B автомобильной моде алюминий появился в 50-х годах прошлого века – времени, когда зарождалась реактивная авиация, когда достигались скорости, казавшиеся ранее немыслимыми, когда человечество грезило космосом и готовилось его покорить. Тогда на американском континенте строились интересные концепт-кары, напрямую переносившие в автомобильный мир "авиакосмический" стайлинг. Алюминиевый декор салона в этом играл специальную роль – он создавал особый – "технократический" – стиль, символизируя собой "мчащийся прогресс" и "победу машины над природой". Можно сказать, что так была открыта эстетика алюминия – как материала, привносящего специфический техногенный шарм. Сегодня алюминиевый декор весьма популярен – практически все автопроизводители в той или иной мере используют его в интерьерах своих машин. Правда, в большинстве случаев от алюминия остается только внешний вид – настоящий металл используют лишь в дорогих автомобилях, у тех же, что попроще, в основном – окрашенный пластик. Хотя для стилистики это не имеет решающего значения – лишь бы имитация была сделана качественно. И если уж отделка с алюминием освоена на конвейере, то тюнинговым ателье работать с "крылатым металлом", как говорится, сам бог велел. Ведь и время нынче такое "технократическое", да и сам материал функционально и эстетически хорош. Детали из алюминия уже сами по себе смотрятся неплохо и без проблем сочетаются с кожей, деревом, карбоном, пластиками. А в зависимости от объема и комбинации появляется возможность создавать разные по духу и стилистической концепции интерьеры. Алюминиевый элемент может быть просто "изюминкой", вносящей оригинальность в интерьер. В сочетании с кожей и деревом он может создавать вполне респектабельный антураж, но при этом – как бы с резкой, авантюрной черточкой. Вкупе же с карбоном, хромом, яркой цветной, "под металлик" или черной кожей получается интерьер в стиле "жесткое техно" – в унисон с "прокачанным" двигателем и спорт-обвеской. Теоретически возможно все, но, как правило, алюминий применяют в качестве материала для исполнения отдельных элементов. Это – рукоятка рычага КПП и "раздатки", накладки на педали, декоративные кольца для динамиков и приборов, различные вставки на консоли и торпедо, внутренние ручки замков, накладки на двери и пороги, декоративные рамки и целиком панели головных устройств и воздуховодов, которые также иногда полностью делаются из алюминия. В распоряжении тюнинговых ателье часть элементов имеется уже в готовом виде. Так, очень многие производители автоаксессуаров выпускают комплекты "рукоятка рычага КПП + накладки на педали". Для ряда машин можно найти накладки на пороги и двери, встречаются также и декоративные кольца динамиков. Для индивидуального исполнения прибегают к услугам заводов, поскольку для изготовления алюминиевой детали требуются металлообрабатывающие станки, а иногда и специальное сварочное оборудование. Тюнинг-студия делает эскизы и чертежи будущего элемента, а затем размещает заказ на заводе, где делают нужную деталь. И тут есть один серьезный момент. Такие элементы, как кольца, рамки, плоские накладки с простым рельефом и прочие детали с несложной технологичной формой, изготавливают на наших заводах без проблем и достаточно качественно. Но вот со сложными формами, имеющими изгибы и плавные переходы в разных плоскостях (например, фигурная "вставка" в консоли или торпедо) возникают трудности. И случается так, что некоторые элементы из алюминия, оказывается, в России качественно – по уровню автомобиля – изготовить невозможно. Не сделать у нас с нужным качеством и зеркальную – "под хром" – алюминиевую поверхность. Нет в Отечестве соответствующих современных станков и технологий обработки. Поэтому в иных случаях приходится либо отказываться от изготовления соответствующего элемента, либо идти путем имитации – покраски "под алюминий". Что предпочесть из этих двух зол – вопрос индивидуальный. Можно, конечно, заказать деталь за рубежом, однако стоимость такого алюминия окажется просто платиновой. Но вот готовые алюминиевые детали (тюнинг-комплекты) от известных зарубежных производителей есть полный смысл использовать – качество металла и его обработки самое высокое, а стоимость вполне реалистичная. Вообще, если не стремиться к особенным изыскам, цены на алюминиевый декор оказываются достаточно адекватны его имиджевой отдаче. Так, стоимость комплекта "рукоятка рычага КПП + накладки на педали" – от $200 за отечественную продукцию и от $500 за изделия европейских фирм. Декоративные кольца, заказанные на наших заводах, обойдутся в среднем $200 за штуку. Примерно столько же потянут накладки на пороги – около $400 за пару. За накладки на двери попросят $200-500. Что-то особо оригинальное обойдется, естественно, дороже – верхнего предела как такового нет, и возможно все – были бы средства, амбиции и фантазия. Кстати, индивидуальность можно придать и вполне бюджетным способом – гравировкой, заказав, например, на рычаге КПП личный вензель или автограф. Стоит недорого (около 1 000 рублей), делается во многих мастерских и смотрится стильно.
Автомобиль для съемки предоставлен компанией "АвтоАудиоМастер".
Текст: Михаил Щелоков Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №98 за Декабрь 2005 / №98
|