"Почему летчики летают? Потому что у них есть самолеты. Представляете, как глупо выглядел бы на высоте 5 000 метров человек без самолета?" - так начинался один из самых "забойных" номеров комедийного дуэта двух Андреев - Максимкова и Урганта. Бегущий по трассе автогонщик - зрелище тоже весьма трогательное. Гонщику нужна машина - по степени бесспорности это утверждение уступает разве что пресловутому "дважды два - четыре". Причем машина должна быть грамотно построена и соответствующим образом настроена. Особенно если речь идет о таком технически продвинутом классе, как "Туринг". О настройке "туринговых" BMW мы рассказывали больше года назад (см. "Колёса" № 83, сентябрь 2004 г.). С первым сложнее - дорогущие гоночные E46 способна построить далеко не каждая команда, а те, что способны, - занимаются этим не каждый год. Наконец "ABTODOM Racing BMW Россия" получила "добро" от спонсора на постройку полностью нового автомобиля. Машины удались - первое место в командном зачете Чемпионата России! И сегодня мы совершим скачок в другую точку пространственно-временного континуума и своими глазами посмотрим, как создавалось "оружие победы". Итак, время - зима 2005-го, место - база "ABTODOM Racing BMW Россия". Комментирует двукратный чемпион России в классе "Туринг", создатель и руководитель команды Михаил Ухов. 1 этапИз Мюнхена - штаб-квартиры BMW Motorsport - на базу команды "ABTODOM Racing BMW Россия" приходит новый кузов - E46, седан. Это не совсем стандартный элемент BMW третей серии: он оснащен каркасом безопасности и облегченными кузовными панелями (его капот, например, на 2 кг легче стандартного). С полученного кузова удаляются все лишние детали: металлические кронштейны крепления обивки салона, кондиционера и прочие "гражданские" атрибуты - в гонках их возить незачем. Михаил Ухов: "Может показаться странным, что кузов, изготовленный в Германии для гонок, нуждается в каких-либо доработках и изменениях. Объясняется это тем, что в целях экономии на BMW Motorsport выполняют только самые сложные и трудоемкие операции, которые самой команде не под силу, в частности, изготовление каркаса безопасности. Вместе с кузовом команды получают от BMW Motorsport подробные инструкции по дальнейшей доработке кузова". 2 этапКузов от BMW Motorsport пришел некрашеным и "необвешенным" - баварцы перед поставкой их только грунтуют. Поэтому "ABTODOM Racing" дополнительно приобрела пластиковый обвес (бамперы, молдинги, "реснички" и прочую "красоту") - из обычных каталогов запчастей BMW. Доработанный на первом этапе кузов и пластиковый обвес отправились "в малярку". В свежеокрашенный кузов вклеили стекла, вставили форточки задних дверей. Кстати, на автомобили класса "Туринг" ставятся стекла с электроподогревом - это позволяет произвести разрешенную регламентом "ампутацию" штатной системы отопления и вентиляции. Михаил Ухов: "Яркая, броская, запоминающаяся окраска спортивного автомобиля - важнейший элемент маркетинга гоночной команды. Быстрый автомобиль должен красиво выглядеть. Выглядеть как настоящий чемпионский болид. С самого основания нашей команды мы избрали для себя один из фирменных вариантов окраски BMW Motorsport. Команда только поменяла местами красный и синий цвета, чтобы соответствовать цветам российского флага - ведь мы же официальная команда "BMW Россия". 3 этапПосле окраски кузов начал обрастать различными системами. Первым делом свои места заняли подвеска и рулевое управление, чтобы кузов можно было "своим ходом" перемещать по боксам команды. Далее автомобиль оснастили элементами топливной системы (бак, насосы, топливные шланги) и системы охлаждения (по месту подогнали жидкостный и масляный радиаторы, воздуховоды, проложили некоторые из шлангов). После этого занялись электрикой: проводкой, блоками переключателей в салоне, системой телеметрии. На автомобиле Михаила Ухова впервые в России блок выключателей был перенесен с центральной консоли ("бороды") на место переднего пассажира, справа от центрального тоннеля кузова. Это решение было внедрено на гоночных BMW в 2005 году, и его целью является снижение центра масс автомобиля и лучший баланс между загрузкой правых и левых колес. Третий этап завершается вместе с установкой заднего редуктора со своей (масляной) системой охлаждения. Михаил Ухов: "При кажущейся простоте этой стадии - она очень важна, и тут возникает большое количество проблем. Нельзя забыть ни одного болта или заглушки, каждую деталь нужно поставить точно в положенное место и правильно закрепить. Начиная от рычагов подвески и заканчивая выключателем поворотников - от каждой мелочи может в будущем зависеть судьба гонки для пилота этого автомобиля. В нашем опыте бывали случаи, когда из-за отсутствия на складе одного кронштейна дальнейшая сборка машины задерживалась на неделю". 4 этапСвое место занимает силовой агрегат. Подготовка двигателя - операция, отечественным "спецам" пока не доступная. ABTODOM Racing традиционно сотрудничает с авторитетнейшим немецким специалистом по гоночным моторам BMW Берндом Кройцмюллером. В отличие от двигателя, коробка передач в российском "Туринге" не требует специальной подготовки - она полностью унифицирована с серийной кулачковой КПП BMW (позволяет переключать передачи без выжима сцепления), поэтому работа по установке этого агрегата велась непосредственно на базе команды в Москве. Наконец, финальный аккорд - установка гоночного сиденья, регулировка положения рулевой колонки и инсталляция передней панели. Михаил Ухов: "Форсировка гоночного мотора - очень тонкий процесс, требующий колоссального опыта и мастерства. Безусловно, в России пока еще нет специалистов такого уровня, поэтому мы уже не первый год сотрудничаем с герром Кройцмюллером. В этом году мощность его моторов вплотную подобралась к отметке 300 л.с.". 5 этапПосле того как автомобиль полностью собран, ему предстоит пройти тесты на гоночной трассе - так называемый шейкдаун (от английского shake down - встряска). Время на круге при этом не играет никакой роли - автомобиль выезжает на трассу с базовыми настройками подвески, двигателя и КПП. Цель тестов - обнаружить "тонкие места" (в них, согласно народной мудрости, непременно "порвется") и возможные ошибки, допущенные при постройке машины. Пилот, в свою очередь, должен привыкнуть к новому автомобилю, почувствовать его, чтобы затем приступить к работе над индивидуальными настройками. Михаил Ухов: "Как бы тщательно вы не собирали гоночный автомобиль, ему требуется финальная отладка, проверка и настройка, а это можно сделать только на гоночной трассе. В 2005 году мы полностью собрали один автомобиль и сделали серьезный ребилдинг еще трем. Результат не заставил себя ждать - победа в Чемпионате России в классе "Туринг" и неплохие позиции в Кубке России в классе Суперпродакшн".
Текст: Николай Свистун, Светлана Парфенова Фото: Светлана Парфенова, Николай Свистун, Дмитрий Авдеенко / ABTODOM Рейсинг
Статья опубликована в журнале "Колеса" №98 за Декабрь 2005 / №98
|