Колеса


  Журнал «Колёса» № 01 (99) 2006 

Дышите глубже

Автобус Scania OmniLink на газовом топливе

Странное предложение – постоять у выхлопной трубы. Нас, конечно, никакими выхлопами не испугаешь, однако и вдыхать их тоже как-то не тянет. Так, это что – двигатель уже работает? Понятное дело, черного дыма никто и не ждал – европейская машина все-таки. Но ведь машина же, и притом немаленькая! А тут – вместо типичного выхлопа из трубы вылетает что-то вроде водяного пара. Будто чайник кипит, а не шесть полуторалитровых цилиндров под тысячу крутят. Да-с, господа, Евро-Пять! Дышите глубже!
Scania OmniLink на газовом топливе

А ведь с виду – обычная городская Скания, из тех, что уже не первый год трудятся на улицах. Единственное внешнее отличие новой машины – характерный "горб" на крыше. Здесь, как у "корабля пустыни", спрятаны под кожухом жизненные запасы сити-лайнера. Это четыре 320-литровых баллона, куда под давлением в 200 бар заправляется природный газ – метан, он же биогаз. Всего в систему загружается в среднем 200 кг газа, и на одной заправке автобус проходит около 500 км в городском цикле. Баллоны сделали машину несколько тяжелее – на 575 кило (875 кг само газовое оборудование с полной заправкой минус 310-литровые баки для дизтоплива). Также из-за "горба" автобус "подрос" почти на 30 см – 3 470 мм против 3 193 мм у машины с дизельным мотором.
Место водителя оснащено ЖК-мониторомСалон в европейской комплектации

Кстати, новый мотор – это во многом тот же базовый дизель, который шведские инженеры конвертировали на газ. Параметры двигателя остались прежними: те же 6 цилиндров и 9 литров объема, турбонаддув и интеркулер. Но, соответственно новому виду горючего, мотор получил систему зажигания и "газовую" систему подачи топлива с электронным управлением и лямбда-зондом. По сравнению с дизелем мощность двигателя увеличилась до 260 л.с. против 230 прежних. Правда, на ходовых качествах это практически не отразилось – по динамике газовый и дизельный автобусы почти не отличаются. Разве что машина на газе берет чуть более крутой подъем (до 40 градусов), а дизель при старте на первых секундах оказывается резвее. Впрочем в условиях города эти различия сведутся на нет – ни лезть в гору, ни рвать с места на автобусе никто не будет. Шумность обоих моторов, кстати, тоже практически одинакова.
Scania OmniLink на газовом топливе
На центральной площадке – откидная аппарель и дополнительные сиденья

Но вот токсичность выхлопа моторов отличается разительно – нормы Евро 3 у дизельного и Евро 5 у газового. Во многом именно ради экологичности и строятся машины на газе. Чтоб достичь таких же показателей на дизелях, сейчас существуют системы либо с применением мочевины, либо вторичного сжигания выхлопа. Но это дорогие и не обкатанные еще технологии, которые пока не вышли из разряда перспективно-экспериментальных. С газовым топливом же все обстоит проще: природные свойства метана плюс электронные системы дозирования позволяют инженерам создавать такие вот "зеленые" двигатели. Кроме того, хорошо известны и технические достоинства газа: он сгорает в цилиндрах полностью и равномерно (отсюда и экологичность), без детонации и с наименьшим среди прочих ДВС образованием нагара. Отсюда – увеличение ресурса двигателя.
Что касается безопасности газовых машин, то сейчас это вызывает все меньше и меньше вопросов. Во всяком случае, у Скании эта проблема решается со шведской дотошностью. Каждый баллон оборудован тремя термопредохранителями, сбрасывающими давление и предотвращающими взрыв, а также магнитным клапаном, который по сигналу датчика столкновения автоматически закрывает подачу газа в систему. В моторном отсеке стоит несколько пожарных датчиков с индикацией на приборной панели. Как утверждается, вероятность взрыва баллонов даже в случае крупной аварии у автобуса сведена к минимуму. Пожалуй, в это можно верить – в Швеции безопасность здоровья пассажира превыше всего.
Этот знак носят на борту "зеленые" автобусыМашину можно заправлять на любой станции: в лицевой части расположен вентиль для "медленной" заправки (около 15 мин), а сзади – вентиль для быстрой заправки под евростандарт (4-5 мин)Машину можно заправлять на любой станции: в лицевой части расположен вентиль для "медленной" заправки (около 15 мин), а сзади – вентиль для быстрой заправки под евростандарт (4-5 мин)

Одним из важнейших преимуществ газа называют финансовую экономию на горючем – сегодня метан самый дешевый вид топлива. По предварительным расчетам, газовая Скания в расходах на топливо должна оказываться приблизительно в 2.5 раза дешевле, чем дизельная. Правда, сам газовый автобус (из-за топливной аппаратуры) в производстве и, соответственно, по рыночной стоимости несколько дороже. Цена новой машины пока не называется, но она, определенно, будет выше, чем у дизельной. Однако эту разницу, как утверждается, должны окупить низкие затраты на топливо.
О перспективах машины делать выводы еще рано – пока в Петербурге находится единственный тестовый автобус. Хотя в Западной Европе автобусы на газовом топливе используются достаточно активно. Впрочем и у нас уже сделан первый шаг – с января Скания с газовым двигателем выйдет работать на один из городских маршрутов Петербурга. В дальнейшем возможна и организация российской сборки таких автобусов на заводе "Скания-Питер", благо кузова и шасси машин одинаковы, а само предприятие имеет возможности для увеличения производства.
Двигатель Scania OC9 на сжатом природном газе (метане). Выбросы из выхлопной трубы практически безопасны для экологииДвигатель Scania OC9 на сжатом природном газе (метане). Выбросы из выхлопной трубы практически безопасны для экологии

И вот еще что. Можно говорить, что такие экологические автобусы у нас в Петербурге, в России – просто капля в море, одиночка среди извергающих черный сажевый дым тысяч, миллионов выхлопных труб. Но с чего-то всегда надо начинать.
Благодарим за содействие в подготовке материала специалистов компании "Скания-Питер"
Текст: Михаил Щелоков
Фото: Всеволод Коновалов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №99 за Январь 2006 / №99


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-