Процесс выправки "от и до" на комплексе организован технологично и четко, и название "Авторобот" очень хорошо отражает положение дел. Подготовленная машина устанавливается на стенд. Затем проводится промер всех контрольных точек кузова, присоединяются выправочные приспособления и производится выправление поврежденных элементов. Компьютерная система позволяет непрерывно контролировать и корректировать процесс, поскольку в режиме реального времени ведется наблюдение за изменением координат точек выправляемого участка. Совпадение контрольных точек с заводскими означает, что выправка автомобиля произведена. В конце работы делается еще один контрольный промер, компьютер выдает отчет, что по каждой точке "ОК". Геометрия кузова восстановлена. | |
Hазвание "Авторобот" вот уже несколько лет у всех на слуху, а в обиходе автовладельцев стало уже почти именем нарицательным, обозначающим современные технологии кузовного ремонта. Хотя с точки зрения авторского права "Авторобот" – Autorobot – это патентованная марка финского производителя, и наряду с ней в некоторых автомастерских представлены и другие компании, выпускающие подобную технику. Однако наибольшее распространение в сервисах сегодня получил именно Autorobot как одна из наиболее высококлассных и технически совершенных систем. Изменения координат контрольных точек кузова в режиме реального времени выводятся на монитор Появление и использование в автосервисах таких комплексов, как "Авторобот", обусловлено прогрессом мирового автомобилестроения. Для современных мощных и скоростных машин требуется оборудование, способное обеспечить идеальную точность восстановления геометрии кузова, чего посредством обычных инструментов (т.е. рулетки и глазомера) добиться невозможно. В первую очередь тут ставится под вопрос безопасность движения и маневрирования на скоростях выше 80 км/ч, когда даже небольшое несоответствие заводской геометрии может сделать поведение машины непредсказуемым. Ведь владельцу хорошего мощного автомобиля, в кузове которого есть "искривления", езда часто не приносит никакого удовольствия. Кстати, нередко начинает страдать и бюджет хозяина – нарушенная кузовная геометрия почти всегда влечет за собой повышенный износ деталей подвески, поскольку вследствие "кривизны" происходит неправильное распределение нагрузки. Комплекс "Авторобот" – взаимодействие механики, пневмогидравлики и электроники Таким образом, оказывается очень важно при ремонте вернуть геометрию кузова в соответствие с заводской, что, естественно, напрямую зависит от точности всех измерений. Для ее достижения и была создана электронная измерительная система "Авторобота". Ее задача – определение в пространстве координат (т.е. по длине-ширине-высоте, т.н. 3D-технология) всех контрольных точек кузова и сравнение их с находящейся в компьютере базой данных номинальных координат на данный автомобиль (т.н. "цифровой картой" кузова). Для снятия данных в конструкции системы используются два разнесенных на ширину автомобиля рельса, куда устанавливается подвижная рамка, имеющая две универсальные измерительные головки с набором насадок для работы с точками любых частей кузова. Головки через специальный разъем подключены к компьютеру, в котором снимаемые данные обрабатываются и выводятся на монитор. На экране показывается, насколько после повреждения каждая точка удалена от того места, где она должна находиться согласно инструкциям завода-изготовителя машины А также демонстрируются все имеющиеся повреждения кузова.
Непосредственно работу по их устранению выполняет силовая часть комплекса – выправочный стенд с пневмогидравлическим приводом. Развивая усилие более 15 тонн, стенд позволяет вытягивать поврежденную область кузова во всех направлениях: по длине, ширине и высоте. Для правильной фиксации автомобиля и верного приложения усилий к деформированному элементу используется широкий спектр различных захватов, креплений и других вспомогательных приспособлений, а также подъемник для удобства доступа ко всем частям кузова. Благодаря этому на стенде обеспечивается целый ряд очень важных технических условий, прямо влияющих на качество ремонта. Прежде всего на "Автороботе" делается только "холодная" вытяжка, при которой элементы кузова не греют газом (как поступают для точности подгонки под размер при ручной правке). Закрепление кузова автомобиля для вытяжки на "Автороботе" производится только за определенные точки, которые указываются заводом-изготовителем машины для каждой конкретной модели кузова отдельно. Правильное закрепление позволяет выбрать наилучшее направление для вытяжки, при котором автомобиль "охотнее вернется" в свое первоначальное состояние и не получит "растяжек" и "складок". Также это дает возможность работать только с подвергшейся повреждению частью, не воздействуя на другие области кузова. | |
Весь процесс выправки "от и до" на комплексе организован технологично и четко, и название "Авторобот" очень хорошо отражает положение дел. Подготовленная машина (с которой снимаются все навесные элементы, не относящиеся к кузову и мешающие работе с автомобилем: бамперы, спойлеры порогов, крылья, фары, решетки радиатора и т.д.) устанавливается на стенд. Затем проводится промер всех контрольных точек кузова, присоединяются выправочные приспособления и производится выправление поврежденных элементов. Компьютерная система позволяет непрерывно контролировать и корректировать процесс, поскольку в режиме реального времени ведется наблюдение за изменением координат точек выправляемого участка. Совпадение контрольных точек с заводскими означает, что выправка автомобиля произведена. В конце работы делается еще один контрольный промер, компьютер выдает отчет (его можно распечатать), что по каждой точке "ОК". Геометрия кузова восстановлена.
Текст: Михаил Щелоков Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №87 за Январь 2005 / №87
|