводов, но по сравнению, например, с китайскими поставщиками выглядит консервативно (очень большая цветовая гамма – это признак кожи китайского или вообще азиатского производства). Типичная палитра от европейских марок – это 2 оттенка бежевого, 2 серого, 1 черный, 1 красный, 1 синий, 1 зеленый и т. п. Впрочем, от Порше и Бентли, например, можно заказать и варианты эксклюзивных кож с модными оттенками "металлик", с различной фактурой тиснения, имитацией змеиной и крокодиловой кож. Кроме собственно натуральных кож в тюнинговых ателье может использоваться еще один достаточно интересный материал. Около 10 лет назад на рынке появилась особая искусственная замша, запатентованная под маркой "Алькантара", которую выпускает фирма "Дюпонт". Материал полностью имитирует натуральную замшу – по внешнему виду и тактильным ощущениям, вместе с тем превосходя ее по прочности, износной и температурной стойкости, он легче очищается и не горит. Стоит "Алькантара" в среднем на 30% дороже натуральной кожи. Используют же ее чаще всего в комбинации: из нее, например, шьют потолок, торпедо и центральные вставки в сиденья, а остальное – из кожи. Поставляются кожи в "естественном" виде – в виде шкур коровы, имеющих площадь 3,5-5 кв. м. Имея природное происхождение, кожа – всегда материал неоднородный: встречаются участки различной плотности, пятна с меньшей толщиной и т. п. И вот тут необходима другая важнейшая для качества изготавливаемого салона составляющая – профессионализм мастеров. Подборка шкур – один из самых ответственных моментов в деле обивки: важно правильно выбрать куски, особенно большие и цельные, которые идут на потолок и сиденья, они должны быть полностью однородными и не иметь никаких, даже малейших дефектов. В целом же весь процесс изготовления кожаного салона выглядит следующим образом. Все элементы, подлежащие отделке, демонтируются и отправляются в мастерскую. Там с них делается выкройка, для чего каждый элемент оклеивается специальной бумагой или флизелином, на которых делается разметка. После этого бумага снимается и полученная выкройка переносится на кожу. Для сшивания раскроенных кусков – в зависимости от операции и детали – применяется несколько видов специальных машинок: отдельная для обработки краев, для соединения цельных больших кусков, для отстрочки, для сшивания небольших деталей и для обработки канта. Для сидений кожа шьется как чехол и закрепляется на кресле скрытыми металлическими скобками. На остальные элементы – панели дверей, торпедо, консоль и т. д. – кожа крепится через тканевую прокладку (либо без нее) с помощью специального клея. (Отметим, что от качества крепежа – ниток, клея и скобок – также зависит качество салона. Крепеж нужен самый надежный: клей не должен отставать, а нитки не должны тянуться и рваться.) Затем начинается обратный процесс – установка обшитых элементов, когда (при надобности) делается подгоночная "подшивка" на месте. | | Особо ответственные моменты при этом – правильно сделанная выкройка и выполненные швы. О выкройке уже было сказано: важно и четко снять размеры, и правильно перенести их на кожу, учитывая ее однородность и наличие дефектов. От швов также зависит многое – они должны быть ровными, края и стыки кусков не должны выступать и наползать друг на друга. От этого зависит как эстетика, так и практичность – качественно сшитый салон не будет обтираться на швах. Кстати, одной из модных тенденций при заказе салонов стала художественная вышивка специальными нитями, среди которых, кроме типичных золотых и серебряных, можно заказать и совсем уж особые – нити со светонакопителями, которые будут светиться в темноте. Само собой, что вышить можно практически все что угодно: фамильный вензель, корпоративный логотип, имя жены или свое собственное. Услуга однозначно интересная: со вкусом выбранный и профессионально выполненный рисунок вышивки вполне может стать настоящей "изюминкой" салона. Прайс А теперь о том, сколько все это стоит. Ценообразование следующее. 1 кв. м кожи "Швейцер" или "Наппа" – около $60. На обшивку салона по схеме "сиденья + дверные панели + руль и рычаг КПП" требуется, в зависимости от модели, около 15-17 кв. м. Итого по материалу: $0.9-1 тыс. за кожу + $100 за крепеж. Стоимость работ при этом – $1.5-2 тыс. (исходя из автомобиля). В сумме за обшивку сидений, дверей и руля-рычага получается $2.5-3 тыс. Но при этом можно учесть и разницу между "тканевой" и "кожаной" машиной у дилеров, которая для автомобилей среднего класса составляет в среднем $1.5 тыс. Таким образом, итоговая разница в деньгах уже будет составлять $1-1.5 тыс., при более чем очевидной разнице в самих салонах. Сроки же выполнения работ по этой схеме невелики – от 5 до 7 дней, между тем как поставки машины с заказанным салоном от дилера можно ждать вдвое-втрое дольше. | | Само собой, сумма увеличивается при использовании оригинальных кож "Порше" или "Бентли", цены на которые начинаются от $80 за кв. м. Растут стоимость и сроки при обшивке дополнительно торпедо и потолка, эти операции оцениваются, соответственно, в среднем в $1.5 тыс. и $1 тыс. Работы по отделке торпедо считаются одними из самых кропотливых и сложных, их стоимость складывается в основном из стоимости разборки-сборки этого элемента, на которые в сумме уходит дополнительно от 3 до 5 дней. В целом же, при полной обшивке салона, включая также консоли, дверные ручки и прочие элементы, цена достигает $6-8 тыс. Но в сопоставлении со стоимостью, например, автомобиля представительского класса, учитывая разницу за опцию "кожаный салон" у дилера, получается очень разумная сумма. В любом случае, профессиональная ручная работа, что придает салону машины индивидуальность и качество, всегда чего-то стоит.
Текст: Михаил Щелоков Фото: Всеволод Коновалов, "АвтоАудиоМастер"
Статья опубликована в журнале "Колеса" №93 за Июль 2005 / №93
|