Колеса


  Журнал «Колёса» № 01 (99) 2006 

16 скрытых камней Автокаско

На 1 января 2005 г. Минфином РФ было зарегистрировано 1 280 страховых организаций. Подавляющая часть из них занимается АвтоКАСКО, а многие еще и страхованием своего бизнеса на случай низких доходов. Для этого некоторые страховщики вставляют в договоры так называемые подводные камни и время от времени ими пользуются.
16 скрытых камней Автокаско

Как-то над одним банком было написано: "Здесь работают люди, у которых нет сердца". То же самое можно сказать о  любой страховой компании. Первое, что стоит уяснить: страховая компания – это коммерческая организация. И основная ее цель – не удовлетворение человеческих потребностей, а получение прибыли. Премия – их выручка, а выплаты по страховому случаю – издержки. Поэтому в договорах они частенько оставляют лазейки. Когда дела идут в гору, компании могут ими не пользоваться, но с наступлением "черного дня" сразу о них вспоминают.
Второе, что надо понять: КАСКО, в отличие от ОСАГО, – не обязательный вид страхования. Для него не существует единых тарифов, условий и т. п. КАСКО – это творчество страховщика, и в нем – много места для "подводных камней". Мы побеседовали с представителем одной крупной страховой компании на предмет самых "популярных" уловок, а затем попросили прокомментировать получившийся материал других участников рынка.

Выбор страховой компании

1. Ставки по КАСКО обычно составляют от 5% до 10%. На рынке автострахования существует около десяти крупных компаний, которые могут опуститься до нижней кромки в 5%. Если небольшая фирма декларирует ставку в 5-6% – это первый признак наличия того самого подводного камня. Низкий процент может сопровождаться требованием установки спутниковой противоугонной системы (около $2 500 + абонентская плата за обслуживание).
2. Страховой брокер не несет ответственности по договору КАСКО. Поэтому при выборе компании лучше позвонить в отдел по работе с клиентами и уточнить всю интересующую информацию.
БогорадКийко

Подписание договора

1. Договор о КАСКО состоит из полиса и приложений. Различными способами внимание клиента фокусируют на полисе. На самом же деле самые значимые пункты договора могут содержаться в приложениях.
2. Агрегатная или неагрегатная сумма выплат по договору. Агрегатная сумма – это когда страховые выплаты суммируются и в совокупности не могут превышать определенной в договоре цифры.
3. Скрытая франшиза. Ее обычно упоминают маленькими буквами в приложениях к договору. Там, к примеру, может быть прописано, что страховая компания покрывает только два страховых случая в год. Процент франшизы может считаться не от страховой, а от первоначальной стоимости автомобиля. Или такая уловка: скидка за франшизу дается только по риску ущерба, а распространяется на все страховые случаи.
4. Нечеткое определение понятий "угон", "ущерб" и "пожар". Если на вас напали на перекрестке и отняли автомобиль, то это можно трактовать как хищение или ограбление, но не как угон. Если машину поджигают, то это можно назвать не пожаром, а поджогом. Если представитель компании предлагает застраховаться отдельно от угона – это тоже повод усомниться в искренности его намерений: отдельно от угона страховать запрещено.
5. Подпись под договором. Брокер – лицо независимое. Поэтому либо у него должна иметься доверенность на заключение договора, либо под ним должен поставить подпись представитель страховой компании, имеющий на это право. В противном случае договор со страховой компанией не действителен.
6. Прохождение ТО. В договоре может быть указано, что страховщик вправе отказать в выплате при непрохождении техобслуживания в должные сроки.
7. Охраняемая стоянка. Некоторые стоянки не имеют юридического статуса охраняемой стоянки.
16 скрытых камней Автокаско16 скрытых камней Автокаско


Страховой случай

1. В случае угона страховая компания вправе оттянуть время выплаты на 2 месяца, организовав собственные поиски автомобиля.
2. Страховщики ждут документы 15 рабочих дней. Справку из компетентных органов (ГИБДД, милиции, ЖЭКа) можно получать и дольше.
3. Осуществление ремонтных работ в "своем" автосервисе. Если этот пункт внесен в договор, то на качество ремонта жаловаться бесполезно.
4. Оплата стоимости запчастей с учетом износа. Этот пункт может значительно удешевить для страховой компании ремонт вашего автомобиля.
5. Фиксация стоимости нормочаса в договоре. При подорожании услуг клиенту придется оплачивать разницу из своего кармана.
6. Возмещение ущерба, оцененного в 4-5% страховой суммы, производится без справки из компетентных органов – таким условием иногда предлагают воспользоваться и крупные страховщики. На поверку после калькуляции сумма ущерба может превысить оговоренную сумму на несколько десятых процента. Справку уже не получить, поэтому сумму ущерба никто не возместит.
7. В пункте об оплате ремонта можно обнаружить сноску о том, что в него не включается стоимость запчастей либо ремонтных работ.


Радий Негодин, директор Санкт-Петербургского филиала ОАО "Московская страховая компания".

Радий Негодин, директор Санкт-Петербургского филиала ОАО "Московская страховая компания"По поводу скрытых франшиз – это миф. Договоры оформляются в едином стиле и не предусматривают изменения размеров шрифтов. В МСК существует только безусловная франшиза, и не в процентах от страховой суммы, а в валюте договора; устанавливается она в соответствии с инструкцией и по усмотрению андеррайтера.
По поводу нечетких определений понятий "угон", "ущерб" и "пожар", то, как правило, в договоре они объединяются в определение "злоумышленные действия третьих лиц", что, безусловно, удобнее для клиента и практически исключает возможность неоднозначной трактовки. Отдельно от "угона" можно застраховать риск "ущерб", но не наоборот.
Если у брокера есть доверенность на ведение страховой деятельности, то дополнительной подписи кого-то из сотрудников страховой компании не требуется.
Обвинение про "свои" автосервисы считаю тоже незаслуженным. Страховая компания в данном случае на стороне клиента, так как ей нет никакой выгоды защищать третье лицо – сервисную службу. Компания также заинтересована в качестве сервисных услуг.

Александр Харченко, главный андерайтер по страхованию транспортных средств компании АСК.

Александр Харченко, главный андерайтер по страхованию транспортных средств компании АСКНизкие ставки могут сопровождаться более высокими франшизами или применением принципа "старое за старое" (заменяемые детали оплачивают с учетом износа). Многие очень удивляются, когда ремонт им обходится в одни деньги, а выплачивают им совершенно другие.
Или вот из последнего – договор страхования, который действует менее года. Отсюда и низкая ставка – 3-4%, которую довольно успешно используют в рекламе. То есть это такой безобидный маркетинговый ход. Есть более серьезные вещи. Например, процент износа может измеряться не одним процентом в месяц, как обычно, а 1.5%. Клиент может сразу и не среагировать, а это 18% в год вместо 12%. То есть при цене автомобиля в $20 000 компания сэкономит $1 200 на выплатах.
Еще один камень – такая оговорка в договоре: "Страховщик не выплачивает сумм, обозначенных в договоре, если страховой случай наступил в случае нарушения закона(ов) РФ или подзаконных актов". То есть компания не выплачивает суммы никогда, поскольку к подзаконным актам приравниваются и ПДД.
Совет для избежания "подводных камней" только один – спрашивайте знакомых об их страховых компаниях: как выплачиваются деньги, какие трудности возникают.

Ринат Кугушев, начальник отдела страхования транспортных средств компании "Гайде".

Ринат Кугушев, начальник отдела страхования транспортных средств компании "Гайде"Надо всегда помнить, что многие спорные моменты изначально "заложены" в договор. Многие страховые компании, в том числе и наша, имеют собственные СТО. Это удобно для компании. Удобно это и для страхователя: оперативно решаются вопросы с ремонтом автомобилей, значительно дешевеет сама страховка. Но, к сожалению, когда наступает страховой случай, клиент "забывает" о том, что при подписании договора решил "сэкономить", желает, чтобы его отремонтировали на СТО дилера.
Примерно такая же ситуация может возникнуть, когда заходит вопрос о повреждении дополнительного оборудования (всего того, что не включено в стандартную комплектацию автомобиля: легкосплавных дисков, шин, аудиосистемы, дуг безопасности и т. д.). Если в договоре (или заявлении) не перечислить всего доп-оборудования – с указанием стоимости – то при его повреждении будет сложно получить возмещение.
В договоре могут быть и такие "подводные камни", как требование использовать транспортное средство в зимний период с всесезонной или зимней резиной, необходимость своевременного прохождения технического осмотра.
Поводом отказать в выплате могут быть и отдельные нарушения ПДД, перечисленные в договоре.
Чтобы избежать всего этого, я бы взял договор домой и внимательно его прочитал перед подписанием. Открытые компании никогда в этом не откажут.

Статья опубликована в журнале "Колеса" №99 за Январь 2006 / №99


Журнал «Колеса» © 2006 Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-