До начала шестого – петербургского – этапа Чемпионата мира по мототриалу в закрытых помещениях еще два часа. Предстартовый брифинг. Пилоты и их помощники (страхующие) внимательно слушают указания судей и организаторов, не забывая при этом подшучивать над угловатым английским Такахиши Фуджинами и просто хохмить. В завершение брифинга пилотам указывают, куда встать во время церемонии открытия:
– А ты, Адам, поднимешься на подиум с музыкальными инструментами.
– Какую песню спеть?
Общий хохот.
Молодые ребята: самому "старому" и титулованному из них – Дуги Лампкину по прозвищу Король – всего 28. Члены элитарного клуба "зальных" триалистов. Десятки райдеров весь сезон из кожи вон лезут, чтобы войти в первую шестерку: только лучшие из лучших получают право участвовать в "зальном" Чемпионате мира – сложнейшем во всех отношениях соревновании.
Двенадцать этапов спрессованы в семьдесят семь дней. Каждый этап – это десять сложнейших препятствий, втиснутых в пространство хоккейной коробки. Сначала все спортсмены проходят трассу из семи произведений инженерного искусства – невероятное сходство с обычной свалкой позволяет говорить о них именно так. Лимит времени – 9 минут. Касание препятствия ногой – штрафное очко, падение (к нему приравниваются и четыре касания) – сразу пять. По итогам прохождения трассы формируются пары дуэлянтов, которым предстоит выяснить отношения в гонке на двух совершенно одинаковых "дорожках" с относительно простыми препятствиями. Первый соревнуется со вторым, третий – с четвертым и так далее. Если число участников увеличено организаторами этапа (у них есть возможность приглашать райдеров, не входящих в "великолепную шестерку"), то перед гонкой оно сократится до шести. После гонки (проигравший получает очко штрафа) – прыжки в высоту. Разгон, трамплин, и мотоцикл взмывает в воздух. Задача – не сбить ни одной из установленных на двух штангах перекладин, каждая из которых оценивается в одно очко.
После первой части соревнований отсеиваются трое пилотов с максимальным антирейтингом. Остальные делят подиум в финале. И снова – те же секции, только в "задом наперед" и с отдельным лимитом времени по каждому из них. И снова – гонка, только на этот раз после четвертой из семи секций и по принципу "каждый с каждым". И – на сладкое – прыжки в высоту. И только потом – шампанское.
Такова теория. Как это выглядело на практике в Петербургском СКК – смотрите ниже.
|
Триальный байк – это 60 кг легких сплавов, упакованные почти тремя сотнями "лошадей". Добавим вес пилота (еще 60 кг – лишний вес в этом спорте неприемлем) и в результате получим удельную мощность в 2,5 л.с. на килограмм – Ф1 обзавидуется! Управлять таким мотоциклом – не фунт изюма, тут надо подготовиться. Но правила категорически запрещают выезжать на трассу до начала этапа – все секции нужно проходить экспромтом. Поэтому "за кулисами" арены СКК установили специальные – тренировочные – конструкции. |
20-летний уроженец Польши Тадеуш Блазусьяк занял только 11-е место в рейтинге сильнейших, но получил Wild Card – специальное приглашение от организаторов этапа – и смог выступить в Петербурге. Более того, он оказался не худшим (для "нерейтинговых" спортсменов это редкость) и принял участие в парной гонке. И выиграл у Такахиши Фуджинами – чемпиона мира-2004! Правда, зал – не область специализации японца. Свой титул он завоевал на свежем воздухе. |
Дуги Лампкин. По меркам мототриала у него нестандартный рост (188 см) и возраст (28 лет). Кличка The King – вовсе не издевка и не дань его британскому происхождению. В копилке Дуги семь чемпионских титулов, добытых на открытых пространствах (Дуги повторил рекорд легендарного Жорди Тарреса), и еще пять – "зальных". В своем "ветеранском" возрасте он и не думает вешать шлем на гвоздь – диктатура молодости его волнует не больше, чем погода в Антарктиде. |
За любовь к правой ручке мотоцикла 25-летний японец Такахиши Фуджинами получил прозвище Фуджигаз. Действующий чемпион мира по "настоящему" мототриалу, этот потомок самураев знает, что "залы" очень важны для популяризации этого экзотического спорта. И делает все максимально зрелищно, хоть и не без ошибок. В итоге Фуджигаз не пробился в финальную серию, что, впрочем, не помешало ему стать любимцем питерской публики. |
Сложнейший элемент секции "бревна" – нужно заставить мотоцикл перелететь приличное расстояние да еще и развернуться на 45 градусов. Особенно сложно это оказалось сделать в финале – при прохождении препятствий в обратном направлении. Но Адаму Раге в "залах" удается все. Закрытые помещения – "специальность" этого 22-летнего испанца. В этом сезоне Мальчик (El Nino – прозвище Рага) выиграл все этапы зимнего чемпионата. Питерский не стал исключением. |
Земляк Адама Джерони Фаджардо – самый юный среди "самых-самых". Ему вот-вот исполнится 20, и он переживает пору становления, прогрессируя от этапа к этапу. В Петербурге он показал свой лучший результат (второе место) и даже смог посмотреть на самого Короля сверху вниз! А конструктор трасс для мототриала Бернар Эстрипо уже придумал Джерони кличку – Моцарт. Никто не знает почему. Но всем нравится. |
"Каскад" стал, пожалуй, самой сложной секцией на арене СКК. Шестиметровая лестница шириной 2.5 м, высота каждой ступени – 1 м. И вода. Вода льется сверху и делает деревянные настилы невероятно скользкими. Нигде в мире не строили подобных препятствий из досок – обычно для этого используют камень, шершавость которого обеспечивает куда лучшее сцепление. Только Рага смог покорить это препятствие три раза за один вечер. И именно "каскад" решил судьбу победы на этапе. Самое время для песен, Адам! |
Финальные прыжки уже ничего не решали. Сбей Адам Рага хоть все перекладины, он все равно сохранил бы свое преимущество. И прыгнул, тем не менее, чисто. То же самое проделал и Моцарт – но он вообще рекордсмен Гиннесса по прыжкам в высоту на мотоцикле (5.05 м!). А вот Дуги подкачал. Он вообще выглядел уставшим, жаловался на плохое состояние техники, на театральный снег (арена была декорирована под русскую зиму)… но несмотря ни на что, третье место – это очевидный минимум для спортсмена такого уровня. |