Сегодня именно этот петербургский мост чаще других упоминается в сводках новостей. Оно и понятно: его реконструкция причиняет массу неудобств жителям Васильевского острова.
Мост Лейтенанта Шмидта стал первой постоянной переправой через Неву. Он протянулся от Академии художеств до площади Труда и соединил Васильевский и Адмиралтейский острова. Чугунно-арочная переправа длиной 298.2 м и шириной 20.3 м была сооружена в 1843-1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза. На тот момент, это был самый протяженный мост в Европе, обладавший, к тому же, редкими художественными качествами. И немудрено: его архитектурным оформлением занимался А. П. Брюллов - брат знаменитого живописца.
Переправа была 8-пролетной: 7 из них перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполнили прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя 80 лет арки моста стали разбирать, то в швах не оказалось ни ржавинки, ни соринки. Размеры пролетов постепенно нарастали от берегов к средине реки, а пологость арок была постоянной во всех пролетах. Это придало легкость и изящность многотонной металлической конструкции.
Три названия
Мост был открыт в торжественной обстановке 21 ноября 1850 г. и получил название Благовещенский (по имени церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега). В феврале 1855 г., после кончины императора Николая I, его переименовали в Николаевский. Ну а современное название переправа получила уже после революции, в октябре 1918 г., в память о флотском лейтенанте П. П. Шмидте, возглавившем бунт на крейсере Черноморского флота Очаков в 1905 г.
|
| Длина моста Лейтенанта Шмидта составляет 311 м, а ширина - 24 м. По линии этого моста проходит водораздел между Невой и началом Финского залива - Невской губой.
|
|
Когда состоялось открытие моста, один из его очевидцев писал: Любимая прогулка теперь - Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий, как волны, а при полночном освещении является громадной массою… Особенно понравился этот мост питерским курильщикам: Благовещенский был единственным в то время металлическим мостом и, соответственно, на нем разрешалось пускать дым.
Все больше транспорта
Мост не только радовал горожан своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал пропуск судов, а также связь между районами города.
|
Легенды над водой |
С постройкой и эксплуатацией моста связаны различные легенды. Одна из них гласит, что за возведение каждой опоры моста Николай I распорядился повышать инженера Кербедза в звании на один чин. Таким образом, за 8 пролетов моста инженер мог получить чин генералиссимуса! Иногда в краеведческой литературе забывают уточнять, что это - всего лишь легенда. Инженера действительно несколько раз повышали в чине, но только до звания генерал-майора.
Другая легенда имеет реальную основу. Как-то Николай I, проезжая по мосту, увидел двигающиеся ему навстречу похоронные дроги, на которых стоял грубо сколоченный гроб. Царь послал адъютанта узнать, кого хоронят. Оказалось - отставного солдата, более четверти века прослужившего Богу, Царю и Отечеству. Отдавая последнюю честь старому вояке, Николай I вышел из кареты и пошел за гробом. За ним потянулась и вся императорская свита…
| | |
|
Но к 30-м годам
XX века, в силу недостаточной ширины проезжей части и малого разводного пролета, переправа уже не справлялась со своими задачами, ведь после сооружения Беломорканала увеличилось количество и тоннаж проводимых по Неве судов. Разводной же пролет переправы находился не на середине реки, а у правого берега, где глубина была недостаточна для проводки судов с глубокой осадкой. Система разводных механизмов тоже пришла в негодность - для разводки приходилось использовать буксиры.
Все эти причины послужили поводом для реконструкции, которая производилась с 1936 по 1939 г. Для устройства разводного пролета 2 центральные опоры посередине моста были расширены, и в них разместились механизмы. Новый пролет получился двукрылым, а его масса составила всего 2400 т: в 4 раза меньше старой. Кстати, старые чугунные детали прекрасно сохранились - их использовали для строительства моста через Волгу в Калинине (ныне - Твери).
Мост Лейтенанта Шмидта по своей конструкции стал более современным и совершенным сооружением, но вот в красоте значительно уступал своему предшественнику. Теперь и он, простояв 70 лет, уже устарел.
Мы его увидим через год |
В ХХ веке мост Лейтенанта Шмидта практически не реставрировали. В 70-х годах была проведена лишь реконструкция проезжей части на разводном пролете - деревянный дощатый настил заменили металлической плитой. Новшество похвальное, но после этого увеличился вес крыльев моста. Для облегчения нагрузки несколько раз меняли настил проезжей части, было также сделано небольшое усиление разводного пролета.
Тем не менее, обследование, проведенное в 1999-2000 гг., показало, что конструкции моста не отвечают современным требованиям по грузоподъемности, долговечности и безопасности.
Кроме того, транспортная ситуация на переправе и подходах к ней - крайне напряженная, с непременными пробками в час пик. По мосту проходит около 70 тыс. автомобилей в сутки - это намного превышает его пропускную способность. Грузоподъемность пролетного строения не соответствует современным расчетным и эксплуатационным нагрузкам, механизмы разводного пролета изношены. Металл устал и подвержен коррозии. Было принято решение о реконструкции моста Лейтенанта Шмидта.
Сергей Барчевский, заместитель генерального директора по производству ОАО "Мостоотряд № 19":
- В ночь с 8 на 9 мая мост Лейтенанта Шмидта и объездной, как обычно, развелись одновременно. А потом старый мост так и остался разведенным, а по объездному открылось движение. Он будет "работать" до октября-ноября 2007 г. Точные сроки завершения реконструкции старой переправы еще не определены.
Что будет сделано? Будут разобраны металлические пролеты строения, проезжая часть. В конце 30-х годов, когда был построен нынешний мост, действовали совсем другие нормы проектирования и нагрузок, в последнее время переправа работала в ненормальном режиме. Замены требуют и механизмы разводного пролета. А вот опоры моста будут реконструироваться только выше поверхности воды.
После ремонта проезжая часть увеличится до 6 полос - по 3 в каждую сторону. Это должно облегчить жизнь автомобилистам. Кроме того, внешний облик конструкции будет соответствовать первоначальной идее инженера Кербедза; к тому же мост оборудуют изящной подсветкой. |
Текст: Михаил Пазин Фото: Роман Останин и из Центрального Архива Кинофотодокументов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №104 за Июнь 2006 / №104
|