На Западе автопроизводителями уже давно отработана схема продажи автомобилей. Например, General Motors из собственных средств финансирует покупки собственных машин собственными дилерами. Мало того, автогигант выдает кредиты своим покупателям. Казалось, бы нонсенс. Но только этот прием позволяет ему реализовывать огромные потоки продукции, сходящие с конвейеров. Эффективность этого приема доказана столетней историей мирового автокредитования.
Правда, у нас такая схема пока работать не будет. Российский законодатель запрещает небанковским организациям выдавать кредиты физическим лицам. Именно поэтому все чаще можно слышать о союзах автопроизводителей и банков. Основной плюс союзов такого рода – кредитные программы с льготными условиями, которые распространяются обычно на всю страну. Договариваются о "поблажках" своим покупателям дочерние структуры автогигантов, занимающиеся кредитованием по всему миру. Пока им не разрешается самим продавать автомобили в долг, но кто знает, возможно, скоро ситуация изменится.
Союзы банк-производитель появились относительно недавно. Одними из первых, еще в сентябре 2003 г. о партнерских отношениях заявили Ford, Райффайзенбанк и Международный Московский Банк. Дочерней финансовой структуре автогиганта, Ford Credit, удалось унифицировать условия кредитов и ввести единую ставку в 4,9% для моделей Focus, Fiesta и Fusion, которая была субсидирована представительством.
В результате сегодня у американского производителя одни из самых привлекательных условий на российском рынке: 40% первоначальный взнос и срок кредита в три года с возможностью досрочного погашения.
Если, к примеру, тот же покупатель Focus обратится в Райффайзенбанк за автокредитом, то ставка уже составила бы 9% (10% при отсутствии справки 2НДФЛ). И еще не забывайте о комиссии за выдачу кредита – $200.
Ford Credit пошел еще дальше, ему удалось договориться со страховыми компаниями о снижении процентной ставки по Каско с 9,99% до 6,9% (с франшизой в $200).
"Фольксваген Груп Рус" объединило свои усилия в области кредитования с "Банком Сосьете Женераль Восток". Со стороны производителя здесь выступил Volkswagen Group Finance, дочерняя структура концерна, занимающаяся финансированием его дилеров и покупателей по всему миру. Результат этого союза – новый продукт: кредит с обратным выкупом, доступный во всех дилерских центрах самого Volkswagen и его дочерних брэндов – Audi и Skoda. Основная его идея: сократить размер ежемесячных платежей за счет так называемой остаточной стоимости автомобиля, на которую не распространяется кредит. На размер этой остаточной стоимости через два года банк выдает новый кредит на новый автомобиль.
В зависимости от срока кредита различается и последний платеж. Для кредита на 12 месяцев нужно оплачивать только 50% от первоначальной стоимости, на 24 месяца – необходимо 65% стоимости покупки, на 36 месяцев – 75%. Правда, кредит с обратным выкупом выгоден только в случае покупки нового автомобиля у дилера. Иначе его придется отдать в качестве оплаты остатка долга по цене явно ниже рыночной.
Похожую программу не так давно запустила BMW Financial Services совместно с Райффайзенбанк. Правда, называется она "кредит с обратным платежом" (balloon payment) и распространяется пока только на BMW первой серии и "трешку" 2005 г. выпуска. Ставка, как и в случае с Ford, субсидируется и составляет соответственно 5,9% и 6,9%. Максимальная сумма кредита – 80 000 евро (2 400 000 руб), которая предоставляется на срок от одного до трех лет.
В этом году на российский рынок выйдет самый крупный игрок мирового рынка автокредитования – GMAC (General Motors Acceptance Corporation), обещают в представительстве GM. GMAC – компания с годовым оборотом $2,9 млрд., занимается как финансовой, так и страховой деятельностью. За свою почти столетнюю историю прокредитовала покупку 158 млн. автомобилей на общую сумму $1,3 трлн. Пока в представитльстве GM не сообщают, чем именно будет заниматься финансовая дочка, но вряд ли прямым кредитованием или страхованием (последнее также запрещено законом). Но событие обещает стать не менее знаковым, чем запуск программы "Форд в кредит".
Volkswagen Golf Trendline 1,6 хэтчбек 5-ступенчатая КПП |
Первоначальная стоимость – $19 312
|
10% первый взнос – $2 000
|
25% остаточная стоимость – $4 828
|
Срок кредита – 3 года
|
Процентная ставка – 9%
|
Ежемесячный платеж – $395
|
Итого плата за кредит – $1 492
|
Каско 8,2% – $1 592 в год
|
Комиссия – $150
|
Данные: автоцентр "Пулково"
|
BMW 320 iA Business 6-ступенчатый автомат |
Первоначальная стоимость – 34 360 евро |
30% первый взнос – 10 390 евро |
30% остаточная стоимость – 10 390 евро |
Срок кредита – 3 года |
Процентная ставка 6,9% – 524 евро/мес. |
Итого стоимость кредита за 3 года – 3 298 евро |
Каско 6,6% – 2 263 евро в год |
Данные: "Аксель-Моторс" |
Ford Focus 2,0 седан 5-ступенчатая механика |
Первоначальная стоимость: $16 480 |
40% первый взнос – $6 592 |
Срок кредита – 3 года |
Ставка процента – 4,9% |
Ежемесячный платеж – $296 |
Итого плата за кредит на 3 года – $765 |
Каско 6,9% – $1 117 в год |
Данные: Alarm-motors |
Текст: Александр Филатов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100
|