Колеса


  Журнал «Колёса» № 01 (99) 2006 

Сергей Баранов:
Быть вежливым водителем должно быть модно!

Что такое культура вождения и как ее повысить? Какой он, менталитет российского водителя и как с ним бороться? Станет ли дорожное движение еще более безопасным и когда это произойдет? Обо всем этом мы спросили у заместителя начальника Управления ГИБДД Санкт-Петербурга полковника милиции Сергея Баранова – одного из наиболее компетентных специалистов в этих вопросах.

"Колёса": Сергей Алексеевич, каким выдался ушедший год для ГИБДД?
С. Б.: Объективно этот год выдался относительно ровным: никаких особых всплесков не происходило – это если говорить о всевозможных неприятностях. Хотя, на мой взгляд, такой подход отдает цинизмом – "стабильно погибло столько-то человек"…
3аместитель начальника Управления ГИБДД Санкт-Петербурга полковник милиции Сергей БарановНо мы, конечно, направляем все свои силы на то, чтобы стабильность все же была: нужно, чтобы стабильно сокращалось число ДТП! И определенного позитива в этом направлении, я уверен, можно будет ожидать с началом реализации разрабатываемой ныне федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах", концепция которой была утверждена распоряжением Правительства в октябре.
"Колёса": Но результаты действия этой программы, надо думать, не сразу же станут очевидны?
С. Б.: Более того, этой программе будет предшествовать определенный подготовительный процесс, который может занять продолжительное время. Так, например, серьезной модернизации требует законодательство, которое в нынешнем своем виде не позволит осуществить все те шаги, которые предусматривает программа. А изменения, требующие значительных финансовых инвестиций, станут возможны только после этого предварительного этапа.
"Колёса": Куда должны быть направлены инвестиции и из каких средств будет осуществляться финансирование программы?
С. Б.: Вопрос финансирования – это наиболее значимый момент в новой программе, и он должен быть прописан четко и ясно: точный объем инвестиций, источники финансирования и так далее. В противном случае программа будет носить чисто декларативный характер. Это мы уже проходили: всевозможные "безденежные" технологии по улучшению ситуации с безопасностью дорожного движения в лучшем случае оказывались всего лишь безвредным сотрясанием воздуха.
К счастью, нынешняя программа обещает быть более конкретной. В частности, уже известен общий объем финансирования – это почти 53 миллиарда рублей, из которых более 21 миллиарда приходятся на федеральный бюджет.
"Колёса": А откуда возьмутся остальные 32 миллиарда?
С. Б.: Остальные средства будут иметь региональное происхождение – основной упор сделан на финансирование со стороны субъектов Федерации.
"Колёса": На что будут направлены все эти финансы? Какие из ныне существующих проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения "самые срочные"?
С. Б.: Все проблемы самые срочные! Необходима работа по всем направлениям. Нужно строить дороги, светофорные объекты, развязки; нужно вести пропаганду безопасности движения, развивать сотрудничество с системой народного образования; нужно укреплять материально-техническую базу ГИБДД, наконец! Есть потребность в создании специальных скорых для оперативного оказания помощи пострадавшим при ДТП, есть потребность в эвакуации транспортных средств… Ну, например, такая ситуация – более чем жизненная: столкнулись грузовик и "легковушка", при этом последняя оказалась под фурой. И, слава богу, все живы – но как достать людей из машины, прижатой к земле тяжеленным полуприцепом? Проблема.
Вообще, проблема безопасности дорожного движения, на мой взгляд, носит чисто национальный характер. Все дело в том, что в России попросту нет государственных органов, которые бы целенаправленно занимались этим вопросом.
"Колёса": А как же ГИБДД? Разве это не тот самый орган?
С. Б.: ГИБДД – орган исключительно контролирующий. Наша задача – следить за тем, чтобы соблюдались существующие правила, закон. Но одним лишь контролем требуемого результата не добиться. Нужно, чтобы существовала целая система, объединяющая и народное образование, и всевозможные дорожные службы, и помощь при ДТП, и все-все-все. А этого нет. Мы как можем пытаемся взаимодействовать со всеми, кто участвует в обеспечении безопасности дорожного движения. Скажем, наше сотрудничество с тем же комитетом народного образования оказалось небезуспешным: в частности, теперь в школах на уроках ОБЖ нашим вопросам стали уделять больше внимания, чем, например, маловероятным у нас землетрясениям. Да и с оказанием помощи при ДТП в Петербурге особых проблем нет – службы МЧС работают хорошо. Но в целом по России ситуация не столь радужная. Надеюсь, новая программа охватит все аспекты безопасности дорожного движения.
"Колёса": Что еще кроме недостатка финансирования делает дорожное движение не столь безопасным, как хотелось бы?
С. Б.: Другим и, пожалуй, наиболее важным фактором, самым что ни на есть непосредственным образом влияющим на безопасность водителей, являются сами водители – вернее, их менталитет, их отношение к власти, к ПДД и даже к собственной жизни. У россиян очень специфический взгляд на мир. Наши люди зачастую плохо знают законы государства, в котором живут – но при этом постоянно ищут в них лазейку, благодаря которой можно было бы что-нибудь нарушить! И ужасающая совокупность этих двух особенностей оборачивается неуважением к сотрудникам ГИБДД: мол, гаишники – плохие, антинародные! Их надо бояться!
Правильно – надо бояться. Но не представителей ГИБДД, а справедливого возмездия. Если не нарушать, то и бояться будет незачем! Меж тем жесткие репрессивные меры часто оказываются действенными. Взять, к примеру, прохождение автомобилями государственного технического осмотра. До ужесточения наказания техосмотр проходили всего лишь 50-60% машин, после же – количество "отехосмотренных" автомобилей существенно возросло. Аналогичная ситуация и с эвакуаторами. Да, все вроде как недовольны. Но ведь реально помогло – водители перестали игнорировать правила парковки. И все же – культура есть культура: люди продолжают нарушать. Скажем, почти типичная ситуация: неправильно припаркованный автомобиль грузят на эвакуатор – а рядом уже стоит другая машина, водитель которой ждет завершения процесса, дабы тотчас же занять освободившееся место! С таким менталитетом ощутимого эффекта будет трудно добиться быстро – даже при наличии самой лучшей программы и средств на ее осуществление…
"Колёса": А как решают аналогичные проблемы западные коллеги по цеху?
С. Б.: В по-настоящему цивилизованных государствах таких проблем нет. Там дорожную полицию уважают и чтут. Шутки про полицию? Это не смешно! А у нас как? Анекдот про гаишников вам даже ребенок может рассказать!
Так что ни одна из западных моделей формирования безопасности движения в чистом виде у нас не приживется. Отдельные элементы – да, может быть. Но целиком – исключено. Тем не менее, мы стараемся работать и в этом направлении. Мы хотим, чтобы быть вежливым стало модно! Водители должны уважать друг друга. Например, Управление ГИБДД активно поддерживает благое начинание фирмы А24, создавшей кодекс водителя Санкт-Петербурга. И пусть этот кодекс во многом слишком идеалистичен, нам станет работать куда проще, если наши автолюбители станут соблюдать хотя бы часть прописанных в нем пунктов.
"Колёса": Какие, на Ваш взгляд, существуют эффективные методы работы с менталитетом наших водителей?
С. Б.: Мне кажется, одним из наиболее действенных инструментов воздействия на сознание граждан является социальная реклама. Иногда по телевидению проскакивают ролики, призывающие к выполнению ПДД, однако они носят стихийный, даже случайный характер. Этим просто некому заниматься! При этом такая реклама не требует каких-то уж чрезмерных затрат – должно быть в первую очередь желание делать такую рекламу. Я знаю, что существует великое множество действительно отличных, красивых идей, интересных ходов и так далее – но нет исполнителей. Искренне надеюсь, что в новой "безопасной" программе будет обозначен и этот пункт. Ведь даже минимальный эффект от социальной рекламы все равно будет заметен: спасенные жизни бесценны!
А вообще, формирование менталитета – это в первую очередь работа с детьми. Это очень важно, хотя и очень, очень сложно. Но только так можно будет рассчитывать на то, что на наши дороги придет культура безопасной езды.

Текст: Кирилл Бревдо
Фото: отдел пропаганды ГИБДД Санкт-Петербурга
Статья опубликована в журнале "Колеса" №99 за Январь 2006 / №99


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-