Колеса


  Журнал «Колёса» № 12 (98) 2005 

Попробовав раз...

Лучше один раз просто проехать, чем сто раз все потрогать, везде посидеть, на все поглядеть и все подумать. Выбирать автомобиль можно и по картинке, но принимать решение о покупке лучше все же после тест-драйва. Надо полагать, это очевидно: пробная поездка заменяет все примерки разом. Вы ведь автомобиль приобретаете для ежедневного передвижения, а не для праздного созерцания? Так попробуйте же его на вкус! Благо, сейчас это можно сделать буквально у каждого уважающего себя и своих клиентов дилера: парки демо-каров растут и ширятся повсеместно. Хорошо, российские представительства автопроизводителей продавцам в этом активно помогают, предоставляя машины для тест-дравов со значительными скидками.

Попробовав раз...

Однако еще совсем недавно отсутствие демонстрационных автомобилей заставляло дилеров идти на всякие ухищрения в борьбе за покупателей. Впрочем, ухищрение было только одно, довольно незамысловатое: пробные поездки для постепенно созревающего клиента производились на тех машинах, которые были в наличии. А в наличии обычно находятся автомобили либо поставленные на реализацию, либо собственно машины других, уже созревших, клиентов – то есть, как правило, заказанные, полученные и в большинстве своем предоплаченные. Риск, знаете ли, не только благородное, но и зачастую выгодное дело: получив полное представление о машине, на которую уже настроился, человек дозревал окончательно. Что и требовалось.
Формирование у дилеров весьма основательных и представительных парков демо-каров наверняка в чем-то облегчило им жизнь, но в чем-то, наоборот, усложнило. Понятно, что все эти машины приходится где-то хранить, каким-то образом обслуживать, как-то страховать и так далее: трогательная забота о клиентах требует определенных жертв. Должно быть и кое-что еще. Как нам видится, появилось некоторое количество потенциальных покупателей, которых мучает проблема выбора и которые не могут решить, чего они, в сущности, хотят. А то и вовсе "импотенциальных" – то есть всего-навсего любознательных людей, возжелавших примерить на себя роль обремененного "поиском чего-нибудь" покупателя. Такие попросту ходят из салона в салон и щелкают клювом. Типа автомобильных журналистов, только на добровольной основе. В таком случае, ясное дело, тест-драйв не обязательно заканчивается принятием единственно правильного решения.
Попробовав раз...Попробовав раз...Попробовав раз...

Но как ни крути, а наличие демо-каров у дилера – это бесспорное благо, в первую очередь для настоящего клиента, который, как известно, всегда прав. Кстати, о правах: совершить тест-драйв, не имея водительского удостоверения, не удастся никому и нигде. Правильно – ибо логично. А что еще нужно для пробной поездки?
Кое-где могут потребовать паспорт. Например, у некоторых дилеров обязательным условием при проведении тест-драйва является заполнение доверенности, которая, с одной стороны, фактически легализует пребывание клиента за рулем демо-кара, а с другой – делает его ответственным за непредвиденные ситуации, совершенные по его вине: опыт показывает, что во время поездки произойти может все что угодно. В разговоре с представителями одного из петербургских дилеров, располагающего довольно обширным парком демонстрационных автомобилей, нам сообщили, что из более чем десятка принадлежащих организации демо-каров в ДТП различной степени тяжести побывали практически все машины. Однако есть и иные схемы, которые практикуют некоторые дилеры. Например, доверенность на право управления автомобилем выписывается на менеджера автосалона (который в обязательном порядке находится в машине), и тогда в случае ДТП за рулем оказывается не клиент вовсе, а представитель фирмы. Нам известен один случай, когда во время пробной поездки на автомобиле одной из японских марок клиент с менеджером подверглись нападению вазовской "классики", вследствие чего демо-кар получил повреждения, "несовместимые с жизнью". Слава богу, все обошлось: машину списали, а находившиеся в ней люди, хоть они и не были пристегнуты ремнями безопасности, остались целыми и невредимыми. И уже к прибытию сотрудников ГИБДД на место русско-японской дружбы за рулем тестовой машины оказался менеджер. Для клиента все закончилось суперблагополучно: безопасность автомобиля во время импровизированного краш-теста произвела на него столь сильное впечатление, что он буквально на следующий день заказал себе точно такую же машину. А вот менеджеру подфартило меньше: теперь он свободное от работы время посвящает посещению ГИБДД в поисках необходимых справок и урегулированию проблем со страховой компанией. Промежду прочим, не во всех организациях демо-кары застрахованы по всем видам ответственности: некоторые дилеры, надеясь на спокойную жизнь "тестомобилей" и силы собственного сервиса, страхуют машины только по ОСАГО.
Попробовав раз...Попробовав раз...Попробовав раз...

Кстати, далеко не везде разборки со страховкой ложатся на плечи менеджеров. В отдельно взятых организациях общением с гаишниками и страховщиками занимаются специальные люди. Кроме того, нормальной практикой принято считать наличие своих людей в различных государственных инстанциях, благодаря которым процесс оформления всевозможных документов максимально ускоряется и упрощается. Да и клиента лишний раз дергать не приходится…
А вот другой интересный факт, которым с нами поделились сотрудники одного из крупных автосалонов: подавляющее большинство инцидентов с участием демо-каров происходит по вине самих сотрудников автосалона! Чуть ли не в девяноста процентах случаев ДТП имело место отнюдь не во время тест-драйва, а при служебных разъездах менеджеров по делам компании. Однако и здесь спасает страховка – личные отношения всех со всеми делают свое дело. Все всегда можно решить миром.
Так что ничего опасного в пробных поездках нет! Тем более что процесс этот, как правило, хорошо отлажен и обычно проходит по заранее утвержденному и наиболее безопасному маршруту. Опять же, подробный регламент проведения теста регламентируется официальным представительством. Да и клиенты – в своей основной массе – за рулем ведут себя максимально аккуратно и сдержанно: все-таки к любому автомобилю нужно привыкание, верно? Но даже и без привыкания во время тест-драйва легко можно понять, стоит ли продолжать общение именно с этим автомобилем или же надо попробовать что-нибудь еще.
Попробовав раз...

Но не все клиенты одинаковы – адекватность отдельно взятых порой вызывает серьезные сомнения. Нам известны случаи, когда у человека, оказавшегося за рулем демо-кара, будто падает планка, и он начинает гнать, как умалишенный, стимулируя у сидящего рядом представителя компании бурный рост седых волос. Некоторые менеджеры после таких поездок даже обращаются к своему руководству с просьбой снять их с работы по тест-драйвам вовсе! Любопытно, что подобное поведение свойственно преимущественно покупателям дорогих немецких либо спортивных автомобилей. Сложность также заключается и в том, что такие "статусные" люди как правило требуют особого подхода – они "самые правые" из всех клиентов! И нередко даже при наличии демонстрационных автомобилей им приходится выгонять машины прямо из шоу-рума – разве допустимо не угодить "ВИПам"? Можно и по-другому сыграть: например, в дилере Mitsubishi Motors, компании "Рольф-Нева", не скрывают, что тест-драйв спорткара Lancer EVO VIII проводится на платной основе – надо думать, что клиентов, серьезно настроенных на
покупку столь специфического автомобиля, сотней долларов за тест-драйв не отпугнуть.
Пробуйте, выбирайте, думайте. И да пребудет с вами сила принятия решения!

Текст: Кирилл Бревдо
Фото: архив редакции
Статья опубликована в журнале "Колеса" №98 за Декабрь 2005 / №98


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-