Колеса


  Журнал «Колёса» № 03 (101) 2006 

Сначала были слоны

Современник писал: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и конями – смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!»

Этой публикацией мы начинаем рассказ о самых знаменитых мостах нашего города. Аничков, без сомнения, – один из них.

Мост через Фонтанку в створе Невского проспекта получил свое название по фамилии своего строителя – инженера-подполковника Аничкова. В указе Петра I от 1715 года было сказано: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Его начали строить как деревянный, стоящий на свайных опорах; длиной 200 метров – чтобы он мог перекрывать водный поток и заболоченную пойму Фонтанки. Окончание работ датируется маем 1716 года – в то время здесь была городская окраина, поэтому на мосту стояла застава и караульные проверяли паспорта приезжих. В районе же нынешнего Московского вокзала еще бегали волки.

Так выглядел Аничков мост в 1890-м годуТаким он был в 1960-м году

Аничков мост капитально ремонтировался в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Волков построил новую переправу, опять же на свайных опорах, под более тяжелую нагрузку. «Нагрузкой» стали подаренные императрице Анне Иоанновне слоны. Их должны были провести через мост к Слоновому двору, располагавшемуся там же, на Фонтанке.
ЮРИЙ ПЕТРОВ, директор ГУП "Мостотрест ЮРИЙ ПЕТРОВ, директор ГУП "Мостотрест":
- Аничкову мосту уже более 100 лет. Он исчерпал свой ресурс и, конечно же, нуждается в ремонте. Поэтому мы включили его, а также Полицейский мост, в специальную концепцию "Мосты Невского проспекта", которая будет рассматриваться Правительством города в марте этого года. На Аничковом мосту разрушаются несущие кирпичные своды. И чтобы привести его в порядок, потребуется от 3 до 5 лет. Почему так много? Во-первых, это памятник архитектуры. И как минимум год уйдет на исследования, цель которых сделать так, чтобы после ремонта мост сохранил свой подлинный исторический облик. Кроме того, нужно продумать, как вести работы, чтобы не создать неудобств автомобилистам и пешеходам. Год уйдет на разработку проекта и 2 года - на реконструкцию.

Вплоть до 1780-х мост был деревянным и почти в четыре раза длиннее нынешнего. В 1780 году по проекту архитектора Ф. Бауэра началось строительство гранитных стенок набережных Фонтанки. Тогда же – по проекту Ж. Перроне – сооружается постоянный каменный трехпролетный мост. В его средней части была устроена деревянная подъемная часть для прохода барок с дровами. В 1841 году переправу перестроили и значительно расширили. Современник писал: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и конями – смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!». В январе 1842-го по мосту открылось движение. По отчетам Министерства внутренних дел сооружение обошлось в 195 294 рубля серебром.

Кони, кони

Знаменит мост, конечно, четырьмя конными скульптурными группами, выполненными бароном Петром Клодтом. Он прослужил год в армии, вышел в отставку и был принят вольно-слушателем в Академию художеств. В это время Клодт оказался в стесненном материальном положении, и ради заработка ему приходилось лепить фигурки коней, которые получались у него изумительно.

В 1832 году Клодту были заказаны группы «Укротители коней», которые предполагалось установить на Невской пристани между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Однако отливка статуй задержалась, и вместо скульптур установили порфировые вазы. И, когда началось проектирование нового Аничкова моста, Клодт, к тому времени уже создавший «Колесницу Победы» на Нарвских триумфальных воротах, предложил использовать «Укротителей». В 1839 году из бронзы была отлита первая конная группа, в 1841-м – вторая, а еще через год – их копии. Но прямо с Литейного двора скульптуры отвезли в Пруссию: Николай I подарил их королю Фридриху-Вильгельму IV. Установлены они были перед главными воротами Королевского дворца в Берлине, где простояли более 100 лет (после II Мировой войны их увезли в Западный Берлин).

Еще две скульптуры в 1846 году были подарены королю «Обеих Сицилий» и вывезены в Неаполь, а еще три – отправлены в Стрельну, в Петергоф и в усадьбу Голицына под Москвой. Место вывезенных скульптур на мосту временно занимали гипсовые копии, которые по мере отливки менялись на бронзовые. Последние две группы «Укротителей» были установлены на Аничковом мосту только в 1850-м.

В 1902 году техническое состояние моста было признано угрожающим, и спустя четыре года под руководством архитектора Щусева началась реконструкция. Кирпичные своды переложили, облицевали розовыми гранитными камнями. Конструкции моста изолировали свинцом, а тротуары сделали из большеразмерных плит красного гранита.

Аничков мост в наше времяАничков мост в наше время

В годы блокады скульптурные группы «Укротителей» были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров (бывшем Аничковом дворце). Бомбы и снаряды изуродовали часть ограждений моста и гранитные пьедесталы для скульптур. Впрочем, ограждения были восстановлены еще до Дня Победы, а к 1 мая 1945-го вернулись на место и «Укротители».

История продолжается

Еще в 1940-х у клодтовских скульптур нашли «бронзовую» болезнь – металл разрушался. К реставрации приступили лишь в 1973 году, но ее методы оказались несовершенными. В 2000-м коней отправили в реставрационные мастерские. Реставрацию выполнили уже по новой методике, гарантирующей защиту от коррозии.

А вот сам Аничков мост уже почти сто лет, с 1908 года, не ремонтировался и не реставрировался. Умели строить наши предки – в прямом смысле «на века»!

Справка: длина моста сейчас составляет 54.6 метра, а ширина 37.9 метра.

Текст: Михаил Пазин
Фото: Роман Останин и из Центрального Архива Кинофотодокументов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №101 за Март 2006 / №101


© 2006, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-