Для российских туристов, похоже, уже не осталось белых пятен на карте мира. Мы побывали повсюду: на всех континентах, во всех странах. И – где возможно – проехали на автомобиле. Этой публикацией мы начинаем рассказ об опыте автопутешествий (да и не только «авто») за границей и предлагаем читателем поведать свои истории. Наверняка не менее захватывающие и поучительные.
Что бы там ни утверждала управдом из «Бриллиантовой руки», город контрастов – это не Нью-Йорк, а… любой из городов Индии!
Наша обычная задача – преодолеть за отведенное время максимальное расстояние без путевок и экскурсоводов. В этом году был месяц на Индию. Нас было трое: Гена, Юля и Юра. Передвигаясь на автобусах, поездах, автомобилях, мотоциклах, скутерах и всевозможных рикшах, мы проехали через Мумбай – Удайпур – Джайпур – Пушкар – Агру – Матурай – Варанаси – Гоа – Хампи – Бадами – Айпур. И все это время наблюдали за ничем не приукрашенной жизнью жителей незнакомой страны. А они справляли свадьбы, торговали, купали слонов, попрошайничали и работали. Знатоки уверяли нас, что психологическая адаптация длится дня три. Так и вышло.
Сначала был автобус
Восемь часов лету от Москвы до Бомбея, и мы оказались не просто в другом мире – в другом измерении. «Шпрехали» мы только на русском – индийцы же не успели выучить его к нашему приезду. Языковой барьер встал в полный рост уже в аэропорту. Аборигены покупают билет на такси в специальной кассе. При этом неплохо бы точно назвать пункт назначения. При помощи жестов выясняем, на какой из нескольких вокзалов нам нужно, садимся в развалюху, похожую на 401-й «Москвич» и наконец уезжаем. Кстати, в каждом индийском городе обнаруживалась новая модель такси, но всегда это была машина, похожая на авто 60-х годов прошлого века…
В первый день мы решили ехать автобусом. Это самый удобный транспорт для нашего способа путешествовать. Нам приглянулись «слиперы» – автобусы с лежачими местами, передвигающиеся в основном ночью. Правда, мощный кондиционер, живущий собственной жизнью, пришлось заклеивать скотчем. И все равно один из нас простудился.
Итак, в конечном пункте автобус встретила толпа, состоящая из владельцев вело- и моторикш, а также нищих и попрошаек. В моторикшу помещается три человека. За триста рупий мы весь день катаемся по городу, наполненному местными древностями. Рикша будет ждать сколько понадобится, пока вы исследуете очередную святыню – если, правда, вы не внесли предоплату за его труд. Мы вот оплошали, и экипаж при первой же нашей отлучке растворился в пыльном индийском воздухе.
А вещи без всякой платы мы оставляли в помещении с надписью Travel, где покупали билеты до следующего города. Позднее оставляли багаж в магазинах или кафе. Никто ничего за это не просил, а рюкзаки всегда возвращали в сохранности. Может, от нас и ждали какого-то вознаграждения, но обычно если здесь хотят денег, то требуют их открыто, не стесняясь. Кражи в Индии тоже случаются – не зря чемоданы в поездах принято приковывать цепью к поручням, но припаркованный мотоцикл, по-видимому, можно оставить надолго без риска. Мы встретили соотечественника из Москвы, и он рассказал, как обронил ключи от мотоцикла, а добрые индусы разыскали его и вернули пропажу.
ТАТА на дороге
У нас сложилось впечатление, будто все, что движется по дорогам Индии, от маленькой легковушки до огромного грузовика, произведено Индийской фирмой TATA. Скорей всего, так оно и есть. Иногда от города до города мы ехали по «хайвэю» – платной дороге. Движение быстрое, качество асфальта хорошее, правда, огромное количество грузовиков (естественно TATA). А в самих городах покрытие никудышное. Тротуары, светофоры, дорожные знаки да и сами правила движения практически отсутствуют. Движение в Индии правостороннее, улицы очень узкие. Кое-где даже на мотоцикле тесновато. Ночью многие индийцы ездят без фар, а если с фарами, то не стесняясь слепят участников движения дальним светом. Нередко на автомобиле напрочь отсутствуют «поворотники», но даже когда они есть, местные предпочитают показывать направление поворота рукой.
Пешеходы передвигаются вместе с авто-, вело-, мототранспортом, а также повозками, запряженными лошадьми, мулами или верблюдами. Ходят по дороге и слоны – но они чаще встречались в южных штатах и в сельской местности. Обнаглевшие священные коровы могут лежать прямо на проезжей части, и их действительно никто не трогает, просто объезжают. Не слишком священные собаки безнаказанно валяются рядом, а вокруг бродят свиньи. Выбегают на дороги и равные коровам по святости обезьяны – их присутствие в городах привычно, а численность умопомрачительна. Люди тоже могут спать прямо на обочинах или на разделительной полосе. В ночное время дорога может сузиться на пару полос, превратившись в ночлежку. При необходимости народ тут же справляет нужду, отчего в воздухе стоит соответствующий аромат.
Поначалу было очень тяжело переходить дорогу. Хаотичное движение без правил выглядит жутко. Но оказалось, что лучший способ перейти – это закрыть глаза и шагнуть на проезжую часть. Владельцы транспортных средств к этому готовы: пешеходов привычно объезжают. Некоторые выражают свое недовольство нетерпеливыми гудками, которые в этой стране являются традицией, близкой к религиозной: водитель сигналит, когда идет на обгон, сигналит, если его обгоняют, если встретил знакомых или просто когда настроение хорошее.
Наши дорожные приключения
Несмотря на такой бардак, за месяц пребывания в Индии мы не видели ни одного ДТП. К тому же все участники движения никогда не выказывают раздражения и всегда настроены дружелюбно. К собственным транспортным средствам жители Индии относятся не хуже, чем к священным животным. Часто встречаются повозки запряженные волами, рога у которых покрашены под цвет телеги. А бывает, что вол или овца выкрашены целиком. Трактора и грузовики выглядят ярче наших новогодних елок! | |
Европейских туристов поначалу мы видели только за стеклами комфортабельных автобусов. Позже встречались с мототуристами из Англии и Голландии, путешествующими давно и профессионально. По приезде в нужную страну они покупают мотоцикл, а по окончании тура продают. На «хайвэе» с мотоцикла денег не требуют. А мы средства передвижения брали напрокат. И умудрялись накатывать по 800 километров, прилично потрепав нестарые еще мотоциклы. При этом никто не интересовался, есть ли у нас права на их вождение. Был случай, когда полиция придралась к тому, что технику выдали те, у кого нет лицензии на подобную деятельность. Откупиться удалось тремястами рупиями. Обычно владельцы подобного сервиса предупреждают: нужно говорить, что машину дал покататься друг. Выходит, доверенности там тоже не в ходу. А однажды нас пытались оштрафовать на 100 долларов за езду без касок. Мы поступили просто: прикинулись валенками и уехали. Погони не было. Также были проблемы с полицией, когда, взяв напрокат машину, мы приехали в другой штат. Этого почему-то нельзя было делать.
А вот уличное движение в небольших городах тамошних «гаишников» не очень интересует. Они могут остановить транспорт, чтобы пешеходы перешли улицу. Чаще это происходит рядом со школами, где, как и у перекрестков, установлены «лежачие полицейские». Причем сразу штук по шесть в ряд. Но, похоже, никто перед ними не тормозит – скорость на разбитых дорогах и так невысокая. Очень неуютно, когда преодолеваешь эти препятствия в салоне автобуса: подлетаешь вверх сантиметров на 30.
Литр бензина стоит один доллар. Бензоколонки ничем не отличаются от европейских, правда, встречаются реже, но топлива нам всегда хватало. В любом населенном пункте вам укажут человека, нелегально приторговывающего бензином, налитым в лимонадные бутылки.
А теперь самое интересное: не считая стоимости авиаперелета, каждый из участников путешествия истратил не более 500 долларов США. Кто скажет, что это дорого за месяц такой экзотический жизни?
Если у вас есть история автопутешествия, которой вы хотели бы поделиться с «Колесами», пишите редактору Софье Вечтомовой:svechtomova@kolesa.ru
Сначала – виза!
Индийская виза оформляется консульским отделом посольства Индии в Москве. Для ее получения необходим заграничный паспорт, 2 фотографии, 2 экземпляра заполненной на английском языке анкеты, билеты с фиксированной датой прибытия и возвращения. Виза оформляется в течение 1-2 дней. Консульский сбор – 1 600 рублей.
|
Местные деньги
Валюта Индии – рупия. Один доллар стоит 45 индийских рупий. Банки работают в будние дни с 10.00 до 14.00, а в субботу – с 10.00 до 12.00. Квитанцию об обмене валюты необходимо сохранять. Она потребуется при обратном обмене рупий на твердую валюту. Ввоз и вывоз иностранной валюты неограничен, национальной валюты – запрещен. Сначала – виза! |
Прокат (рупий/сутки):
мотоцикл – 200-250
скутер – 150-200
автомобиль – 800-1 000.
|
Здоровье
В Индии высок риск заражения гепатитом А. Настоятельно рекомендуется предварительная вакцинация. В любом случае следует избегать употребления сырой воды и неочищенных овощей и фруктов. |
Главный концерн
Tata Motors является частью огромного индийского промышленного концерна Tata Group, ее штат составляет 22 000 человек. В ближайшие три года концерн намерен инвестировать в развитие автомобильного производства 1,1 млрд евро, и к 2010 году планируется выпускать ежегодно 1 млн автомобилей. Экспорт при этом увеличится с нынешних 8 до 15 или более процентов. |
Текст: Владимир Григорьев Фото: Юлия Волкова, Геннадий Данилин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №101 за Март 2006 / №101
|