Холдинг Sabanci и входящая в него компания TemSA – один из лидеров частного бизнеса в Турции. Сфера его интересов простирается от строительного оборудования до современных автобусов. Причем не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. В минувшем году компания приняла решение о выходе на российский рынок. |
Представительство TemSA в России – ГК "Коста" пригласило журналистов на завод TemSA в Адану. Цель – ознакомление с процессом производства и проведение тест-драйва автобусов. Три часа лета от Москвы до Стамбула, еще полтора до Аданы – и вот мы на территории завода. Время в пути не прошло даром: Константин Угаров, генеральный директор Группы компаний "Коста" подробно рассказал об истории TemSA. Фирма с более чем сорокалетней историей начинала свою деятельность с выпуска машиностроительного оборудования, в то время штат компании насчитывал 30 человек (сегодня их более 30 тысяч). В 1983-м TemSA подписала с Komatsu контракт на продажу японской техники, а год спустя начала выпуск лицензионных запчастей для автобусов, выпускаемых Mitsubishi Motors. В 1987 году компания наладила выпуск туристических лайнеров Mitsubishi Maraton, а в 1992-м – Mitsubishi Prenses. Еще через пять лет в серию была запущена пассажирская машина среднего класса EuroPrestige с двигателем MAN. Впервые в истории продукция компании была ориентирована не на внутренний, а, прежде всего, на европейский рынок. В 1999-м году увидела свет элегантная туристическая модель Safir. | |
Под занавес ХХ века, в 2000 году, появляется настоящая звезда по имени Safari – туристический автобус, представляющий, на наш взгляд, наибольший интерес для российского рынка. Автобус оснащен 360-сильным 6-цилиндровым двигателем MAN (с турбонаддувом и интеркулером), благодаря которому он превосходит по своей энерговооруженности аналогичные модели конкурентов. В паре с мотором работает трансмиссия ZF. Мосты MAN с пневмоподвеской обеспечивают автобусу великолепную плавность хода. Благодаря высокому уровню комфорта, надежности и привлекательной цене, Safari быстро заслужил уважение европейских потребителей. В 2003 году модельный ряд пополняется мидибусом Opalin, который, как и Safari, производится на основе отлично зарекомендовавших себя европейских комплектующих MAN и ZF, только двигатель здесь 4-цилиндровый, мощностью 180 л.с., что не мешает автобусу быть одним из самых динамичных в своем классе. Наконец, в 2004 году миру представлен флагман автобусной программы – трехосный туристический Diamond, вобравший в себя все лучшее от своих предшественников и оснащенный самыми современными комплектующими MAN, Webasto, Kiel, ZF, TM, Siemens, Bosch. К его созданию приложил руку великий Боб Ли, бывший генеральный директор компании Neoplan, а ныне – советник TemSA по разработке новых моделей автобусов. Мне посчастливилось побеседовать с гениальным дизайнером, и я пожалел о том, что нет никакой возможности пообщаться или понаблюдать за его работой хотя бы несколько дней. Завод, в управлении которого я и встретился с Бобом Ли, представляет собой классическое автобусное производство. Те же "черные" сварные корпуса кузовов, те же сборочные линии, окрасочные камеры. На полу чисто, в цехах светло. Работа идет размеренным темпом, без суеты и спешки. Региональный менеджер компании TemSA по Восточной Европе – Араш Репак – поясняет: коллектив следует строгим стандартам европейского качества. Все автобусы проверяются на герметичность в дождевальной камере, для выявления шумов и скрытых дефектов при заводе построен небольшой спецучасток. На площадке готовой продукции нас встречает модельный ряд автобусов TemSA: шеренга Opalin, две шеренги Safari, и только Diamond – в гордом одиночестве. Машина дорогая, изготавливается исключительно под заказчика в соответствии с его пожеланиями. Получившая статус официального дилера TemSA в России Группа компаний "Коста" прогнозирует успех продаж на российском рынке автобусов Safari и Opalin. Тем более что модификации и комплектации разнообразны, а по заявке покупателя завод готов обеспечить любую эксклюзивную спецификацию. | |
Принимая во внимание прогноз дилера, начинаю тест-драйв с модели Safari. Легкий пуск двигателя, закрываются двери – и автобус плавно трогается с места, стремительно набирая ход. Ворота, имитирующие ограничение габарита по ширине, прохожу, не снижая скорости, благо размеры кузова контролировать несложно. На "гребенке" сбрасываю газ и перехожу на пару передач вниз, до второй. Корпус дрожит, но посторонних звуков, (например, скрипа пластика) не слышно. Теперь разгон по узкой бетонке, на которой главное – оценка комфорта при прохождении швов. Благодаря пневмоподвеске плавность хода – отличная! Въезд на эстакаду закрыт, и я кручу баранку от упора до упора, пытаясь "нарисовать" на бетонном пятачке восьмерку. То ли скорость велика, то ли площадка мала, но места для маневра без выезда на траву не хватает. Останавливаюсь и сдаю назад. Габариты легко отслеживаю по зеркалам. На маневренный Opalin много времени не трачу: техника отличная, что ощущается по первым же километрам пути. Органы управления расположены удобно, плавность хода хорошая, обзор превосходный. Такая пассажирская машина может заинтересовать и транспортные компанrии, и другие фирмы, причем не только для перевозки сотрудников, но и для других корпоративных целей. А вот Diamond, на мой взгляд, должен заинтересовать представителей нефтегазовой отрасли, туроператоров, да и перевозчиков исключать из этого списка не следует. Лайнер ведет себя покладисто, выглядит роскошно, при этом его стоимость существенно ниже аналогов. |
A недавно в линейке автобусов TemSA появился 9-метровый мидибус Opalin 9 вместимостью до 35 человек. Два таких уже проданы российскому заказчику. На все поставляемые в Россию автобусы будет установлен "российский" пакет. Он включает в себя усиленный автономный отопитель, более мощный обдув лобового стекла, систему подогрева топлива, осушитель воздуха с подогревом, дополнительную гидроизоляцию электропроводки и подогрев нижней части передней пассажирской двери. Предусмотрена также дополнительная антикоррозийная обработка шасси и защита двигателя. Кроме того, для северных регионов разработано: дополнительное утепление отсека с АКБ и самого кузова, второй автономный отопитель и подогрев воздуха во впускном коллекторе. Спрос на Opalin превзошел все ожидания. Значит, автобусам TemSA в России быть!
Текст: Александр Трохачёв Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №88 за Февраль 2005 / №88
Технические данные
|