Такой вид работ, как диагностика автомобиля, появляется уже в первых сервисных центрах начала прошлого века. "Проверка двигателей и прочих частей автомобилей. Помогает предупредить большие поломки. Полезна при покупке автомобиля от хозяина" – гласило рекламное объявление одной из питерских мастерских в 1916 году. Для этого же едут на диагностику и сегодняшние автовладельцы, желая знать о "здоровье" своей нынешней или будущей машины.
Cовременная автомобильная диагностика представляет собой комплекс работ, предусматривающих обследование агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки, когда с помощью специального оборудования путем аппаратных измерений, снятия показаний (для электроники) и визуального осмотра получают определенные данные, на основе которых делаются выводы о техническом состоянии. | |
Проверка начинается, как правило, на компьютерном стенде, где производится тестирование автомобильной электроники: блоков управления двигателем, автоматической трансмиссией, системы АБС и пр. Существуют две версии диагностирования: "легкая" и более "глубокая". В "легком" варианте проводится диагностика электроники с помощью ее самой – через разъем присоединяется т. н. считыватель кодов и делается стандартный "опрос" управляющих блоков, снимаются коды ошибок и фиксируются неисправности датчиков. Однако бортовая электроника тоже может работать некорректно, при этом сама об этом "не знает": например, датчик может выдавать хоть и неправильный, но не выходящий из контрольных параметров сигнал. И если есть подобные подозрения (либо желание автовладельца сделать более тщательную проверку), тогда применяется "углубленный" метод, позволяющий провести исследование работы электроники извне. Для этого к обследуемому элементу – блоку или датчику – подключается специальное электронное устройство, посредством которого с "подозрительного" элемента снимается осциллограмма и проводится ряд замеров по токам. Полученные таким образом сведения сравниваются со штатными данными на блок или датчик, которые ему предписывает завод-изготовитель, и делаются выводы об исправности прибора. Традиционными диагностическими процедурами для двигателя являются измерения компрессии в цилиндрах и токсичности выхлопа. Вместе с легким вариантом тестирования электроники эти данные образуют диагностическую программу-минимум, очень популярную при покупке и ТО не очень дорогих подержанных машин. Стоимость такой проверки невысока и составляет в среднем 1 200-2 000 рублей, в зависимости от станции и модели автомобиля. При этом данный комплект, хоть и косвенно, но позволяет судить о состоянии поршневой группы двигателя на момент проверки и – главное – отвечает на вопросы о работоспособности датчиков и особенно блоков-контроллеров, которые в недорогой подержанной иномарке являются одними из самых дорогих деталей. | |
Для диагностики состояния ходовой части применяется подвесочный стенд. Основу его составляет группа специальных устройств, позволяющих имитировать динамику работы той или иной части ходовой во время движения, считывая и выводя на монитор ее параметры. Для проверки эффективности тормозов применяются т. н. разгонные валы: колеса на одной оси сначала раскручивают до определенной скорости, а затем – после нажатия на педаль тормоза – фиксируется характер и эффективность замедления, а также его различие между колесами. Наличие и величину люфтов в подвеске колес определит другое специальное устройство – люфтомер. Он представляет собой горизонтальные пластины, создающие быстрые смещения влево-вправо, поперечно колесам, во время чего фиксируются реакции их сопротивления, которые обрабатываются компьютером и в режиме on-line выводятся на монитор. Для проверки амортизаторов используется устройство с вертикальной вибрацией, позволяющее наблюдать с помощью компьютера их динамическую работу, характер затухания и пр. Также на мониторе можно пронаблюдать и нарушения в сходимости углов колес при различных поворотах – это фиксируется снабженными датчиками пластинами, на которые автомобиль въезжает колесами, при этом производится вращение рулем. Несмотря на такое количество тестовых устройств, цена диагностики на подвесочном стенде весьма демократичная – в среднем 400-600 рублей. При такой стоимости у многих – как настоящих, так и будущих – владельцев иномарок прохождение стенда пользуется спросом. Ремонт подвески – это не очень-то дешево, а данный вид диагностики позволяет делать определенные выводы о текущем состоянии целого ряда деталей: амортизаторов, тормозных колодок, дисков и цилиндров, сайлентблоков, шаровых опор, рулевых наконечников и др. Кроме того, если все лампы у машины горят и дворники работают, то вместе с измерением СО стенд точно даст ответ: пройдет на данный момент автомобиль гостехосмотр или нет. Что тоже, очевидно, полезная информация. |
Особняком среди диагностического оборудования стоит геометрический стенд, на котором выясняется соответствие геометрии кузова заводским параметрам. Для этого используется система электронного определения координат контрольных точек кузова, которые сравниваются с данными производителя. Такой стенд позволяет выявить побывавшую в серьезной аварии, а затем непрофессионально отремонтированную машину, когда вследствие нарушений геометрии возможны проблемы с управляемостью на высоких скоростях и повышенный износ деталей подвески. Информация, безусловно, ценная, однако и платить за нее придется соответственно – ввиду сложности и продолжительности работ, их стоимость составляет, в зависимости от станции и типа оборудования, от 6 до 9 тысяч рублей. Поэтому пользователей данной услуги бывает немного – это обеспеченные покупатели недешевых автомобилей, которые ремонтировались после аварии. Отдельно стоит рассказать о визуальном осмотре, при котором исследуются признаки внешнего износа и коррозии элементов и деталей, механические повреждения, следы подтекания рабочих жидкостей. Это обследование проводится попутно на всех зонах диагностики. Так, при измерении компрессии в цилиндрах мастер непременно проверяет уровень и вид масла на щупе и всегда обратит внимание на внешнее состояние двигателя в целом, проводов, приводных ремней, наличие подтеков масла; при измерении СО – на количество сажи в выхлопной трубе. То же и при работе на подвесочном стенде – здесь всегда изучается внешний износ и наличие коррозии деталей подвески и тормозов, целость пыльников амортизаторов и т. д. Однако, заметим, что всевозможные "хитрости" покупателя подержанного автомобиля, вроде изучения масла под увеличительным стеклом, запаха сажи выхлопной трубы и тому подобный "анализ", на станциях не применяют. Хотя, разумеется, при желании клиента машину могут подвесить на подъемник и специально провести полный и тщательный осмотр. Также мастер может провести и тестирование в динамике: покрутить в разных режимах двигатель, "пощелкать" передачами в коробке. Но цена диагностики при таком обследовании возрастет – придется добавить от 2 до 5 тысяч рублей. Понятно, что автовладельцам из числа "механиков-любителей" тратится на это ни к чему: подобное исследование они вполне способны провести и сами. Однако людям менее технически подкованным заказать тщательный осмотр нередко имеет смысл: никогда не лишним будет узнать, что, предположим, слегка подтекает задний сальник коленвала, глушитель в креплениях немного шатается и в одном месте был подварен, а переднюю правую дверь меняли – это дает повод для торга. | |
Без сомнения, главный вопрос, который возникает у автовладельцев по поводу диагностики – насколько вообще точно и полно проверка "здоровья" машины соответствует его действительному состоянию. Стоит уточнить сразу: на все вопросы диагностика ответа не дает. Нельзя, например, с ее помощью узнать, через какое конкретно время у двигателя пробьет прокладку, выйдет из строя датчик дроссельной заслонки, амортизаторы в подвеске начнут скрипеть, застучит шаровая и т. д. и т. п. Цель диагностики – это получение определенного набора сведений об агрегатах, на основе которых затем составляется той или иной полноты картина их технического состояния и появляется возможность делать с той или иной долей вероятности прогноз срока службы. Само собой, чем полнее обследование – тем точнее картина, но, соответственно, тем выше и его стоимость. Хотя, в целом, возможности диагностики как исследования теоретически безграничны: машину можно разобрать до последнего винтика и изучить каждую деталь всеми возможными способами: в микроскоп, с помощью рентгена и т. д. После этого можно сделать точное заключение о техническом состоянии узлов и остатке моторесурса. Но, понятно, что такая диагностика – только для эксцентричных миллионеров. Остальным же стоит решить вопрос о "золотой середине", определив, что в действительности им нужно знать о "здоровье" своего нынешнего или будущего автомобиля. Ведь, с одной стороны, зачем платить за поиск неисправности, которая, если и обнаружится, то устранение ее будет стоить немногим дороже (а иногда и дешевле) затрат на ее обнаружение? Но с другой – никогда не стоит скупиться на диагностику дорогостоящих узлов: таких как, например, блок-контроллер двигателя или коробка-автомат, когда экономия на проверке может обернуться весьма приличными затратами на ремонт.
Благодарим за содействие в подготовке материала специалистов CTO VW "Автоцентр Пулково".
Текст: Михаил Щелоков Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №88 за Февраль 2005 / №88
|