Колеса


  Журнал «Колёса» № 05 (103) 2006 

"Дачамобили"

"Дома на колесах" появились задолго до появления автомобиля: всяческие жилые повозки и кибитки были у всех времен и народов - от скифов до покорителей Дикого Запада. Современная цивилизация от подобного тоже не отказывается: "автодач" сегодня становится все больше. В том числе и в России.

Автомобиль-дача или кемпер: цена на машины европейского производства начинаются от 25 000-30 000 евроЖилой прицеп или трейлер: цена на прицепы из Европы составляет от 9 000 до 40 000 евро

Кемперы и трейлеры

Начнем с разновидностей. Все "автодома" разделяются на два основных класса: трейлеры и кемперы. Первые - это "дачи-прицепы": жесткий кузов на шасси, который цепляется за фаркоп и буксируется автомобилем. Вариантов таких машин множество: по габаритам от 4 до 12 метров в длину и по вместительности - от 2 до 8 человек.

Неким переходным вариантом от трейлера к кемперу можно считать конструкции для больших пикапов, не буксируемые за фаркоп, а ставящиеся прямо на грузовую платформу или закрепляющиеся за специальное "седло" на манер седельного тягача.

В свою очередь, кемперы - это "моноблочные" автомобили-дачи, где кузов-дом монтируется прямо на шасси автомобиля. В зависимости от этого кемперы подразделяются на несколько классов. Так, самые легкие представляют собой переоборудованные под жилье микроавтобусы и рассчитаны, как правило, всего на двоих взрослых. Более вместительные и и просторные построены на шасси малотоннажных грузовиков: в таких могут проживать четыре человека. Венчают же ряд кемперы на базе автобусов, где с комфортом могут разместиться до восьми человек.

Очень важным моментом классификации, с потребительской точки зрения является возможность управлять "дачей на колесах", имея права категории "В". Для этого, как известно, общая масса автомобиля месте с прицепом не должна превышать 3.5 тонн. (Иначе для управления кемпером будут нужны права категории "С", а для того чтобы буксировать большой трейлер, потребуется открытая категория "Е").

Плюс-минус

И кемперы, и трейлеры имеют достоинства и недостатки. Преимущества кемпера - удобство управления, лучшая проходимость, а также то, что при движении пассажиры могут спокойно отдыхать "в доме". Однако кемпер, как минимум, на 50% дороже прицепа (поскольку приходится платить за шасси автомобиля) и при том менее универсален: нельзя отцепить кузов и пользоваться одной машиной.

«Дом на колесах»Дачи на колесах оснащаются практически всеми бытовыми удобствами

Производители и цены

Все вышесказанное в значительной степени определяет российский рынок "автодач": в основном привозятся кемперы и трейлеры, подходящие под категорию "В", а более крупные "дома на колесах" везут, главным образом, под заказ. Среди "автодомов" на российском рынке представлены кемперы и трейлеры из США и Европы, а также белорусские марки "Купава".

На Западе выпуском "автодач" занимаются множество компаний. Среди американских производителей можно назвать таких, как American Coach, Carriage, Coachment RV, Fleetwood, Monaco, National RV и Safari. Из европейцев отметим Adria Deutschland, Burstner, Cristall, Dethleffs, Eriba, Fendt, Hobby, Hymer, Laika, Solifer, Sterckeman, TEC и Wilk.

Ориентировочно цены на кемперы европейского производства начинаются от 25 000-30 000 евро. "Американцы" обойдутся, в среднем, на 15-20% дешевле, но здесь не стоит забывать про известные трудности с обслуживанием американских шасси.

Цена на трейлер в Германии составляет от 7 000 до 40 000 евро, плюс 15% таможенная пошлина - и он готов к эксплуатации в России. Демократична по ценам "Купава": "прицеп-дача", рассчитанный на 2-4 человек, предлагается по цене от $6 000 до 7 500. Новый пятиместный автокемпер на базе "Газели" с мотором 147 л. с. будет стоить около $20 000.

Что внутри

Большое влияние на цену "автодома" оказывает его оснащение, исполнение интерьера и применение различных технических решений. Так, по внутреннему пространству "дача на колесах" может представлять собой практически номер класса люкс с отделкой панелями из ценных пород дерева, кожей и оснащением с плазменными TV, DVD, системой GPS-навигации, автономными отопителями, кондиционерами, биотуалетом с дорогой сантехникой, кухней с посудомоечными и стиральными машинами, а в больших классах - даже ванной или душем.

Дачи на колесах оснащаются практически всеми бытовыми удобствамиДачи на колесах оснащаются практически всеми бытовыми удобствами

И напротив, "автодом" может представлять достаточно скромную "летнюю дачку" с отделкой ламинатом, недорогими тканями и без всякого электронного оснащения. Из конструкционных решений влияние на цену оказывает наличие раздвижных стен и поднимающейся крыши, оснащение их сервоприводами. Таким образом, стоимость трейлера или кемпера одного класса и построенного на одном шасси может различаться в несколько раз.

Про спрос

Важный потребительский момент – это возможность управлять «дачей на колесах», имея права категории «В». Для этого, как известно, общая масса автомобиля месте с прицепом не должна превышать 3.5 тонн.
Интерес к "автодомам" среди российских покупателей, как утверждают компании-продавцы, сегодня заметно растет. Действительно: с одной стороны, благосостояние народа улучшается, а с другой, "автодача" предоставляет комфорт, несравнимый ни с какими путешествиями с палаткой. Но все же до уровня распространения "автодач", как в Европе и США, нам еще далеко. Рынок сдерживают такие отечественные реалии, как отсутствие нормальных дорог и подъездов к местам отдыха и стоянок. Нет и разработанных в достаточном числе специальных маршрутов путешествий - сейчас в Сети можно найти сайты компаний, предлагающих ряд направлений, но их не так много.

Кроме того, один из способов продвижения "автодомов" в массы - это их прокат, который очень развит в Европе и стимулирует покупку. В России эта услуга только начинает развиваться. И цены пока не самые доступные: от $1 500 залога и от $100 за сутки проката.

Впрочем, компании-поставщики убеждены, что в России еще все впереди. Уже многие наездились по южным морям и тянутся попутешествовать по родной природе или свободно поколесить по той же Европе, не думая о гостиницах.

Текст: Михаил Щелоков
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №103 за Май 2006 / №103


© 2006, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-