Колеса


  Журнал «Колёса» № 03 (101) 2006 

Как объехать священную корову

Для российских туристов, похоже, уже не осталось белых пятен на карте мира. Мы побывали повсюду: на всех континентах, во всех странах. И – где возможно – проехали на автомобиле. Этой публикацией мы начинаем рассказ об опыте автопутешествий (да и не только «авто») за границей и предлагаем читателем поведать свои истории. Наверняка не менее захватывающие и поучительные.

Что бы там ни утверждала управдом из «Бриллиантовой руки», город контрастов – это не Нью-Йорк, а… любой из городов Индии!
Как объехать священную корову

Наша обычная задача – преодолеть за отведенное время максимальное расстояние без путевок и экскурсоводов. В этом году был месяц на Индию. Нас было трое: Гена, Юля и Юра. Передвигаясь на автобусах, поездах, автомобилях, мотоциклах, скутерах и всевозможных рикшах, мы проехали через Мумбай – Удайпур – Джайпур – Пушкар – Агру – Матурай – Варанаси – Гоа – Хампи – Бадами – Айпур. И все это время наблюдали за ничем не приукрашенной жизнью жителей незнакомой страны. А они справляли свадьбы, торговали, купали слонов, попрошайничали и работали. Знатоки уверяли нас, что психологическая адаптация длится дня три. Так и вышло.

Как объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную корову

Сначала был автобус

Восемь часов лету от Москвы до Бомбея, и мы оказались не просто в другом мире – в другом измерении. «Шпрехали» мы только на русском – индийцы же не успели выучить его к нашему приезду. Языковой барьер встал в полный рост уже в аэропорту. Аборигены покупают билет на такси в специальной кассе. При этом неплохо бы точно назвать пункт назначения. При помощи жестов выясняем, на какой из нескольких вокзалов нам нужно, садимся в развалюху, похожую на 401-й «Москвич» и наконец уезжаем. Кстати, в каждом индийском городе обнаруживалась новая модель такси, но всегда это была машина, похожая на авто 60-х годов прошлого века…

В первый день мы решили ехать автобусом. Это самый удобный транспорт для нашего способа путешествовать. Нам приглянулись «слиперы» – автобусы с лежачими местами, передвигающиеся в основном ночью. Правда, мощный кондиционер, живущий собственной жизнью, пришлось заклеивать скотчем. И все равно один из нас простудился.

Как объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную корову

Итак, в конечном пункте автобус встретила толпа, состоящая из владельцев вело- и моторикш, а также нищих и попрошаек. В моторикшу помещается три человека. За триста рупий мы весь день катаемся по городу, наполненному местными древностями. Рикша будет ждать сколько понадобится, пока вы исследуете очередную святыню – если, правда, вы не внесли предоплату за его труд. Мы вот оплошали, и экипаж при первой же нашей отлучке растворился в пыльном индийском воздухе.

А вещи без всякой платы мы оставляли в помещении с надписью Travel, где покупали билеты до следующего города. Позднее оставляли багаж в магазинах или кафе. Никто ничего за это не просил, а рюкзаки всегда возвращали в сохранности. Может, от нас и ждали какого-то вознаграждения, но обычно если здесь хотят денег, то требуют их открыто, не стесняясь. Кражи в Индии тоже случаются – не зря чемоданы в поездах принято приковывать цепью к поручням, но припаркованный мотоцикл, по-видимому, можно оставить надолго без риска. Мы встретили соотечественника из Москвы, и он рассказал, как обронил ключи от мотоцикла, а добрые индусы разыскали его и вернули пропажу.

ТАТА на дороге

У нас сложилось впечатление, будто все, что движется по дорогам Индии, от маленькой легковушки до огромного грузовика, произведено Индийской фирмой TATA. Скорей всего, так оно и есть. Иногда от города до города мы ехали по «хайвэю» – платной дороге. Движение быстрое, качество асфальта хорошее, правда, огромное количество грузовиков (естественно TATA). А в самих городах покрытие никудышное. Тротуары, светофоры, дорожные знаки да и сами правила движения практически отсутствуют. Движение в Индии правостороннее, улицы очень узкие. Кое-где даже на мотоцикле тесновато. Ночью многие индийцы ездят без фар, а если с фарами, то не стесняясь слепят участников движения дальним светом. Нередко на автомобиле напрочь отсутствуют «поворотники», но даже когда они есть, местные предпочитают показывать направление поворота рукой.

Как объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную корову

Пешеходы передвигаются вместе с авто-, вело-, мототранспортом, а также повозками, запряженными лошадьми, мулами или верблюдами. Ходят по дороге и слоны – но они чаще встречались в южных штатах и в сельской местности. Обнаглевшие священные коровы могут лежать прямо на проезжей части, и их действительно никто не трогает, просто объезжают. Не слишком священные собаки безнаказанно валяются рядом, а вокруг бродят свиньи. Выбегают на дороги и равные коровам по святости обезьяны – их присутствие в городах привычно, а численность умопомрачительна. Люди тоже могут спать прямо на обочинах или на разделительной полосе. В ночное время дорога может сузиться на пару полос, превратившись в ночлежку. При необходимости народ тут же справляет нужду, отчего в воздухе стоит соответствующий аромат.

Как объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную корову

Поначалу было очень тяжело переходить дорогу. Хаотичное движение без правил выглядит жутко. Но оказалось, что лучший способ перейти – это закрыть глаза и шагнуть на проезжую часть. Владельцы транспортных средств к этому готовы: пешеходов привычно объезжают. Некоторые выражают свое недовольство нетерпеливыми гудками, которые в этой стране являются традицией, близкой к религиозной: водитель сигналит, когда идет на обгон, сигналит, если его обгоняют, если встретил знакомых или просто когда настроение хорошее.

Наши дорожные приключения

Несмотря на такой бардак, за месяц пребывания в Индии мы не видели ни одного ДТП. К тому же все участники движения никогда не выказывают раздражения и всегда настроены дружелюбно. К собственным транспортным средствам жители Индии относятся не хуже, чем к священным животным. Часто встречаются повозки запряженные волами, рога у которых покрашены под цвет телеги. А бывает, что вол или овца выкрашены целиком. Трактора и грузовики выглядят ярче наших новогодних елок!

Торговля в Индии осуществляется прямо на проезжей части. Причем местным торговцам не нужны столы и стулья.Бананы - излюбленная еда жителей Индии.

Европейских туристов поначалу мы видели только за стеклами комфортабельных автобусов. Позже встречались с мототуристами из Англии и Голландии, путешествующими давно и профессионально. По приезде в нужную страну они покупают мотоцикл, а по окончании тура продают. На «хайвэе» с мотоцикла денег не требуют. А мы средства передвижения брали напрокат. И умудрялись накатывать по 800 километров, прилично потрепав нестарые еще мотоциклы. При этом никто не интересовался, есть ли у нас права на их вождение. Был случай, когда полиция придралась к тому, что технику выдали те, у кого нет лицензии на подобную деятельность. Откупиться удалось тремястами рупиями. Обычно владельцы подобного сервиса предупреждают: нужно говорить, что машину дал покататься друг. Выходит, доверенности там тоже не в ходу. А однажды нас пытались оштрафовать на 100 долларов за езду без касок. Мы поступили просто: прикинулись валенками и уехали. Погони не было. Также были проблемы с полицией, когда, взяв напрокат машину, мы приехали в другой штат. Этого почему-то нельзя было делать.

Как объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную коровуКак объехать священную корову

А вот уличное движение в небольших городах тамошних «гаишников» не очень интересует. Они могут остановить транспорт, чтобы пешеходы перешли улицу. Чаще это происходит рядом со школами, где, как и у перекрестков, установлены «лежачие полицейские». Причем сразу штук по шесть в ряд. Но, похоже, никто перед ними не тормозит – скорость на разбитых дорогах и так невысокая. Очень неуютно, когда преодолеваешь эти препятствия в салоне автобуса: подлетаешь вверх сантиметров на 30.

В жарком индийском климате открытые места в автобусе самые желанныеВ жарком индийском климате открытые места в автобусе самые желанныеВ жарком индийском климате, открытые места в автобусе самые желанныеВ жарком индийском климате открытые места в автобусе самые желанные

Литр бензина стоит один доллар. Бензоколонки ничем не отличаются от европейских, правда, встречаются реже, но топлива нам всегда хватало. В любом населенном пункте вам укажут человека, нелегально приторговывающего бензином, налитым в лимонадные бутылки.

А теперь самое интересное: не считая стоимости авиаперелета, каждый из участников путешествия истратил не более 500 долларов США. Кто скажет, что это дорого за месяц такой экзотический жизни?

Если у вас есть история автопутешествия, которой вы хотели бы поделиться с «Колесами», пишите редактору Софье Вечтомовой:svechtomova@kolesa.ru

Сначала – виза!
Индийская виза оформляется консульским отделом посольства Индии в Москве. Для ее получения необходим заграничный паспорт, 2 фотографии, 2 экземпляра заполненной на английском языке анкеты, билеты с фиксированной датой прибытия и возвращения. Виза оформляется в течение 1-2 дней. Консульский сбор – 1 600 рублей.
Местные деньги
Валюта Индии – рупия. Один доллар стоит 45 индийских рупий. Банки работают в будние дни с 10.00 до 14.00, а в субботу – с 10.00 до 12.00. Квитанцию об обмене валюты необходимо сохранять. Она потребуется при обратном обмене рупий на твердую валюту. Ввоз и вывоз иностранной валюты неограничен, национальной валюты – запрещен. Сначала – виза!
Прокат (рупий/сутки):
  • мотоцикл – 200-250
  • скутер – 150-200
  • автомобиль – 800-1 000.
  • Здоровье
    В Индии высок риск заражения гепатитом А. Настоятельно рекомендуется предварительная вакцинация. В любом случае следует избегать употребления сырой воды и неочищенных овощей и фруктов.
    Главный концерн
    Tata Motors является частью огромного индийского промышленного концерна Tata Group, ее штат составляет 22 000 человек. В ближайшие три года концерн намерен инвестировать в развитие автомобильного производства 1,1 млрд евро, и к 2010 году планируется выпускать ежегодно 1 млн автомобилей. Экспорт при этом увеличится с нынешних 8 до 15 или более процентов.
    Текст: Владимир Григорьев
    Фото: Юлия Волкова, Геннадий Данилин
    Статья опубликована в журнале "Колеса" №101 за Март 2006 / №101


    © 2006, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

    Автодороги России © 2014-