Колеса


  Журнал «Колёса» № 05 (103) 2006 

Красивый и беспризорный

Дворцовый мост расположен между Дворцовым проездом и Биржевой площадью Васильевского острова. Его длина составляет 260 метров, ширина — 27,8 метра. Средний из пяти его пролетов — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов – 2800 тонн.

Дворцовый мост. Вид с крыши Зимнего дворца. Фото 1916 годаРыбаки у разведенного Дворцового моста. Фото 1964 года

Он считается одним из символов города. Возможно, это самый красивый мост Петербурга. И самый известный.

В поисках места

На месте нынешнего Дворцового моста долго не существовало никакой переправы через Неву – ее роль выполнял расположенный выше по течению Исаакиевский плашкоутный (наплавной) мост. После окончания строительства постоянного Благовещенского моста (он же Николаевский, а ныне – Лейтенанта Шмидта) в 1850 году Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении старой переправы к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и с учреждениями Торгового порта на Стрелке Васильевского острова. (Да, когда-то там был Торговый порт!) Такое разрешение было получено 5 августа 1853 года. А уже 10 декабря 1856 года работы были завершены; они обошлись казне в 50 тысяч рублей.

Но тогда мост находился выше по течению, и только в 1896 году был перемещен вниз на 52 метра – на свое нынешнее место. Работы по наведению моста начались зимой 1896 года и закончились 23 декабря 1897-го: когда по нему были проложены рельсы конно-железной дороги. На зиму он «рассоединялся» посередине и, чтобы не мешать ледоходу, отводился к берегам. В зимнее время переправа осуществлялась по льду – пешком, на финских санях, а позже – и трамваем, рельсы и опоры электросетей которого вмораживались в лед.

Дворцовый мост тех времен был небезопасен. Весной 1899 года, например, понтоны, на которых крепился настил, давно требовавший ремонта, дали течь, и переправа чуть не затонула. После этого со всей серьезностью стал вопрос о строительстве капитального моста.

Хотим постоянную переправу!

Еще в 1882 году общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным. И только в апреле 1901 года был объявлен конкурс, причем одновременно на два моста – Дворцовый и мост Петра Великого (Большеохтинский). На конкурс поступили 27 эскизных проектов, в том числе 13 – от петербургских авторов. Все они демон-стрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, производили далеко не самое выгодное впечатление.

Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми – за исключением эскизного проекта французской фирмы «Битаньоль». Но хитрые французы отказались продать эскизный проект, и предложили городу подписать договор на строительство моста за 4 миллиона 700 тысяч рублей! Это было слишком дорого.

Всем знакомый вид Дворцового моста в наше времяВсем знакомый вид Дворцового моста в наше время

Был объявлен второй тур конкурса. В итоге в 1909 году приняли проект инженера А. П. Пшеницкого, выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения. Архитектурное оформление моста, по распоряжению президента Академии художеств, было поручено архитектору Р. Ф. Мельцеру.

Распутин помешал

Через 12(!) лет, 5 февраля 1911 года, был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. Ожидалось, что переправа будет сдана в эксплуатацию 15 октября 1913 года, но его строительство началось только в 1912 году, так как проект Пшеницкого пришлось переделывать. О сдаче моста в указанные сроки теперь уже никто и не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 года в Петербурге случилось наводнение, в результате которого была повреждена одна из строившихся опор. А в августе 1914 года разразилась I Мировая война, и строительство еще более затянулось. Кроме того, участились задержки в поставке металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы, сказывался недостаток финансирования.

Дворцовый мост был открыт лишь 23 декабря 1916 года. За неделю до этого, 17 декабря 1916-го, было произведено испытание прочности: 34 грузовых автомобиля, каждый из которых имел массу более 600 пудов (почти 10 тонн), въехали на мост одновременно и по-следовательно заняли все его пролеты.

Церемония открытия Дворцового моста прошла скромно: члены царской династии на ней не присутствовали. Им было не до того – с одной стороны, шла тяжелая война, с другой, накануне убили царского любимца Григория Распутина. На торжество прибыла лишь десятая часть приглашенных. Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив честь разрезать ленточку своему заместителю.

Отделка — после революции

Художественное оформление Дворцового моста так и не было завершено до 1917 года: устройство перил, фонарей и павильонов заканчивалось уже при Советской власти. Так, знаменитая чугунная литая решетка перил появилась только двадцать лет спустя, в 1939 году! А до того времени там стояли временные деревянные перила. Ну а при взгляде на новые трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, который «удачно сочетал в композиции перил советскую символику с традициями петербургского классицизма». В ознаменование первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года мост назвали Республиканским, но в январе 1944 года ему вернули историческое название.

Дворцовый мост капитально отремонтировали в 1967 году, а в 1977-м его реконструировали: обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари и убрали со средних опор дощатые хибарки будочников, сохранившиеся с 1916 года. Летом 1997-го была проведена очередная реконструкция, и переправа получила подсветку.

Наконец, в 2001 году Дворцовый мост стал центром торжественной встречи XXI века и III тысячелетия.

Юрий Петров, директор ГУП «Мостотрест»:

ЮРИЙ ПЕТРОВ, директор ГУП "Мостотрест"– Мост по техническим нормам подошел к тому возрасту, когда необходимо делать реконструкцию. Оборудование разводного пролета  – образца 1916 года. Оно до сих пор исправно работает, но его, конечно, нужно менять – двигатели выработали тройной ресурс. Да и металл через 100 лет эксплуатации «устает», теряет эластичность и требует замены.

В нашем варианте реконструкции предусмотрено восстановление исторического убранства, задуманного еще в 1911 году. Эта идея родилась благодаря одной пожилой испанке, приезжавшей в Петербург. Я встретился с ней, и она рассказала, что ее дед, Мажи Корнет Масрьера, участвовал в 1903 году в конкурсе на проектирование Дворцового моста, и его проект занял второе место. Второе – только потому, что у него не был проработан разводной пролет. Но, тем не менее, он получил премию: 2 500 рублей, и эта история стала фамильным преданием.

Когда я увидел изящное архитектурное решение испанского инженера, у меня возникла мысль: «А наш-то мост –  голый!». Так он стоит с 1916 года – война, революция, потом разруха и снова война, катаклизмы с экономикой… Деревянную проезжую часть убрали только в середине 70-х!

Мы решили найти подлинники архитектурного убранства Дворцового моста. Через полгода поисков в архиве мы нашли утвержденный проект архитектора Высочайшего двора Р. Ф. Мельцера и решили, что хорошо было бы восстановить мост таким, каким он изначально задумывался. Соответствующее постановление уже подписано губернатором Петербурга, а окончательное решение будет приниматься комиссиями при Комитете по охране памятников и при Комитете по градостроительству.

Работы могут начаться только после реконструкции моста Лейтенанта Шмидта, которая будет закончена в конце 2007 года.

Следующий за ним, 2008 год – знаковый для нас в политическом отношении, и в первой его половине создавать какие-либо неудобства в передвижении для горожан и гостей города нежелательно. Поэтому, скорее всего, реально реконструкция начнется в конце 2008 года. К тому же, и навигация располагает к таким срокам: она заканчивается 1 декабря.

Также я могу предположить, что временный мост, который сейчас строится у моста Лейтенанта Шмидта, передвинут к Дворцовому, и он еще раз послужит городу.

Текст: Михаил Пазин
Фото: Роман Останин и из Центрального Архива Кинофотодокументов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №103 за Май 2006 / №103


© 2006, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-