Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (88) 2005 

Проверка здоровья

Такой вид работ, как диагностика автомобиля, появляется уже в первых сервисных центрах начала прошлого века. "Проверка двигателей и прочих частей автомобилей. Помогает предупредить большие поломки. Полезна при покупке автомобиля от хозяина" – гласило рекламное объявление одной из питерских мастерских в 1916 году. Для этого же едут на диагностику и сегодняшние автовладельцы, желая знать о "здоровье" своей нынешней или будущей машины.

Каждому автомобилю требуется своя глубина диагностики

  Cовременная автомобильная диагностика представляет собой комплекс работ, предусматривающих обследование агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки, когда с помощью специального оборудования путем аппаратных измерений, снятия показаний (для электроники) и визуального осмотра получают определенные данные, на основе которых делаются выводы о техническом состоянии.

Диагностика автомобиляВ ряде случаев полезно пройти более тщательный визуальный осмотр

  Проверка начинается, как правило, на компьютерном стенде, где производится тестирование автомобильной электроники: блоков управления двигателем, автоматической трансмиссией, системы АБС  и пр. Существуют две версии диагностирования: "легкая" и более "глубокая". В "легком" варианте проводится диагностика электроники с помощью ее самой – через разъем присоединяется т. н. считыватель кодов и делается стандартный "опрос" управляющих блоков, снимаются коды ошибок и фиксируются неисправности датчиков. Однако бортовая электроника тоже может работать некорректно, при этом сама об этом "не знает": например, датчик может выдавать хоть и неправильный, но не выходящий из контрольных параметров сигнал. И если есть подобные подозрения (либо желание автовладельца сделать более тщательную проверку), тогда применяется "углубленный" метод, позволяющий провести исследование работы электроники извне. Для этого к обследуемому элементу – блоку или датчику – подключается специальное электронное устройство, посредством которого с "подозрительного" элемента снимается осциллограмма и проводится ряд замеров по токам. Полученные таким образом сведения сравниваются со штатными данными на блок или датчик, которые ему предписывает завод-изготовитель, и делаются выводы об исправности прибора.
Традиционными диагностическими процедурами для двигателя являются измерения компрессии в цилиндрах и токсичности выхлопа. Вместе с легким вариантом тестирования электроники эти данные образуют диагностическую программу-минимум, очень популярную при покупке и ТО не очень дорогих подержанных машин. Стоимость такой проверки невысока и составляет в среднем 1 200-2 000 рублей, в зависимости от станции и модели автомобиля. При этом данный комплект, хоть и косвенно, но позволяет судить о состоянии поршневой группы двигателя на момент проверки и – главное – отвечает на вопросы о работоспособности датчиков и особенно блоков-контроллеров, которые в недорогой подержанной иномарке являются одними из самых дорогих деталей.

Компьютерный стендСчитыватель кодов ошибок

  Для диагностики состояния ходовой части применяется подвесочный стенд. Основу его составляет группа специальных устройств, позволяющих имитировать динамику работы той или иной части ходовой во время движения, считывая и выводя на монитор ее параметры. Для проверки эффективности тормозов применяются т. н. разгонные валы: колеса на одной оси сначала раскручивают до определенной скорости, а затем – после нажатия на педаль тормоза – фиксируется характер и эффективность замедления, а также его различие между колесами. Наличие и величину люфтов в подвеске колес определит другое специальное устройство – люфтомер. Он представляет собой горизонтальные пластины, создающие быстрые смещения влево-вправо, поперечно колесам, во время чего фиксируются реакции их сопротивления, которые обрабатываются компьютером и в режиме on-line выводятся на монитор. Для проверки амортизаторов используется устройство с вертикальной вибрацией, позволяющее наблюдать с помощью компьютера их динамическую работу, характер затухания и пр. Также на мониторе можно пронаблюдать и нарушения в сходимости углов колес при различных поворотах – это фиксируется снабженными датчиками пластинами, на которые автомобиль въезжает колесами, при этом производится вращение рулем.
Несмотря на такое количество тестовых устройств, цена диагностики на подвесочном стенде весьма демократичная – в среднем 400-600 рублей. При такой стоимости у многих – как настоящих, так и будущих – владельцев иномарок прохождение стенда пользуется спросом. Ремонт подвески – это не очень-то дешево, а данный вид диагностики позволяет делать определенные выводы о текущем состоянии целого ряда деталей: амортизаторов, тормозных колодок, дисков и цилиндров, сайлентблоков, шаровых опор, рулевых наконечников и др. Кроме того, если все лампы у машины горят и дворники работают, то вместе с измерением СО стенд точно даст ответ: пройдет на данный момент автомобиль гостехосмотр или нет. Что тоже, очевидно, полезная информация.

Прибор для измерения токсичности выхлопных газов

  Особняком среди диагностического оборудования стоит геометрический стенд, на котором выясняется соответствие геометрии кузова заводским параметрам. Для этого используется система электронного определения координат контрольных точек кузова, которые сравниваются с данными производителя. Такой стенд позволяет выявить побывавшую в серьезной аварии, а затем непрофессионально отремонтированную машину, когда вследствие нарушений геометрии возможны проблемы с управляемостью на высоких скоростях и повышенный износ деталей подвески. Информация, безусловно, ценная, однако и платить за нее придется соответственно – ввиду сложности и продолжительности работ, их стоимость составляет, в зависимости от станции и типа оборудования, от 6 до 9 тысяч рублей. Поэтому пользователей данной услуги бывает немного – это обеспеченные покупатели недешевых автомобилей, которые ремонтировались после аварии.
Отдельно стоит рассказать о визуальном осмотре, при котором исследуются признаки внешнего износа и коррозии элементов и деталей, механические повреждения, следы подтекания рабочих жидкостей. Это обследование проводится попутно на всех зонах диагностики. Так, при измерении компрессии в цилиндрах мастер непременно проверяет уровень и вид масла на щупе и всегда обратит внимание на внешнее состояние двигателя в целом, проводов, приводных ремней, наличие подтеков масла; при измерении СО – на количество сажи в выхлопной трубе. То же и при работе на подвесочном стенде – здесь всегда изучается внешний износ и наличие коррозии деталей подвески и тормозов, целость пыльников амортизаторов и т. д. Однако, заметим, что всевозможные "хитрости" покупателя подержанного автомобиля, вроде изучения масла под увеличительным стеклом, запаха сажи выхлопной трубы и тому подобный "анализ", на станциях не применяют. Хотя, разумеется, при желании клиента машину могут подвесить на подъемник и специально провести полный и тщательный осмотр. Также мастер может провести и тестирование в динамике: покрутить в разных режимах двигатель, "пощелкать" передачами в коробке. Но цена диагностики при таком обследовании возрастет – придется добавить от 2 до 5 тысяч рублей. Понятно, что автовладельцам из числа "механиков-любителей" тратится на это ни к чему: подобное исследование они вполне способны провести и сами. Однако людям менее технически подкованным заказать тщательный осмотр нередко имеет смысл: никогда не лишним будет узнать, что, предположим, слегка подтекает задний сальник коленвала, глушитель в креплениях немного шатается и в одном месте был подварен, а переднюю правую дверь меняли – это дает повод для торга.

Кузовной стендПодвесочный стенд

  Без сомнения, главный вопрос, который возникает у автовладельцев по поводу диагностики – насколько вообще точно и полно проверка "здоровья" машины соответствует его действительному состоянию. Стоит уточнить сразу: на все вопросы диагностика ответа не дает. Нельзя, например, с ее помощью узнать, через какое конкретно время у двигателя пробьет прокладку, выйдет из строя датчик дроссельной заслонки, амортизаторы в подвеске начнут скрипеть, застучит шаровая и т. д. и т. п. Цель диагностики – это получение определенного набора сведений об агрегатах, на основе которых затем составляется той или иной полноты картина их технического состояния и появляется возможность делать с той или иной долей вероятности прогноз срока службы. Само собой, чем полнее обследование – тем точнее картина, но, соответственно, тем выше и его стоимость. Хотя, в целом, возможности диагностики как исследования теоретически безграничны: машину можно разобрать до последнего винтика и изучить каждую деталь всеми возможными способами: в микроскоп, с помощью рентгена и т. д. После этого можно сделать точное заключение о техническом состоянии узлов и остатке моторесурса. Но, понятно, что такая диагностика – только для эксцентричных миллионеров. Остальным же стоит решить вопрос о "золотой середине", определив, что в действительности им нужно знать о "здоровье" своего нынешнего или будущего автомобиля. Ведь, с одной стороны, зачем платить за поиск неисправности, которая, если и обнаружится, то устранение ее будет стоить немногим дороже (а иногда и дешевле) затрат на ее обнаружение? Но с другой – никогда не стоит скупиться на диагностику дорогостоящих узлов: таких как, например, блок-контроллер двигателя или коробка-автомат, когда экономия на проверке может обернуться весьма приличными затратами на ремонт.


Благодарим за содействие в подготовке материала
специалистов CTO VW "Автоцентр Пулково".
Текст: Михаил Щелоков
Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №88 за Февраль 2005 / №88


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-