Рынок запчастей для японских автомобилей похож на экзотический салат, в приготовлении которого, кроме самих японцев, участвует еще полмира.
Деталь восходящего солнца В деле обслуживания машин автоиндустрии Японии целиком принадлежит сектор оригинальных запчастей (ОЕ) и как конкурентное поле – сектор "неоригинала" (Aftermarket). Здесь японские производители практически полностью обеспечивают неоригинальными запчастями агрегатную часть автомобиля (т.е. все, что не относится к кузову, - двигатель, трансмиссию, ходовую часть), а также электрику. Среди наиболее распространенных и известных на рынке Европейской части России тут можно назвать такие брэнды, как AISIN (сцепление и компоненты), GATES (приводные ремни), GMB (ролики, подшипники двигателя и ходовой, помпы, приводы, крестовины, резинотехнические изделия), НКТ (термостаты, датчики), KAYABA (амортизаторы, резинотехника), KOYO (подшипники, детали двигателя и трансмиссии), KYOSAN (топливные насосы), NISSHINBO (тормозные колодки), NKN (ШРУСы), NTN (лямбда-зонды), QSTEN (детали подвески и рулевого), SAKURA (фильтры), TOKICO (амортизаторы, детали подвески, рулевого и тормозов), YEC (датчики, части зажигания), 555 (запчасти подвески и рулевого). В целом же на нашем рынке более-менее постоянно присутствует свыше 30 японских марок с различной широтой номенклатуры выпускаемых запчастей, которые доставляются в магазины или под частный заказ с оптовых складов из Японии, Германии, Финляндии и Москвы. Качество настоящего японского "неоригинала" очень хорошее, поскольку многие производители здесь одновременно являются и поставщиками на сборочные конвейеры автозаводов. | |
Однако по достоинству оценить такое качество конечный потребитель зачастую не имеет возможности – по разным оценкам от 70 до 80 % запчастей на российском рынке, предлагаемых под марками японских фирм, являются азиатскими низкотехнологическими подделками. То же самое – и на рынке "оригинала", где под видом и по цене ОЕ даже под заказ может прийти запчасть, сделанная в Малайзии или Сингапуре. И столь жесткого прессинга контрафактной продукции, который испытывают в Европейской части РФ японские производители запчастей, не наблюдается больше нигде. Это особенность, а лучше сказать, болезнь именно нашего рынка деталей "made in Japan". Впрочем, определенные подвижки к оздоровлению ситуации есть – на сегодня в Петербурге и Москве уже окончательно сложились и работают крупные торговые сети, которые стараются тщательно выбирать поставщиков и отвечают за заявленное происхождение детали. Знакомые из Европы Очень сильными игроками на рынке неоригинальных запчастей для японских машин выступают европейские производители. Здесь целая плеяда имен: ALKO, BERU, BOGE, BOSAL, BOSCH, GERI, GKN, GOETZE, JURID, KNECHT, LEMFORDER, LESJOFORS, SACHS, SKF, SWF, VICTOR REINZ, VERNET и др. Европейский "неоригинал" охватывает почти весь спектр наиболее ходовых деталей агрегатной части автомобилей массовых версий. Занимая сходную ценовую нишу, запчасти, произведенные в Европе, ничем не уступают японским по качеству, хотя обладают не меньшей надежностью и сроком ходимости. | |
Во многих торговых сетях по достаточно большому числу позиций европейский "неоригинал" практически полностью заменил собой японский, поскольку в этом случае компании-продавцу легче разобраться с поставщиками и загрузить себе на склад запчасти гарантированного происхождения и качества. Без подделок, разумеется, не обходится, однако сомнительные детали на сегодня оказываются уделом, в основном, различных рыночных контейнеров и подвальных магазинчиков, в целом же процент контрафакта у европейских запчастей стал значительно ниже. Другие имена Заметную роль на рынке "неоригинала" для японских автомобилей играют "переупаковщики": голландский NIPPARTS и англо-германский BLUE PRINT. Эти компании закупают у различных японских заводов крупные партии запчастей, которые затем на производствах фирм упаковываются в свои коробки и распространяются в торговые сети под собственной маркой. Таким образом, например, шаровая опора от 555 или помпа от GMB оказываются на рынке как минимум в трех видах: они могут быть в упаковке со своим "родным" именем, а также находиться в голубой коробке с названием BLUE PRINT или в черной с красным – с надписью NIPPARTS. Но своей деятельностью "переупаковщики" не вносят на рынок путаницу, а как раз таки наводят на нем порядок. Ведь вместо нескольких фирм и разных пестрых коробок с иероглифами оптовый покупатель видит единый брэнд и единый стандарт, гарантирующие качество деталей. Держать же свою марку "переупаковщики" стараются – иначе нет смысла в таком брэндировании. Работая со многими японскими заводами, они охватывают достаточно широкую гамму наиболее ходовых позиций по двигателю, приводам, подвеске, тормозам, рулевому и электрике. При этом "переупаковщики" оказываются в числе немногих, кто предлагает и различные ремкомплекты, позволяющие автовладельцу не менять узел целиком, а отремонтировать его, сэкономив тем самым средства. С благословения эмира На рынке "неоригинала" для японских машин особняком стоит одна, что называется, весьма специфическая категория запчастей – запчасти из Эмиратов. Из ОАЭ, где развита целая индустрия, под заказ (срок поставки – до 30 дней) могут доставить практически любую деталь, очень многие ходовые позиции всегда есть в наличии. Цены однозначно привлекательные, а вот о качестве мнения расходятся. Некоторые из испытавших такие запчасти на своей машине нашли их малонадежными и "плохими", другие же – не обнаружили никакой разницы и сочли "вполне нормальными". Одним словом, тут есть проблемы. И хотя запчасти из Эмиратов объективно лучше различных малайзийских и китайских подделок, тем не менее ставить их на один уровень с настоящими японскими и европейскими нельзя. Однако нельзя и на таком основании отказывать им в праве на существование. Само собой, попытка запчасти производства ОАЭ выдать за японские ОЕ (что, увы, нередко практикуется) и продать по соответствующим ценам оригинала – это недопустимый обман покупателя. Другое дело, когда продавец работает честно: не скрывает происхождения этих деталей и продает их по своей настоящей стоимости. И здесь для старых и недорогих машин, владельцы которых ограничены в средствах, запчасти из ОАЭ способны оказаться объективно неплохим для бюджета вариантом. Вместо постскриптума У изобилия тоже есть своя обратная сторона – сложность выбора, когда, действительно, бывает трудно сориентироваться во всем многообразии представленных на рынке марок. И наиболее надежным критерием подбора будет класс запчасти, где (исключая подделки под бренды) I – это оригинал, II – неоригинал от производителя, поставляющего детали на сборочный конвейер той же марки автомобилей, III и IV – запчасти от производителей разных стран, делающих только неоригинал. Класс запчасти определяет уровень ее производства и, соответственно, качество, а отсюда и конечную цену. Поэтому нет смысла пытаться выяснять "какая марка лучше", да и объективно такого критерия нет. Все решает именно класс запчасти, где в пределах своей группы у всех производителей равные по качеству детали. А вот какой класс предпочесть – это уже вопрос возраста автомобиля и бюджета его владельца. Кстати, во многих случаях не стоит гнаться за самыми дорогими запчастями – часто можно без ущерба для качества ремонта сэкономить. И о том, как это сделать, – мы расскажем в одном из следующих номеров.
Благодарим за содействие в иллюстрировании материала "Ассоциацию ЕвроАвто".
Текст: Михаил Щелоков Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №87 за Январь 2005 / №87
|