Колеса


  Журнал «Колёса» № 03 (89) 2005 

Особенности автомобильных моек

Все по-чистому

Особенности автомобильных моекАвтомойка с двумя порталами: такое оборудование поднимает имидж компании и привлекает клиентов

  У конструктора
Профессиональные автомойки по принципу совершения процедуры разделяются на две группы: ручная аппаратная и автоматизированная. В первом случае все операции мойки машины осуществляются человеком, использующим специальное оборудование, а во втором все главные операции выполняет автоматическая установка, а человек уже играет роль оператора, задавая программу с пульта.
Основой технического оснащения ручных аппаратных моек является специальный аппарат высокого давления (АВД). В типичном исполнении внешне он выглядит, как поставленный на колеса обтекаемый "короб", к которому с одной стороны присоединяется шланг с подачей воды и провод электропитания, а с другой – выведен шланг с рукояткой-"пистолетом", откуда выбрасывается моющая струя высокого давления. Имеются также стационарные АВД в виде "шкафа"-поста с гнездами для подключения моечных шлангов.
В целом АВД выпускаются различных классов, существует несколько видов любительских и профессиональных аппаратов. Главным элементом конструкции любого АВД является водяная помпа, нагнетающая рабочее давление. Ее производительность, мощность и материал во многом определяют класс агрегата – в профессиональных АВД используются латунные помпы производительностью не менее 500 л/ч и обеспечивающие максимальное давление не менее 120 бар.
Ценной функцией для профессиональных АВД является наличие подогрева воды, позволяющее получать температуру воды до 80 °С, а также паровую струю температурой до 140 °С. Другой важный элемент конструкции профессиональных аппаратов – это система охлаждения рабочих агрегатов, способствующая использованию АВД непрерывно в течение долгого времени. Также для АВД профи-класса разработан комплект специальных насадок на "пистолет" для мойки днища, колесных дисков и т.д.

Аппарат высокого давленияСхема аппарата высокого давленияАппарат высокого давления

  Сама технология ручной аппаратной мойки в принципе проста и общеизвестна. Сперва машину обдают сильной струей теплой воды, сбивая всю крупную грязь. Затем проходят водой с шампунем, растворяющим и отмачивающим оставшиеся загрязнения. После этого растворенную грязь смывают сильной струей простой воды. Если на кузове остаются различные сложносмываемые пятна (от дорожного битума, въев-шегося масла, застывших потеков "жидкого ключа" и пр.), то используют специальные "сильнодействующие" аэрозоли и спреи, которые из баллончика наносятся локально на пятно и после его растворения смываются струей из АВД.
Финальная часть мойки может быть разной. В одних сервисах машину просто вытирают вручную салфетками. В других применяют специальный "сушильный" воск, которым обдают машину, и вода собирается в крупные капли, скатываясь с кузова. Потом автомобиль обдувают теплым воздухом – и готово.
Интересной технологией в области ручных моек стало использование т.н. активной пены. После того, как сбита струей крупная грязь, автомобиль покрывается целиком получаемой пеной, наподобие снежного сугроба, которая после 1-2-минутной выдержки смывается водой.
Группа автоматизированных моек насчитывает два вида: портальные и туннельные.
Основа портальной мойки – это платформа-пост, куда заезжает автомобиль, и перемещающаяся вдоль его кузова П-образная рама, на которой монтируется моечное оборудование. По типу последнего порталы подразделяются на щеточные и бесщеточные (они же портальные мойки высокого давления).
Главный элемент оборудования щеточного портала – две горизонтальные и одна вертикальная моечные щетки (они бывают ворсовыми, тряпичными и поролоновыми), системы для подачи воды и шампуня, а также вентиляторы для сушки. Это составляет комплектацию-минимум, которая есть у любой портальной мойки. В зависимости от производителя и модели портала его можно доукомплектовать рядом дополнительного оснащения: системой подачи "сушильного" воска, круглыми щетками для мытья колесных дисков, распылителем для мытья днища и модулем для предварительной мойки струей воды (т.н. замачивания).
Основа бесщеточной мойки – это мощный стационарный аппарат высокого давления и система раздачи воды по соплам, располагающимся по периметру подвижной рамы. Здесь также, в зависимости от модели, есть возможность различного дооснащения портала дополнительными соплами с насадками для мытья дисков, распылителем для чистки днища, модулем предварительного мытья с активной пеной и пр.

Оснащение для мойки колесУстановка для мойки днищаПульт управления мойкой

  Туннельные мойки отличаются от портальных тем, что в них автомобиль не стоит на месте, обрабатываемый подвижными агрегатами, а наоборот – сам передвигается на специальном транспортере относительно неподвижного оборудования, последовательно проходя все стадии мойки, как на конвейере въезжая из участка в участок. Туннельные мойки также бывают щеточными и бесщеточными и в целом по функциям применяемого на них оборудования практически не отличаются от портальных. Единственно, в туннельных мойках не встречаются простые комплектации. Такие мойки строятся как полностью автоматизированный цикл, при котором с одного конца въезжает машина с улицы, а с другого, без всякого участия человека на каком-либо этапе, она же выезжает уже чистой и сухой – можно тут же садиться за руль и ехать.

  У автовладельца
Теоретически самое лучшее качество дают ручные мойки с АВД – непосредственное участие человека в процессе позволяет не пропустить ни одного пятна, тщательно и бережно отмыть и очистить весь кузов. Однако в действительности об этом остается только мечтать – разве что в кино возможен эдакий мойщик-романтик, который стал бы до соринки вылизывать чужой автомобиль. Обычно мойщики выполняют свою работу механически, и в той или иной степени "недомыв" и "недосушка", особенно в различных неприметных местах, здесь вполне типичное явление. Не реже встречается и нарушение технологий мойки, когда, в конце процесса, вдруг заметив плохо вымытую область, мойщик просто протирает ее тряпкой, шаркая грязью по краске. Особенно заметным весь этот "человеческий фактор" становится, когда на ручной мойке с АВД образуется очередь – тут уставшие мойщики вообще начинают работать просто "на отцепись", лишь бы только сдать машину.

Портальная автомойкаТуннельная автомойка

  Автоматизированные мойки не знают усталости и обслуживают быстрее: портальные (в зависимости от модели) – за 3 – 7 минут, тоннельные – за 2 – 4 минуты, против 10 – 20 минут у ручных с АВД. Но и здесь есть свои проблемные моменты. И в первую очередь это полнота оснащения и наличие приспособлений для мытья днища, колес, нанесения воска, модуля предварительной мойки и т.д. При этом крайне важным оказывается техническое состояние всего оборудования и степень его износа. Не редко случается так, что выйдя из портала, автомобиль оказывается вымытым неодинаково: одни участки блестят чистотой, а другие имеют мутноватый вид. От состояния оборудования напрямую зависит и безвредность мойки для ЛКП кузова, где плохо отрегулированная подача воды и шампуня, старые щетки могут незаметно для глаз стирать верхний слой краски. Кроме того, в автоматизированных щеточных мойках проблемой оказываются различные сильно выступающие части автомобиля, такие как длинные антенны-"удочки", слишком высокие спойлеры-"крылья", дворники заднего стекла, которые под действием валика могут быть испорчены.
На практике сравнивать эффективность и качество ручных и автоматизированных моек достаточно сложно. С одной стороны, хорошо обученные и вышколенные мойщики цивильного сервиса сделают свое дело намного лучше, чем какой-нибудь имеющий уже приличную амортизацию портал простой комплектации. И наоборот – современная, с широким набором функций и грамотно обслуживаемая автоматическая мойка обеспечит гораздо более высокое качество, чем какой-нибудь замотанный паренек, который вчера сильно покутил с друзьями. Поэтому, пожалуй, при выборе мойки целесообразно отдавать  предпочтение сервису классом повыше, где стремятся к культуре работ и используют современную новую технику.

  У предпринимателя
Стоимость профессионального АВД без нагрева воды составляет в среднем 40 тысяч рублей, с нагревом – 120 тысяч. Портальная мойка обойдется, в зависимости от комплектации, от 30 до 50 тысяч евро. Цены на туннельные мойки начинаются примерно со 120 тысяч в европейской валюте.
Данные расценки на оборудование рисуют достаточно ясную картину. Для небольшого сервиса расчет простой: три аппарата АВД с лихвой обеспечивают производительность одной портальной мойки, причем угроза полной остановки предприятия из-за отказа оборудования здесь меньше и практически равна нулю. И при наличии на рынке труда в России и странах СНГ достаточно недорогой рабочей силы для фирмы, где доход от мойки планируется как крупная часть бюджета, организация ручной аппаратной мойки оказывается наиболее разумной и рентабельной.
Иначе выглядит вопрос с выбором оборудования у крупных сетевых и дилерских СТО, т.е. там, где доход от мойки не является бюджетообразующим. Здесь хорошая автоматизированная мойка полностью оправдает себя. Срок окупаемости у нее более длительный, однако наличие такого оборудования поднимает имидж фирмы в глазах клиентов, повышает доверие к ней и привлекает к другим услугам компании.


Благодарим за содействие в подготовке материала специалистов компании "Карекс-центр".
Фото: Всеволод Коновалов, "Karcher"
Текст: Михаил Щелоков
Статья опубликована в журнале "Колеса" №89 за Март 2005 / №89


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-