С приближением долгожданного лета в нашу "тестовую лабораторию" все чаще поступает и соответствующая сезону техника. В первых числах мая компания "Брандт", официальный дистрибутор POLARIS, предоставила нам на тест новинку 2006 г.: квадроцикл Polaris Sportsman X2 500 EFI - первую в гамме американской компании двухместную модель.
Его "родословная" и конструкция
Аппараты подобного рода не зря называют "четырехколесными мотоциклами". Байки класса "Эндуро" - их вовсе не дальние, а самые что ни на есть ближайшие "родственники". Энергоемкие длинноходные подвески, тяговитые двигатели, "зубастые" покрышки с развитыми грунтозацепами позволяют им легко передвигаться не только по разбитым и раскисшим грунтовым и лесным дорогам, но и там, где вместо дорог - одни лишь направления.
Подобная техника, к слову, весьма популярна во всем мире и год от года привлекает все новых и новых поклонников. Секрет этого явления кроется в универсальности. "Четырехколесники" (или, как их еще называют, ATV - All-Terrain Vehicle) способны и грузы перевезти, и прицеп буксировать, и снег перед домом, если надо, расчистить. Ну а с помощью широкого ассортимента дополнительного оборудования многие из них легко превращаются чуть ли не в мини-трактора: полный привод позволяет многое.
Если же хорошенько придавить рычажок акселератора, то можно получить настоящее удовольствие от езды. Мотокроссовая трасса - это, пожалуй, для особого подвида ATV, бескомпромиссных гоночных моделей, а вот прохватить как следует по лесным дорожкам да вволю поноситься по окрестным полям можно даже на утилитарных моделях.
Вот к таким многофункциональным четырехколесникам и относится Sportsman X2 500 EFI. В модельном ряду мотовездеходов Polaris семейство Sportsman выделено, по сути, в отдельный класс и занимает нишу между спортивными и утилитарными моделями и представляет собой некий симбиоз лучших качеств представителей обоих классов.
Х2 - первая в линейке 2-местная модель (отсюда и название). Причем спинку заднего сиденья можно сложить, и в этом случае несколько увеличится задний багажник. Кстати, отчасти по соображениям безопасности пассажира квадроцикл оснастили не самым мощным 800-кубовым, а 499-кубовым одноцилиндровым 4-тактным мотором с жидкостным охлаждением мощностью 49 л. с. Маловато? Для аппарата сухим весом в 362 кг - в самый раз. Если кто забыл, еще совсем недавно двигателями подобной мощности оснащались иные малолитражные автомобили…
Коробка передач - фирменный автоматический клиноременный вариатор PVT (Polaris Variable Transmission), сблокированный с раздаточной коробкой. Последняя имеет понижающую передачу с передаточным числом 23,91:1. КПП оснащена реверсом. Крутящий момент передается на колеса карданными валами; при этом водитель в любой момент волен выбирать между полным приводом, 2х4 и автоматическим режимом, когда привод 4х4 активируется самостоятельно в случае необходимости.
Подвески аппарата смело можно назвать "автомобильными": стойки типа McPherson спереди и полностью независимая конструкция сзади. "Что-то слышится родное", не правда ли? Не у каждого автомобиля, однако, рабочие ходы подвесок достигают 22 см. Равно как не каждый внедорожник оснащен нынче трансмиссией с понижающей передачей и подключаемым вручную полным приводом.
Ну, а как весь этот конструктив работает на деле и насколько удачный компромисс между спортивными и утилитарными качествами нашли разработчики, нам и предстояло выяснить в ходе теста.
"По долинам и по взгорьям…"
Съемку и тестовые заезды мы решили провести недалеко от поселка Колтуши. Нашли тихий живописный уголок: пара небольших озер, петляющая между ними извилистая грунтовка, песчаные овраги и косогоры, почти ровное поле - было где от души оттянуться и проверить нашего "Спортсмена" в боевом режиме.
Управление аппаратом организовано просто и интуитивно понятно. Запуск мотора - электрический, но на всякий случай предусмотрен резервный (шнуром-пускателем). Под левой рукой - ручной тормоз и переключатель ближнего/дальнего света, под правой - переключение режимов привода и рычажок акселератора под большой палец. Режимы трансмиссии активируются расположенным справа на корпусе аппарата рычагом. Он - 5-позиционный: H/L/N/R/P (соответственно, "повышенная передача", "пониженная передача", "нейтраль", "реверс" и "паркинг").
С места квадроцикл трогается, на первый взгляд, с ленцой: точнее, с секундной задержкой, необходимой, чтобы мотор чуть раскрутился и "схватил" вариатор. Зато после - никаких "раздумий". Газ - и аппарат "рвет подметки"! Причем, приноровившись, тяговое усилие можно дозировать очень точно: стартовать плавно, если под колесами - рыхлый песок, грязь, глина; или активно, с пробуксовкой, если охота оторваться по полной программе.
Без лишних раздумий Sportsman реагирует и на повороты руля. Легко, не упираясь, входит в виражи, цепко держит траекторию и мощно ускоряется на выходе. Правда, и кренится при этом нещадно: подвески - длинноходные, центр тяжести расположен относительно высоко, да и габаритная высота модели, не стоит забывать, равна ее ширине. Но если, проходя поворот, загодя наклониться внутрь виража, то все поползновения аппарата опрокинуться пресекаются на корню, а сам он вместо этого начинает соскальзывать задними колесами наружу, позволяя, после недолгой тренировки, проходить повороты в эффектном скольжении.
Пока мы с фотографом выбирали места и ракурсы для съемки, успели заодно проверить, каково на "Спортсмене" заднему пассажиру. Как выяснилось, весьма неплохо: заднее сиденье удобно, спинка оптимальна по форме, есть и пара удобных ручек, очень удачно расположенных. Только прежде чем отправляться в путешествие вдвоем, нелишне будет проинструктировать пассажира, чтобы при прохождении поворотов он вместе с водителем наклонялся внутрь виража.
Ну, а как у Х2 с проходимостью? "Грязевые ванны" принимать было негде, но в песке его проверить удалось. Ходовые подъемы средней крутизны Sportsman преодолевает играючи - не требуется даже включать полный привод и, тем более, пониженную передачу. Осмелев, а также осознав недюжинные возможности аппарата, выбираю склон покруче и решаю попробовать выбраться из небольшого оврага. Под колеса-
ми - сухой песок. Селектор на руле ставлю в положение "2х4", рычаг - на "L". Поехали!
Стартую с места и особо не разгоняюсь перед склоном, чтобы усложнить задачу. Деловито ворча мотором, Sportsman уверенно, без лишнего напряжения, въезжает наверх, потребовав всего лишь небольшого добавления газа у самой вершины подъема. Блеск!
Единственная ложка дегтя обнаружилась при частых переключениях режимов трансмиссии и полного привода: выявилась невысокая информативность рычага КПП и переключателя на руле. Усилия на них несколько не выверены, а потому наиболее частая ошибка при переключениях - "проскакивание" нужного положения. Я, например, частенько включал "нейтраль" вместо "реверса" и автоматический полный привод вместо "2х4". Возможно, это дело привычки, но мне за время теста приноровиться так и не удалось.
Впрочем, во всем остальном Polaris Sportsman X2 500 EFI показал себя с наилучшей стороны: отличные управляемость и проходимость, боевой, "зажигательный" характер. Думается, он подойдет самому широкому кругу покупателей: от дачников до охотников и рыболовов - в общем, для любителей активного отдыха. За рулем Sportsman X2 он становится весьма и весьма приятным.
Текст: Роман Зубко Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №104 за Июнь 2006 / №104
|