Колеса


  Журнал «Колёса» № 03 (89) 2005 

Песнь победителя

До начала шестого – петербургского – этапа Чемпионата мира по мототриалу в закрытых помещениях еще два часа. Предстартовый брифинг. Пилоты и их помощники (страхующие) внимательно слушают указания судей и организаторов, не забывая при этом подшучивать над угловатым английским Такахиши Фуджинами и просто хохмить. В завершение брифинга пилотам указывают, куда встать во время церемонии открытия:
– А ты, Адам, поднимешься на подиум с музыкальными инструментами.
– Какую песню спеть?
Общий хохот.

Санкт-Петербургский этап Чемпионата мира по мототриалу в закрытых помещениях
Молодые ребята: самому "старому" и титулованному из них – Дуги Лампкину по прозвищу Король – всего 28. Члены элитарного клуба "зальных" триалистов. Десятки райдеров весь сезон из кожи вон лезут, чтобы войти в первую шестерку: только лучшие из лучших получают право участвовать в "зальном" Чемпионате мира – сложнейшем во всех отношениях соревновании.
Двенадцать этапов спрессованы в семьдесят семь дней. Каждый этап – это десять сложнейших препятствий, втиснутых в пространство хоккейной коробки. Сначала все спортсмены проходят трассу из семи произведений инженерного искусства – невероятное сходство с обычной свалкой позволяет говорить о них именно так. Лимит времени – 9 минут. Касание препятствия ногой – штрафное очко, падение (к нему приравниваются и четыре касания) – сразу пять. По итогам прохождения трассы формируются пары дуэлянтов, которым предстоит выяснить отношения в гонке на двух совершенно одинаковых "дорожках" с относительно простыми препятствиями. Первый соревнуется со вторым, третий – с четвертым и так далее. Если число участников увеличено организаторами этапа (у них есть возможность приглашать райдеров, не входящих в "великолепную шестерку"), то перед гонкой оно сократится до шести. После гонки (проигравший получает очко штрафа) – прыжки в высоту. Разгон, трамплин, и мотоцикл взмывает в воздух. Задача – не сбить ни одной из установленных на двух штангах перекладин, каждая из которых оценивается в одно очко.
После первой части соревнований отсеиваются трое пилотов с максимальным антирейтингом. Остальные делят подиум в финале. И снова – те же секции, только в "задом наперед" и с отдельным лимитом времени по каждому из них. И снова – гонка, только на этот раз после четвертой из семи секций и по принципу "каждый с каждым". И – на сладкое – прыжки в высоту. И только потом – шампанское.
Такова теория. Как это выглядело на практике в Петербургском СКК – смотрите ниже.
Адам Рага
Триальный байк – это 60 кг легких сплавов, упакованные почти тремя сотнями "лошадей". Добавим вес пилота (еще 60 кг – лишний вес в этом спорте неприемлем) и в результате получим удельную мощность в 2,5 л.с. на килограмм – Ф1 обзавидуется! Управлять таким мотоциклом – не фунт изюма, тут надо подготовиться. Но правила категорически запрещают выезжать на трассу до начала этапа – все секции нужно проходить экспромтом. Поэтому "за кулисами" арены СКК установили специальные – тренировочные – конструкции.
Тадеуш Блазусьяк
20-летний уроженец Польши Тадеуш Блазусьяк занял только 11-е место в рейтинге сильнейших, но получил Wild Card – специальное приглашение от организаторов этапа – и смог выступить в Петербурге. Более того, он оказался не худшим (для "нерейтинговых" спортсменов это редкость) и принял участие в парной гонке. И выиграл у Такахиши Фуджинами – чемпиона мира-2004! Правда, зал – не область специализации японца. Свой титул он завоевал на свежем воздухе.
Дуги Лампкин
Дуги Лампкин. По меркам мототриала у него нестандартный рост (188 см) и возраст (28 лет). Кличка The King – вовсе не издевка и не дань его британскому происхождению. В копилке Дуги семь чемпионских титулов, добытых на открытых пространствах (Дуги повторил рекорд легендарного Жорди Тарреса), и еще пять – "зальных". В своем "ветеранском" возрасте он и не думает вешать шлем на гвоздь – диктатура молодости его волнует не больше, чем погода в Антарктиде.
Такахиши Фуджинами
За любовь к правой ручке мотоцикла 25-летний японец Такахиши Фуджинами получил прозвище Фуджигаз. Действующий чемпион мира по "настоящему" мототриалу, этот потомок самураев знает, что "залы" очень важны для популяризации этого экзотического спорта. И делает все максимально зрелищно, хоть и не без ошибок. В итоге Фуджигаз не пробился в финальную серию, что, впрочем, не помешало ему стать любимцем питерской публики.
Адам Рага
Сложнейший элемент секции "бревна" – нужно заставить мотоцикл перелететь приличное расстояние да еще и развернуться на 45 градусов. Особенно сложно это оказалось сделать в финале – при прохождении препятствий в обратном направлении. Но Адаму Раге в "залах" удается все. Закрытые помещения – "специальность" этого 22-летнего испанца. В этом сезоне Мальчик (El Nino – прозвище Рага) выиграл все этапы зимнего чемпионата. Питерский не стал исключением.
Джерони Фаджардо
Земляк Адама Джерони Фаджардо – самый юный среди "самых-самых". Ему вот-вот исполнится 20, и он переживает пору становления, прогрессируя от этапа к этапу. В Петербурге он показал свой лучший результат (второе место) и даже смог посмотреть на самого Короля сверху вниз! А конструктор трасс для мототриала Бернар Эстрипо уже придумал Джерони кличку – Моцарт. Никто не знает почему. Но всем нравится.
Адам Рага
"Каскад" стал, пожалуй, самой сложной секцией на арене СКК. Шестиметровая лестница шириной 2.5 м, высота каждой ступени – 1 м. И вода. Вода льется сверху и делает деревянные настилы невероятно скользкими. Нигде в мире не строили подобных препятствий из досок – обычно для этого используют камень, шершавость которого обеспечивает куда лучшее сцепление. Только Рага смог покорить это препятствие три раза за один вечер. И именно "каскад" решил судьбу победы на этапе. Самое время для песен, Адам!
Дуги Лампкин
Финальные прыжки уже ничего не решали. Сбей Адам Рага хоть все перекладины, он все равно сохранил бы свое преимущество. И прыгнул, тем не менее, чисто. То же самое проделал и Моцарт – но он вообще рекордсмен Гиннесса по прыжкам в высоту на мотоцикле (5.05 м!). А вот Дуги подкачал. Он вообще выглядел уставшим, жаловался на плохое состояние техники, на театральный снег (арена была декорирована под русскую зиму)… но несмотря ни на что, третье место – это очевидный минимум для спортсмена такого уровня.

Текст: Николай Свистун
Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №89 за Март 2005 / №89


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-