Колеса


  Журнал «Колёса» № 02 (100) 2006 

Елена Шевелева: "… в России еще банковский период автокредитования"

Это было уникальное время для банкирской группы Societe Generale – большая часть бизнеса была сосредоточена за пределами Франции. В приемной комнате гендиректора петербургского филиала BSGV Елены Шевелевой висит большая дореволюционная карта России, которая буквально испещрена небольшими флажками. Они обозначают отделения Русско-азиатского банка, в котором Societe Generale принадлежало 75%. Всего таких флажков 175. Дело в том, что присутствие на российском рынке – это такая же традиция для французской группы, как, например, красный гранитный пол – непременный атрибут любого отделения, который натирается уборщиками до блеска и в петербургском филиале.

"Колёса": Тогда, до революции, тоже выдавали кредиты населению?
Е. Ш.: Нет, лучше был развит промышленный сектор. С частными клиентами работали только по принципу сберкасс. В 1910 году в Санкт-Петербурге по адресу: Невский проспект, 62, был открыт крупнейший филиал группы "Русско-азиатский банк".
В 1973 г. мы вернулись в Россию. В 1993 г. начал свою работу в России "Банк Сосьете Женераль Восток", который одним из первых получил генеральную лицензию Банка России. В то время БСЖВ работал преимущественно с корпоративными клиентами.
В 2003 г. началась наша новейшая история в России. Руководство пересмотрело подходы к анализу оценки рисков, и были приняты два принципиальных решения: о выходе на розничный рынок и развитии региональной сети. Первое отделение БСЖВ по работе с частными клиентами было открыто в Москве в ноябре 2003 года.
Спустя год, в ноябре 2004 г., открылся петербургский филиал.

Биография
Елена Шевелева: "… те, кто любит готовить сани летом – вуаля!"Елена Шевелева родилась 31 июля 1973 года в г. Тольятти. В 1995 г. окончила с отличием экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности "мировая экономика". В 1993 г. пришла в ЗАО "Дрезднер Банк" (ранее "БНП-Дрезднер Банк"), где прошла путь от консультанта управления по работе с частными лицами до начальника управления по работе с корпоративными клиентами. В январе 2004 г. назначена генеральным директором Санкт-Петербургского офиса и вошла в управляющий совет банка.

"Колёса": То есть уже можно подводить первые итоги. Как Вы их оцениваете?
Е. Ш.: В целом положительно. Нам удалось занять заметное место на рынке автокредитования. В течение первого года работы филиала были заключены партнерские соглашения с 65 автосалонами официальных дилеров. В настоящий момент с помощью кредита БСЖВ можно купить автомобиль иностранного и совместного производства любой марки. Думаю, что к концу года портфель автокредитов филиала достигнет 23 миллионов долларов.

"Колёса": За счет чего Вам удалось достичь этих результатов и как вы планируете укреплять свои рыночные позиции?
Е. Ш.: Мы пришли на очень высококонкурентный рынок. На нем уже присутствовали как российские, так и иностранные банки. Последние были и остаются нашими основными конкурентами – это "Райффайзенбанк" и ММБ. Поэтому мы сразу задумались о своих конкурентных преимуществах и приняли единственно верное решение – конкурировать за счет сроков оформления кредитов, потому что условия сейчас у всех практически идентичны. А срок важен всем – и дилерам и клиентам. Мы начали работать с нашими стратегическими партнерами – дилерами марок группы Volkswagen. За счет уже наработанных технологий мы смогли добиться четкого соблюдения сроков исполнения работы. Наш срок – один, максимум два дня.
С самого начала наш головной банк, Банк Сосьете Женераль Восток в Москве, передал петербургскому филиалу большие полномочия, в частности в принятии кредитных решений. Это тоже дает свои плоды, поскольку проблема многих филиалов – неповоротливая система принятия кредитных решений.

Рассрочка на автомобили Renault

"Колёса": Планы на 2006 год?
Е. Ш.: Увеличение кредитного портфеля остается одной из основных задач. В части автокредитования речь будет идти о, как минимум, удвоении, за счет усиления эффективности работы с уже действующими партнерами, а именно постоянное взаимодействие, а при необходимости, профессиональная подготовка кредитных специалистов автодилеров. Мы будем также расширять перечень партнеров.
В 2006 году планируем увеличить количество отделений, открыв еще шесть. В Петербурге на сегодняшний день работают четыре офиса.

Справка:
Банк Сосьете Женераль Восток (BSGV) – 100% дочерняя структура французской банковской группы Societe Generale, занимающей 23-е место в мировом рейтинге 1 000 крупнейших банков журнала The Banker в 2004 г. с активами $681,2 млрд. В России работает с 1993 г. По данным "Интерфакса", активы BSGV на 1 января 2005 г. достигли 14,4 млрд руб. (53-е место), капитал – 1,4 млрд руб. (90-е место).

"Колёса": Какие новые кредитные продукты планируете запустить в этом году?
Е. Ш.: Надеемся, что программа кредитования автомобилей с правом обратного выкупа будет набирать обороты. В этом году БСЖВ предложит своим клиентам услуги по факторингу. Другими словами, речь идет о рассрочке платежа. Уже идет процесс оценки финансового состояния дилеров, известны основные условия. Правда детали пока раскрыть не могу, скажу лишь, что это совместная программа представительства Renault, его дилеров и банка.

"Колёса": В Москве у BSGV есть программа экспресс-кредитования. Планируется ли запускать подобную в Петербурге?
Е. Ш.: В Москве анализируют первые итоги этой программы, дорабатываются детали. По завершении этого процесса обновленный экспресс-кредит будет представлен и в Петербурге.

"Колёса": А каковы будут условия экспресс-кредитов для петербуржцев?
Е. Ш.: В Москве эта программа работает со следующими условиями: 20% первоначальный взнос, срок кредита от одного до трех лет. Процентная ставка, в зависимости от срока кредита, будет составлять от 12,5 % годовых в долларах США. Скорее всего, те же условия будут действовать и в Петербурге.

"Колёса": Планируются ли в Петербурге акции подобные Audi A4 под 5,9%?
Е. Ш.: Пока мы не исчерпали потенциал кредита с обратным выкупом, который решает основную проблему любого кредита – высокие ежемесячные платежи. За счет остаточной стоимости автомобиля, которую банк учитывает при оформлении кредита, сумма основного долга значительно уменьшается, а следовательно уменьшается и плата за обслуживание долга. Дилеры любят говорить, что эта программа для тех, кто часто меняет машины, но здесь есть и еще один момент: покупатель может позволить себе автомобиль более высокого класса. На данный момент мы единственный банк, который предлагает в Петербурге подобный продукт.

"Колёса": Еще говорят, что обратный выкуп – это возможность "привязать" клиента к одной марке…
Е. Ш.: Ну зачем же "привязать"? Есть более красивое слово "лояльность". Кредит с обратным выкупом – это как раз таки инструмент повышения лояльности клиента.
БСЖВ также выдает кредиты на подержанные автомобили. Недавно была снижена ставка по такому виду кредита с 12% до 10%. Также мы запустили программу кредитования спецтехники – катеров, мотоциклов. Так что те, кто любит готовить сани летом – вуаля!

"Колёса": Как Вы решаете вопрос подтверждения доходов?
Е. Ш.: В БСЖВ мы стараемся индивидуально подходить к каждому клиенту. У наших клиентов есть возможность подтверждения дохода не только справкой по форме 2-НДФЛ, принимается к рассмотрению справка о доходе от работодателя в свободной форме, учитывается также совокупный доход семьи и косвенные доходы – счета в банках, ценные бумаги и т.п.
Еще БСЖВ принимает к рассмотрению финансовую документацию компаний, собственниками которых являются заемщики. С предпринимателями работают немногие банки, потому что процесс проверки финансовых документов достаточно трудоемок, но эти клиенты отличаются обдуманностью покупок. С их платежеспособностью обычно возникает намного меньше проблем.

"Если законодатель снизит учетную ставку, то и мы готовы к снижению"

"Колёса": Рынок автокредитования достаточно молод, ему два-три года. Можно ли уже говорить о его тенденциях?
Елена Шевелева: "Думаю, что к концу года портфель автокредитов филиала достигнет 23 миллионов долларов". Е. Ш.: Рынок очень динамично развивается. Если говорить о тенденциях со стороны предложения – это снижение процентной ставки до 9% и снижение первоначального взноса. В автосалонах началась конкуренция спецпрограмм.
Со стороны спроса есть тенденция увеличения спроса как на недорогие машины ($10 000 – $20 000) – в нашем портфеле их около 45% , так и на автомобили премиум-брэндов – Audi, Lexus – таких порядка 30% портфеля. Для кредитных программ по дорогим брэндам размер первоначального взноса не имеет значения, т. к. потенциальные заемщики/клиенты обычно располагают от 20% до 50% стоимости автомобиля.

"Колёса": Знаю, что Вы довольно долго работали в европейской банковской системе. Чем, по-вашему, российский рынок автокредитования отличается от западного?
Е. Ш.: На Западе автокредиты предоставляются в автосалонах за счет средств автопроизводителей или при участии финансовых компаний. У банков остаются лишь потребительские кредиты, которые можно использовать на цели покупки автомобиля. То есть в России еще банковский период автокредитования.

"Колёса": Последнее время в правительстве все чаще говорят о снижении ставки рефинансирования. Пойдет ли BSGV на снижение процентной ставки в этом случае?
Е. Ш.: У BSGV с точки зрения фондирования есть определенный ресурс со стороны материнского банка, которому доступны недорогие западные ресурсы. Если законодатель снизит учетную ставку, то и мы готовы к снижению. Но пока при ставке ниже 9% процедура оформления становится очень громоздкой, и клиент будет вынужден уплачивать подоходный налог.

"Колёса": Недавно Президент напугал банкиров заявлениями о закрытии филиалов иностранных банков. Касается ли это каким-то образом ваших интересов?
Е. Ш.: Банк Сосьете Женераль Восток является российским банком с иностранным капиталом, а не филиалом иностранного банка на территории РФ. В связи с этим заявление Президента Российской Федерации о запрете деятельности филиалов иностранных банков на территории России к ЗАО "БСЖВ" не относится.

"Колёса": Обсуждаемая тема - "агентства по выбиванию долгов". Пользуется ли BSGV услугами подобных компаний?
Е. Ш.: Мне кажется не очень цивилизованным термин "выбивание". Есть понятие "коллекторское агентство".
В случае с автокредитами такой необходимости не возникает, т.к. автомобиль, купленный в кредит, находится в залоге у банка. Но что касается потребительских кредитов, работа с подобными агентствами на сегодняшний день необходима. Многие банки имеют собственные отделы по взысканию просроченной задолженности, но мы идем по пути разделения труда, у нас есть партнер.

"Колёса": А Вы сами сталкивались с автокредитованием?
Е. Ш.: К моменту поступления на работу в Банк Сосьете Женераль Восток у меня уже был автомобиль. Но как только я разберусь с квартирным вопросом, который я, кстати, решала с помощью ипотечного кредита, обязательно воспользуюсь и услугами автокредитования. И сейчас при встречах с руководителями салонов я внимательно прислушиваюсь к их рекомендациям относительно выбора автомобиля.

"Колёса": А к какому варианту Вы склоняетесь?
Е. Ш.: Я, как человек долгое время проживший в Германии, питаю слабость к немецким автомобилям. Мне нравятся большие машины.

Текст: Александр Филатов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №100 за Февраль 2006 / №100


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-