Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (88) 2005 

Завещание Карла Бенца

  Принято считать, что у истории нет сослагательного наклонения. И все-таки трудно представить, какой была бы летопись брэнда Mercedes-Benz без талантливого Карла Бенца – человека, открывшего новую страницу мирового автомобилестроения. Со всей наглядностью это становится очевидно при знакомстве с корнями и современностью автобусной компании EvoBus.

Сочлененный Mercedes-Benz Citaro G ждет своего заказчика

  Эта поездка началась необычно – с посещения музея Карла Бенца. Просьба не путать его с корпоративным собранием раритетов Daimler-Benz в Штутгарте! Частная экспозиция, которой владеет господин Зайдель, расположена в Ладенбурге – городке, в котором долгое время жил и творил великий гений прошлого. Причем приехал он сюда из более крупного Мангейма.
Завещание Карла Бенца

Славных дат в биографии Карла Бенца хватило на сотни различных изданий, от простых брошюр и справочников до солидных монографий и фотоальбомов. Свою первую фабрику он основал в 1872 году, а уже через 14 лет получил патент на изобретение автомобиля. Собственно, 1886 год и считается мировым днем рождения автомобиля.  Общепризнанным днем рождения автобуса, которому в этом году исполняется 110 лет, стало 18 марта 1895 года. Первый омнибус (как тогда называли транспортное средство для перевозки пассажиров) оснащался двигателем смешной по нынешним временам мощности в 5 л.с. и был способен перевозить 8 человек.

LO 3500 работал на линиях Мангейма в середине прошлого векаМакет Landauer 1895 года – копия первого автобуса Карла Бенца

  Настоящее серийное производство автобусов Бенц развернул только в 1908 году, уже в Мангейме, на построенной с чистого листа фабрике. Но в то же время он выпускал в Ладенбурге автомобили Benz. Любопытно, что до ноября 2004 года местное производство еще поставляло запчасти для заднего моста Mercedes-Benz Actros. Старое здание фабрики сейчас реставрируется, и в 2005 году музей Карла Бенца справит в нем свое новоселье. Примечательно, что и в Мангейме некоторые из возведенных столетие назад цехов благополучно работают до сих пор: что-что, а историю здесь хранят трепетно.
Завод в Мангейме в цифрах
Общая площадь
881 000 м2
Площадь EvoBus
306 000 м2
Производство автобусов
183 000 м2
Готовые автобусы
1621 ед.
Кузова в сборе
4470 ед.
Число работающих
3375 чел.

На территории завода соблюдаются образцовая чистота и порядок. Собственно, завод здесь не один, их несколько: по выпуску дизельных двигателей, производству литья, сборке автобусов. Мангейм выпускает готовые пассажирские машины Citaro в соло- и сочлененной версиях и комплектные кузова для европейских партнеров по холдингу EvoBus. Сюда тоже приходят комплектующие, причем не из Германии, а из-за рубежа: из Турции (Аксай) и Чехии (Хольшев).
Прямо перед воротами некоторых цехов на низких подкатных тележках стоят остова кузовов одинаково серого цвета: это сварные конструкции, прошедшие первичную обработку. Перед тем, как эти "скелеты" обрастут "мясом" в виде листового металла, они проходят контроль в так называемых воротах качества: в торце устанавливается рамка, с помощью которой выверяется геометрическая безупречность конструкции. Любое отклонение от нормы может потом обойтись дорого: треснет лобовое стекло, не встанет на место какая-нибудь деталь.  А качество Mercedes-Benz обязывает.
В отличие от широко распространенного представления о производстве, завод не гудит как растревоженный улей. Разбитые на небольшие бригады по 12-15 человек специалисты четко знают свое дело. Тут контролируется все до мелочей, и каждый заинтересован в результатах труда. Спрятаться за спиной товарища не получится: система учета позволяет определить, кто и когда сделал конкретную операцию. Наряду с угрозой финансового наказания есть и поощрительная система бонусов. Не хочешь больше зарабатывать – просто вылетишь из бригады, а желающие занять "хлебное" место всегда найдутся.
На заводе имеется полнопогружная ванна катафорезного грунтования, установленная еще дюжину лет назад. Ее размеры (длина 16.1; ширина 3.8; глубина 6.0 м) позволяют обрабатывать кузова любых моделей автобусов, что создает неплохую загрузку. Наряду с мерседесовскими кузовами обработку проходят и сетровские, в частности, знаменитые двухпалубники 400-й серии. Все остальное тоже достойного уровня. Инструмент чистый, исправный. Никаких тебе обмоток изолентой или креплений "на честном слове" – все по высшему разряду. Наверное, поэтому в любое время здесь готовы к приему гостей, понимая, что краснеть не придется. Высокая репутация брэнда обязывает бережно относиться к результатам труда: никаких отпечатков пальцев на готовой продукции быть не может. Поэтому все рабочие поверхности сперва обклеиваются бумагой или лентой, а на заключительной стадии – полируются. Заказчик получает сверкающую технику в прямом смысле этого слова.

Эти городские лайнеры заказал муниципалитет Рима

  Клиентами предприятия являются транспортные компании всей Европы. Во время моей поездки здесь собирали крупную партию из 300 городских машин Citaro для Рима и 180 – для Лондона. Отправка готовой продукции осуществлялась партиями, и каждый раз во время передачи и приема товара лица заказчиков светились радостью и удовлетворением: эти люди знают, за что они платят деньги. А в этом и состоит суть завещания Карла Бенца: чтобы клиент был доволен и легко расставался с деньгами.

Текст: Александр Трохачёв
Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №88 за Февраль 2005 / №88


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-