Год 2005-й неумолимо близится к завершению. Основные автомобильные мероприятия остались позади, что дает нам право подвести определенные итоги. Например, вспомнить те события, которые в уходящем году оказали на автомобильное сообщество наибольшее влияние. Мы попытались отобрать десять главных новостей и расставить их в порядке важности. Итак.
1Главной тенденцией уходящего года стала охватившая автомобильный мир гибридомания. Похоже, все уже смирились с лидерством корпорации Toyota в этой сфере - даже неугомонные соперники из Honda Motor, продвигающие более простую концепцию IMA (электромотор между ДВС и трансмиссией). Другие отстали еще сильнее. Первым белый флаг выкинул Ford, построив свой Maverick Hybrid на японских ноу-хау, и… тут же был вознагражден титулом "Американский внедорожник 2005 года". Остальные производители метались в панике - кто-то возил по выставкам всевозможные гибридные прототипы, кто-то пожарными темпами создавал мегаальянсы по экстренной разработке подобных машин. Свои усилия уже объединили GM, DaimlerChrysler и BMW, над совместным проектом трудятся Volkswagen и Porsche. Бесценное время уходит, а "товарных" автомобилей нет! 2Развод года - прекращение стратегического сотрудничества General Motors и FIAT Auto, в результате которого терпящая неприятности по всем фронтам американская корпорация вынуждена была выплатить итальянской стороне отступные в размере двух миллиардов долларов. Альянс был создан в марте 2000 года, когда GM получила 20% акций FIAT Auto SpA в обмен на 5.1% своих акций. Сумма сделки оценивалась в $2.4 млрд, причем одним из условий соглашения было доведение доли GM в капитале итальянского производителя к 2010 году до 90%. Сотрудничество обещало стать обоюдовыгодным: GM получила доступ к очень удачным фиатовским дизелям последнего поколения, а итальянцы здорово экономили на разработке платформ. Однако непростая ситуация с брэндами Opel и Saab вынудила GM уделять им больше внимания и отказаться от ресурсоемкого партнерства с FIAT. 3Китайское нашествие в Европу, которого так боялись и о котором столько говорили, стало фактом. Скромно заявив о себе на весенней выставке в Лейпциге, во Франкфурт китайцы привезли обширную экспозицию. Практически одновременно начались поставки внедорожников под маркой Landwind в Бельгию и Германию. Не обошлось без скандала: Landwind "завалил" крэш-тест, проводившийся немецкой ассоциацией ADAC, хотя сертификат соответствия стандартам TUV у машины имеется. Впрочем, китайцы пообещали модернизировать автомобиль в кратчайшие сроки. Все это - лишь подготовка к массированной экспансии, которая начнется весной 2006 года. На руку китайцам и изменения в европейском законодательстве, которые теперь позволяют любому дилеру торговать автомобилями разных производителей. Есть информация, что представлять интересы китайских заводов в Европе будут 150 дилеров Opel 4В октябре в пустыне Мохаве прошла вторая гонка автомобилей-роботов Grand Challenge, проводящаяся под патронажем Министерства обороны США. Прошлогоднее мероприятие закончилось фиаско для всех участников: роботы не сумели проехать и части дистанции. Однако всего лишь за один год был достигнут феноменальный прогресс - несмотря на ужесточение условий гонки, из 23 участников до финиша добрались четыре аппарата, а еще один не уложился в 10 часов, отведенные для преодоления 211 км дистанции. Победу одержал робот Stanley, построенный специалистами знаменитого Стэнфордского университета на основе обычного дизельного Туарега. Средняя скорость его движения составила 30 км/ч, что позволяет уже сегодня совершенно серьезно обсуждать стратегию роботизации транспорта. 5Появление на свет нового мерседесовского флагмана - всегда историческое событие. Он задает вектор развития автомобильной индустрии на ближайшее десятилетие. Привнесенные этой машиной технологии станут стандартами и в последующие годы будут внедряться самими немцами и их конкурентами в "низших" классах. Поэтому премьеры очередного S-класса ждали, затаив дыхание. И мерседесовцам вновь удалось удивить мир. Впервые их лидер выглядит интерпретацией сторонних идей: снаружи смотрится как помесь Maybach и Ford Focus, внутри до боли напоминает "семерку" BMW. Электроники - масса, но революций нет: только развитие прежних систем. Даже комплекс ночного видения раньше уже появлялся на серийных автомобилях - Cadillac DeVille и Honda Legend. Единственная и безусловная новость - жидкокристаллический спидометр с обычной, аналоговой шкалой. Похоже, Mercedes-Benz уступает роль пионера BMW. Дебют новой 7-series намечен на 2007 год. 6В апреле на 101-м году жизни после продолжительной болезни скончалась марка Rover, утянув с собой на тот свет и дочернюю MG. По правде говоря, Rover не вылезал из проблем с середины шестидесятых, но каким-то чудом все это время оставался на плаву, переходя из рук в руки. В 2000-м, когда последний из владельцев - концерн BMW - избавился от безнадежно убыточной компании, сомнений в ее скорой кончине ни у кого не возникало. И вновь Rover продемонстрировал удивительную живучесть, продержавшись на плаву еще пять лет! В ноябре прошлого года вроде было подписано соглашение о намерениях продать китайскому концерну SAIC 70% акций, но даже китайцам такой груз оказался ни к чему. Теперь, после банкротства MG Rover Cars, они скупают активы англичан частями и за бесценок. Поговаривают, что уже через год производство Роверов будет возобновлено. Неужели?! 7Случившаяся летом отставка главы концерна DaimlerChrysler AG Юргена Шремпа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Немцы не любят неожиданностей и потрясений, а шаг этот стал настоящим потрясением. Да, вялая критика в адрес руководства DC время от времени звучала, однако великолепное чутье мерседесовской верхушки на перспективные технологии до сих пор ни у кого не вызывало сомнений. Все, что Mercedes делал первым, с годами повторяли все другие. Оказалось, что за благополучным фасадом скопилась куча проблем. Концерн обескровлен астрономическими инвестициями в дочерний Chrysler, альянс с Mitsubishi и Hyundai рассыпался, отделения Smart и Maybach - в кризисе, качество высокотехнологичных моделей последнего поколения оставляет желать лучшего, сомнительными выглядят эксперименты с "межнишевыми" машинами классов A, B и R. Что-то пора менять. И срочно. 8Как-то незаметно для окружающих Citroen прорывается в ряди лидеров в области технологий. Летом французы представили свой шедевр - хэтчбек C5 By Wire, автомобиль без механических связей в системах управления. Иными словами, приводы акселератора, тормозов и даже рулевого здесь электронные, а управляется автомобиль только "компьютерным" рулем-штурвалом! Помнится, в 2002 году General Motors показывал аналогичную концепцию Hy-wire, однако тот автомобиль был похож именно на прототип, а не на серийную продукцию. Citroen же реализовал передовые ноу-хау в обычных автомобилях, которые без лишней огласки проходят доводочные испытания на улицах городов. Французы обещают, что эти системы будут готовы к массовому производству к 2020 году. Ой, лукавят… 9В отличие от DaimlerChrysler, смена власти в Renault прошла спокойно и запланированно. То есть по-немецки. Девятым по счету президентом генеральной дирекции вместо Луи Швейцера, занимавшего этот пост 13 лет, стал Карлос Гон. Гон снискал немалую известность как жесткий менеджер и специалист по оптимизации производства. Его даже прозвали "убийцей расходов". Именно этот человек буквально из руин поднял Nissan, перешедший под контроль французов весной 1999 года. Долги компании на тот момент превышали 22 миллиарда долларов, а обширный и бестолковый модельный ряд базировался аж на 25 платформах! Реструктуризация, сокращение штатов и поэтапный переход на пятиплатформенную линейку привели к тому, что в прошлом году Nissan рассчитался с долгами и приносит сегодня хорошую прибыль. Любопытно, что дон Карлос сотворит с Renault?
10На Франкфуртском автосалоне концерн Volkswagen представил свой очередной двигатель класса Hi-End - 1.4 FSI Twincharger, в конструкции которого впервые в мире объединены прямой впрыск, турбина и нагнетатель. На низких оборотах работает роторный нагнетатель типа Roots, приводимый от коленвала, после 2400 об/мин к нему присоединяется турбина, а на 3500 об/мин нагнетатель отключается. В результате 1.4-литровый моторчик выдает аж 170 л.с. и 240 Нм! Первым этот чудо-двигатель получил Golf GT, который разгоняется до "сотни" за 7.9 с, потребляя в среднем 7.2 литра топлива на 100 км. Создается впечатление, что инженеры современности вплотную приблизились к предельным возможностям бензиновых двигателей, и целесообразность дальнейшего усложнения их конструкции вызывает большие вопросы.
Статья опубликована в журнале "Колеса" №98 за Декабрь 2005 / №98
|