Разговоры о том, что "скоро китайцы придут и всем покажут" ведутся в автомобильной среде около четырех-пяти лет. Пришествия китайского автопрома ждали, и это немудрено: полки магазинов ломятся и пухнут от китайских товаров – электроники, бытовой техники, одежды и прочего "народного потреба", а пару-тройку лет назад к нам массово стали въезжать китайские мопеды, велосипеды и прочая "мелкая" техника. Самое время появиться и транспорту посерьезнее!
Однако до недавнего времени китайских машин видно не было: гигантский внутренний рынок КНР и окружающих регионов потреблял все без остатка и заводам не было смысла связываться с поставками на Запад. Но сейчас можно сказать, что атака китайских производителей на мировой рынок уже началась: за прошедший год китайцы "пустили пробные шары", предложив свои машины в США и Европе. В нынешнем же году – и об этом говорят все – их экспансия должна стать более ощутимой.
Началось взаимодействие и с российским рынком: отечественные компании стали бороться за дилерский статус, а заводы собирать и комплектовать машины специально "под Россию"; параллельно налаживается работа по обеспечению запасными частями. Правда, отметим, что вся инициатива по продвижению, как правило, исходит от российских компаний: фирма, решившая заняться ввозом машин, сама выбирает завод, устанавливает контакты, заключает договоры.
Производитель |
Janghuai Automobile Company (Автомобильная компания "Цзянхуай"), торговая марка JAC, КНР, провинция Аньхуэй
Образована 30 сентября 1999 года путем слияния акций 5 компаний, Общее количес-тво акций составляет 230 млн. Компания занимается разработками, производством, реализацией автомобилей и запасных частей к ним.
С 1998 года имеет аттестацию системы ISO9001 и сертификат соответствия управлению окружающей средой ISO14001. Годовой объем производства – около
120 тыс. автомобилей, потенциальная мощность предприятия – до 400 тыс. автомобилей в год. |
Впрочем, примерно так начинается импорт любой новой техники. Тут показательно другое: как видно, сейчас российский рынок уже окончательно "дозрел" до продукции китайского автопрома. Отечественное автостроение почти "заснуло", и с его изделиями все перевозчики уже вдоволь наработались. До нового же "евроимпорта" "рост отечественной экономики и благосостояния масс" пока еще не дорос, а что до европейского б/у – то здесь у многих имеется не только успешный, но и неудачный опыт. Поэтому китайскому автопрому у нас, в принципе, есть на что рассчитывать. | |
И машины Поднебесной едут к нам. Подчеркнем, что речь идет не о частной инициативе, которая была и раньше, – а это прошедшие российскую сертификацию автомобили, ввозимые компаниями-дилерами, которые дают на них гарантию и обеспечивают техобслуживание. Одними из первых, около полутора лет назад, в европейской части России появились большие и средние пассажирские автобусы, потом модели легкового сегмента (в основном джипы), а теперь и малолитражкки. И вот сейчас встречаем технику еще одного сектора – легко- и среднетоннажные "развозные" грузовики.
Перед нами – JAC HFC1045K2, представитель семейства сходных с ним по конструкции и дизайну машин грузоподъемностью от 1 до 5 т. Рассмотрим его попристальнее.
Уже издалека виден типичный азиатский дизайн с его характерным стремлением к "одушевленности" и "оживлению" – трапециевидные, чуть "раскосые" передние блок-фары вкупе с исполнением решетки радиатора создают тот самый своеобразный "восточный" стайлинг. Отметим и геометрию кабины в целом, с ее типичной бескапотной компоновкой и плавными, чуть выпуклыми линиями и плоскостями, и остекление дверей с характерным расширенным вниз со стороны петель оконным проемом. В подобном стиле работает автопром практически всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Родина этого дизайна, естественно, Япония. Китайский же автопром весьма активно использует японские достижения и технологии. Так, среди производителей грузовых автомобилей КНР Beiqi работает с Mazda, FAW – с Mitsubishi, Chahgan – с Suzuki, Dongfeng – с Nissan (модель EQ1030 является копией Cabstar), Liuzhou и Tianjin выпускают по лицензии машины Daihatsu.
Производитель же нашей машины – JAC (Janghuai Automobile Company) – работает с Isuzu и Nissan. Основой линейки стало семейство легких грузовиков Isuzu NHR, NKR, NPR и NQR модельного ряда конца 90-х, а у Nissan была куплена лицензия на двигатели, которыми оснащаются машины. Кстати, заметим, что грузовики Isuzu оказались достаточно популярны для "воспроизведения": их копии выпускало турецкое отделение компании, они же стали прототипом американских Chevrolet серии W 1999-го модельного года.
Однако важно не только ЧТО, но и КАК скопировано! На это обращалось особое внимание при осмотре машины.
Традиционно начинаем с кабины. Впечатление она производит весьма благоприятное: дизайн и эргономика близки к легковым иномаркам. Кажется удачным светло-коричневый пластик дверей и торпедо, выполненное в современной стилистике: закругленные линии, плавные переходы плоскостей. При этом материал довольно приятный на ощупь и, как показалось, не скрипучий. Элементы интерьера, кажется, тоже подогнаны на совесть: зазоров почти нет, а где без них не обойтись – они симметричны и одинаковы. Кнопки в гнездах сидят плотно, не болтаются, срабатывают без сильных надавливаний.
Колонка машины регулируемая и настраивать ее удобно – можно подогнать, пожалуй, под самые различные рост и комплекцию. Подрулевые переключатели работают внятно и четко, их можно достать пальцами, не снимая руки с руля. Педальный узел размещен достаточно удобно – за педалями не надо тянуть ноги, правда и сильно сгибать колени тоже не приходится. Обзорность – отличная. При этом важно отметить, что стекла нигде "не кривят": и в ветровом, и в дверных прозрачность везде однородная, без заметных искажений и "смазывания" при боковом зрении и по углам. |
Наш "Джи Эй Си" имел улучшенную комплектацию с CD-проигрывателем, стеклоподъемниками и элементами отделки "под дерево". Эта отделка, кстати, оказалась на удивление качественной: исполнение и по материалу и по подгонке элементов на нормальном уровне. Проверить звук CD-проигрывателя, увы, не удалось (не захватили с собой диска), а вот стеклоподъемники "погоняли". Что ж, здесь у производителя тоже все очень неплохо: стекла идут с ровной скоростью, не визжат, реакции кнопок и усилия на них четкие и адекватные. Заметим, кстати, что такие вот мелочи, как всякие "лампочки-кнопочки", очень хорошо демонстрируют общее качество.
Теперь борта и кузов. Все замки открываются/закрываются без скрипов и усилий, фиксация их четкая и надежная, петли бортов не дребезжат. Пустой кузов на ходу и от вибраций работающего мотора не гремит. Специально стоит отметить качество покраски автомобиля: при осмотре не было замечено нигде каких бы то ни было изъянов, вроде "волн" и "точек", слой ЛКП везде однородный и ровный.
В целом впечатление от машины самое положительное. Особенно приятно, что видно стремление делать качественно: "Джи Эй Си" выглядит добротно и цельно. В самых разных областях крупные китайские производители сейчас активно ломают массовый стереотип отношения к товарам "чайна", сформированный различной полуподпольной кооперативной продукцией. И если качество других машин JAC будет таким же, как у нашего экземпляра, то при своей стоимости автомобили имеют все шансы на успех и способны претендовать на симпатии перевозчиков и собственное место на рынке автотранспорта.
Дилер |
Стасюков Михаил Николаевич, президент Автомобильной корпорации ГРУЗОМОБИЛЬ, официального дилера JAC по Северо-Западу РФ:
– Тенденцией последних лет стал постепенный отказ перевозчиков от отечественных машин и обращение в сторону зарубежной техники. Однако новые европейские автомобили доступны далеко не всем, а приобретение б/у – это всегда в определенной степени лотерея, риск. Решением при этом может выступить китайская техника, сочетающая в себе достоинства новой иномарки на гарантии при цене на уровне европейского сэконд-хенда. Поэтому в дополнение к нашему ассортименту мы стали работать и в этом направлении. Для этого с конца 2003-го и весь 2004 год мы потратили на поиск наилучшего производителя по позиции "цена-качество" и по желанию работать на российский рынок.
В итоге выбор был сделан в пользу техники JAC, которую после прохождения сертификации мы вывели на рынок в 2005 году. Все автомобили JAC наша компания обеспечивает гарантией и полноценным сервисом – гарантийным и послегарантийным. Нами сформирован склад основных запчастей, а случае необходимости мы готовы в течение нескольких дней привезти необходимую деталь посредством услуги "экспресс-доставка". Хотя до сих пор крупных проблем с проданными JAC еще не было. Разные мелкие "шероховатости", разумеется, встречались, но все вопросы нами решались достаточно быстро. Уверен, что никаких проблем не будет и впредь, поскольку мы уже подготовили свои ресурсы к массовым продажам. Интерес перевозчиков к JAC сейчас только растет: у нас есть заказы даже прямо по каталогу, без просмотра машины "вживую" на площадке. Рынку нужна такая техника. Поэтому в ближайшем будущем планируем расширение модельного ряда китайских грузовиков, представив "тяжелый" сегмент – машины от 10 т и выше.
|
—JAC HFC1045K2: Конкуренты
Текст: Михаил Щелоков Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100
Технические данные
|