Спутниковые системы безопасности нынче в моде. Каждый месяц в Петербурге устанавливаются 600 таких… даже язык не поворачивается назвать подобные устройства «сигнализациями», потому что стоят они от $1 500, а также ежегодно придется выложить еще $500 за обслуживание. Насколько они надежны? И сколько «наваривают» на угонах бандиты? А может, и Вы можете заработать на «спутниковой сигнализации»?
Cразу оговоримся: спутниковые системы безопасности в народе неправильно называют спутниковыми сигнализациями. Их различие заключается в том, что эти системы помогают организациям-операторам следить за угнанными автомобилями, а предотвращать их кражи призваны как раз противоугонные системы: иммобилайзеры, сигнализации и блокираторы. И тем не менее, спутниковые системы безопасности, на сегодня, — едва ли не самое эффективное средство от угонов.
Как устроено?
В автомобиле, где-нибудь в дальнем углу салона, устанавливают приемник спутниковых сигналов. Чтобы определить географические координаты объекта, в зоне «видимости» приемника должны находиться, по крайней мере, 3 спутника. Далее сигнал передается в GSM-модуль и оттуда, по каналу обычной сотовой связи, — на диспетчерский пульт.
Есть и альтернативный способ передачи информации оператору: через сеть базовых радиолокационных вышек. То есть компания-оператор за свой счет устанавливает радиопередатчики, которые в случае отключения GSM-связи будут давать координаты объекта в пределах зоны своего действия (правда, с большей погрешностью).
Диспетчер, в свою очередь, видит автомобиль на мониторе своего компьютера и может дистанционно, через GSM-модуль, отдавать «приказы» различным автомобильным системам. Например, заглушить мотор, закрыть/открыть двери, включить/выключить световую и звуковую сигнализации. Кроме того, диспетчер видит на экране состояние автомобиля: с какой скоростью он движется, степень заряженности его батарей и т. д. Операторы говорят, что некоторых потенциальных клиентов такая осведомленность диспетчеров отпугивает.
В обязанности оператора также входит вызов нарядов милиции и ГИБДД для задержания угонщика. Некоторые компании имеют свои отряды быстрого реагирования или заключают контракты с охранными агентствами. Правда, отряды вневедомственной охраны имеют право только преследовать угонщика, но не задерживать его.
Таким образом, с помощью спутниковых систем решаются две важнейшие задачи. Первая — мгновенное информирование соответствующих силовых структур, в чьи функции входит задержание угонщиков. Обычная сигнализация этого обеспечить не может, так как в большинстве случаев пропажу машины обнаруживают спустя время, за которое ее наверняка уже успели спрятать.
Вторая — информирование о передвижении объекта: когда диспетчер передает и корректирует его координаты едущим на перехват «силовикам». Подобное тоже недоступно простой сигнализации: даже угнанный на глазах у владельца автомобиль успевает бесследно исчезнуть. Особое значение спутниковые системы приобретают в случае физического захвата или серьезной аварии, когда владелец находится без сознания, и сверхважно как можно скорее прийти ему на помощь (здесь обычная сигнализация вообще бессильна).
Один процент все же есть
— Люди, которые угоняют автомобили стоимостью $50 000-60 000, имеют на вооружении самые передовые технологии, — констатирует гендиректор компании-оператора спутниковых систем безопасности Starcom Борис Ефимов. — За каждую угнанную машину они берут по 10-20%. Они покупают автомобили, на угонах которых специализируются, разбирают их до последнего болтика и собирают. И знают о них все.
У спутниковых систем, при всей их непогрешимости, существуют сразу две ахиллесовые пяты. Во-первых, это связь между спутником и автомобилем. Дело в том, что спутниковый сигнал может быть иногда неровным и слабым.
Проходя через атмосферу и искажаясь, он оказывается метеочувствительным. Да и в условиях мегаполиса сигнал нередко теряется и «рвется», встречая на своем пути большое количество помех от электросетей и экранирующих железобетонных сооружений. Таким образом, в условиях «грозы над городом» стоящий в бетонном гараже или подземном паркинге автомобиль может запросто оказаться на время невидимым для оператора. Ведь достаточно «ослепнуть» одному из трех спутников — и координаты установить уже будет невозможно.
Вторая ахиллесова пята — это связь между автомобилем и операторским пультом. Как известно, GSM-сигнал также может быть неровным, да и по опыту вы знаете, что мобильники «ловят» не везде. Правда, здесь нельзя провести полную аналогию с сотовыми телефонами, так как автомобильный GSM-модуль работает не по звуковому каналу: ему достаточно минимального качества связи, а говоря по-нашему, хватит и одного деления.
Еще одной неприятной новостью для желающих поставить спутниковую систему безопасности будет то, что «глушилки» GSM-связи свободно продаются в Интернет-магазинах (не в целях угонов, конечно). Представляют они собой довольно простой аппарат, который воры вносят в автомобиль, и
он заглушает GSM-сигнал
в радиусе нескольких метров. Кстати, «намордник» можно надеть и на спутниковый сигнал. Результат: объект исчезает с экранов радаров…
Но и на «глушилки» нашлось противоядие. Как только автомобиль исчезает с монитора диспетчера, система автоматически включает таймер, и через четыре минуты автомобиль сам заблокирует свой двигатель. «По опыту, этих четырех минут хватает угонщику только на то, чтобы выехать с парковки на проспект. Когда автомобиль глохнет посреди улицы, вор предпочитает не чинить машину, а поскорей уносить ноги, пока не приехал отряд милиции», — рассказал Борис Ефимов.
Системы поиска транспортного средства, на сегодняшний день, обеспечивают максимально возможную защиту автомобилей от угонов. Безусловно, степень защиты зависит от модификации конкретной системы и ее возможностей. В среднем, риск угона снижается на 30 – 70%, — говорит Наталья Белякина, начальник отдела методологии и андеррайтинга центра страхования автотранспорта компании «Росно».
По данным статистики, каждый месяц в Петербурге устанавливаются 500-600 спутниковых систем безопасности, а угоняются 6-7 автомобилей, оснащенных «спутниками». Отсюда вывод: вероятность угона составляет чуть более 1%.
Диспетчера спутниковых систем безопасности можно сравнить с авиационным: у обоих мало времени на принятие решения, а объекты иногда исчезают с экранов мониторов.
00 мин 00 сек: автомобильная система среагировала по одному из параметров (несанкционированное открывание двери, буксировка или попытка завести автомобиль). У вора есть 4 минуты, чтобы нейтрализовать противоугонные системы, заглушить GSM-сигнал и отключить самоблокировку.
01 мин 00 сек: на пульт оператора поступает тревожный сигнал. У диспетчера есть 3 минуты на то, чтобы созвониться с хозяином либо его доверенными лицами, чтобы исключить ложный вызов.
04 мин 00 сек: включается автоматическая блокировка двигателя (либо поэтапная, либо мгновенная).
"Здравствуйте, Ваше имя и пароль". Такая фраза означает, что вы либо забыли снять блокировку системы специальным магнитным ключом, либо ваш автомобиль угоняют, либо его угоняют вместе с вами. Любое другое слово, кроме пароля, для диспетчера будет означать одно - пора сообщать об угоне или разбойном нападении в милицию. У всех операторов спутниковых систем есть договоры о сотрудничестве с ГУВД, поэтому наряд приезжает на место через 4-15 мин.
08 мин 00 сек: приезжает наряд милиции либо патруль ГИБДД. |
Можно ли сэкономить?
Спутниковые системы безопасности — удовольствие дорогое. В зависимости от комплектации, они обойдутся в $1 500 – 2 000. Плюс к этому, $500-600 в год будет стоить абонентское обслуживание. Деньги операторы советуют переводить авансом на год вперед: если клиент платит помесячно и не успевает заплатить, его могут отключить от обслуживания. А это чревато тем, что он просто не получит страховую выплату в случае угона (если договором предусмотрено наличие «спутника»).
К тому же, одного спутникового комплекса мало: необходим еще «джентльменский» противоугонный набор – иммобилайзер, сигнализация, блокиратор руля и коробки передач.
— Наш сегмент — машины стоимостью от
$35 000 и выше. Если человек покупает машину за $20 000, то ему психологически сложно отдать 10% за сигнализацию, — отмечает Борис Ефимов из Starcom.
Многие страховые компании отказываются страховать по КАСКО автомобили дороже $35 000-40 000 без спутниковых систем слежения. В особенности это касается автомобилей «зоны риска» (см. материал про автоугоны).
Но самое парадоксальное, что и на этом можно заработать. Страховщики дают скидки по риску хищения в размере до 75%, при этом все КАСКО дешевеет на 2 – 3%.
— Тот, кто хочет застраховать автомобиль по КАСКО в нашей компании, может рассчитывать на скидку 2.3%. То есть без сигнализации ежегодный платеж по КАСКО составит 9.4%, а с ней — 7.1%, — поясняет Николай Смелов, директор центра страхования транспорта, главный андеррайтер по транспорту СК «Русский мир».
Правда, стоит отметить, что скидки даются, когда устанавливается «своя» спутниковая система и в «своем» установочном центре.
Страховщики и операторы объясняют это так: от качества установки зависят 50% успешности работы всей системы: бездарно установленный комплекс легко обнаружить, а следовательно, обезвредить (например, просто выдернуть «с мясом»).
Скидки предоставляют и сами операторы, когда клиент подписывает договор со страховой компанией-партнером. К примеру, Starcom сбросит $300 тому, кто оформит КАСКО в «Ресо-гарантии».
Так как же быстро можно окупить спутниковую систему? Чем дороже стоит машина, тем быстрее. Мы попробовали оценить экономию для владельцев автомобилей различных ценовых категорий.
Спутниковая система безопасности | $1 500 |
Годовая абонентская плата | $480 |
Скидка по КАСКО | 2.3% |
Honda Accord Sport (2.0 л/5 КПП); $30 900 Срок окупаемости системы: 7 лет.
|
BMW 525i (2.5 л/5АКПП); $49 300 Срок окупаемости: 2,5 года |
Hummer H2 (6л/4АКПП); $87 500 Срок окупаемости: менее 1 года. |
Есть мнение: |
"Автомобиль со спутниковой системой безопасности довольно легко угнать, и оператор долгое время не будет знать об этом. Дело в том, что поддержание постоянной
GSM-связи с автомобилем - дело слишком дорогое, поэтому система обходится обычными SMS-сообщениями, которые GSM-модуль автомобиля периодически посылает диспетчеру. Добросовестные операторы принимают по две SMS
в день, недобросовест-
ные - и того реже. То есть
главное - знать интервал этого SMS-обмена.
И во-вторых, любой угонщик знает о таймере блокировки двигателя, поэтому за 4 минуты он увозит автомобиль с места угона и успевает загнать его в какой-нибудь бункер или трейлер. А потом спокойно нейтрализует спутниковую систему". |
АНОНИМНЫЙ ИСТОЧНИК В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ |
Текст: Александр Филатов Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №103 за Май 2006 / №103
|