Hавесная фронтальная защита, более известная в обиходе как "кенгурятник", сегодня повсеместно в большой моде и уже стала практически неотъемлемой частью экстерьера внедорожников. Считается, что кенгурятник – и как термин и как конструкция – происходит из Австралии, где фермеры, стараясь уберечь машину от частых столкновений с дикими кенгуру, навешивали на передок своих пикапов калитки от заборов, двери, различные решетки, доски и прочий подручный материал. "Уловив потребность населения", автомастерские стали предлагать установку специальной защиты из стальных труб. Так фактически и появились уже современные "кенгурятники" распространившиеся по всем континентам.
Но если австралийских фермеров не волновало здоровье сбитых кенгуру, то сейчас вопрос травматизма пешеходов при столкновении с "кенгурированной" машиной ставится все более остро. Одно дело, когда пешехода "принимает" широкий капот, и совсем другое – когда узкую стальную балку, столкновение с которой сродни удару бейсбольной битой. Исследования на стендах и статистика реальных ДТП однозначно говорят о кенгурянике как о травмоопасном аксессуаре.
Первой на это начала реагировать Западная Европа, где в ряде стран и городов уже начал действовать запрет на езду с кенгурятником. Постепенно подбирается к тому и остальной цивилизованный мир.
Как говорится, "закон есть закон", но и расставаться со столь полюбившимися и ставшими привычными кенгурятниками автовладельцам не хочется. Конструкторы пытаются решать проблему. Так, уже предлагались пластмассовые кенгурятники – легко деформируемые и безопасные при столкновении, но особого энтузиазма они не встретили. Инженеры стали думать дальше.
И вот еще одна – совсем новая – идея из области "безопасного кенгурятника". Интересную разработку предложили конструкторы компании Cobra Technology&Lifestyle. Их кенгурятник выполнен из специального композиционного материала, и главная особенность его – пружинящий изогнутый участок "трубы", который монолитно соединяет переднюю и нижние части. Этот изгиб является энергопоглощающим элементом, который плавно гасит силу удара при столкновении, отчего эффективно снижается травматизм пешеходов.
Покадровые фото тестирования нового энергопоглощающего безопасного кенгурятника. Хорошо видно, как при соприкосновении с манекеном "пешеход" средняя часть кенгурятника изгибается, гася силу удара. Специально отмечена нижняя точка крепления на днище – она неподвижна. Кенгурятник фиксируется к кузову жестко – амортизирует сама труба, из которой он изготовлен.
На краш-тесте, проведенном в Германском Федеральном исследовательском институте дорожного движения (German Federal Highway Research Institute), новое устройство показало полное соответствие новым же требованиям по защите пешеходов, вступившим в силу с
1 октября 2005 года на всей территории Евросоюза и призванным улучшить ситуацию с травмами попадающих под автомобили пешеходов и особенно детей. В проведенных тестах специальный манекен "встречался" на скорости в 40 км/ч с новым энергопоглощающим кенгурятником, то есть имитировалась типичная ситуация столкновения автомобиля с пешеходом при городском ДТП. Результаты с большим запасом уложились в европейские нормативы по травмированию пешехода автомобилем: деформация на "излом кости" – в диапазоне 3.1 – 2.7 мм (при допустимом максимуме 6 мм), а смещение "кости" составило 5 градусов, что всего 25% от допустимых 21-го. Таким образом, новый кенгурятник доказал, что при столкновении с пешеходом он не причиняет никакого лишнего вреда.
Когда эта разработка будет освоена в серийном производстве и какова будет цена аксессуара, пока не сообщается. Но сам факт ее появления уже говорит о многом: конструкторы и производители всерьез занимаются вопросом. Так что кенгурятникам быть – эстетичными и безопасными.
P.S. Кстати, в Австралии кенгуру находятся под защитой закона.
Текст: Михаил Щелоков Фото: фирмы-производители
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100
|