Колеса


  Журнал «Колёса» № 11 (97) 2005 

Кредит в аренду

"А вот в США автомобили меняют раз в 2-3 года", – часто можно услышать в России. Но дело здесь не только в том, что Там зарплаты выше, а проценты по кредитам ниже. Существует на Западе такая вещь, как лизинг автомобилей для физических лиц, иначе его еще называют кредит с обратным выкупом. До 2005 г. о нем слышали единицы. Сегодня кредитами с обратным выкупом занимаются уже три банка.

Лизинг (от англ. to lease – сдавать в аренду) – термин промышленный. Лизинговая компания по просьбе предприятия покупает оборудование либо транспортное средство и сдает его бизнесу в долгосрочную аренду. По мере использования имущества арендатор постепенно погашает задолженность. По окончании лизингового контракта возможны покупка оборудования предприятием либо его возврат.
Для предприятий в схеме лизинга интересна не столько отсрочка основных платежей, сколько минимизация налога на прибыль и имущество.


Принцип действия

По российскому законодательству лизинговые операции для физических лиц запрещены, поэтому автодилеры идут на различные ухищрения, называя их кредитами с условиями лизинга или кредитами с обратным выкупом. Но суть от этого не меняется.
Возьмем условную цифру стоимости автомобиля в $10 000. Клиент оплачивает начальный взнос. Обычно это 25-35% стоимости автомобиля. В нашем примере $3 000. Также на этапе покупки определяется срок лизинга и остаточная стоимость автомобиля по окончании этого срока. С клиентом подписывается отдельный договор, в котором дилер берет на себя обязательство выкупить у клиента автомобиль по гарантированной остаточной стоимости. В среднем за 2-3 года, по мнению дилера, автомобиль теряет 60-65% первоначальной стоимости. Чем дороже автомобиль, тем ниже его остаточная стоимость. Например, если от Audi A3 останется 35%, то для A8 дилеры гарантируют только 25%. То есть посчитали, что наш автомобиль через 2 года будет стоить не менее $3 500.
Audi A3 1.6Audi A4 1.6Audi A6 2.4
Audi A3 1.6, $24 750
Первый взнос: $7 250 (30%)
Ежемесячный платеж: $307
Остаточная стоимость: $8 728 (35%)
Audi A4 1.6, $30 208
Первый взнос: $4 531 (15%)
Ежемесячный платеж: $572
Остаточная стоимость: $10 652 (35%)
Audi A6 2.4, $49 162
Первый взнос: $7 375 (15%)
Ежемесячный платеж: $992
Остаточная стоимость: $14 859 (30%)

Через некоторое время начинаются выплаты по кредиту. И здесь заемщик ожидает приятный сюрприз, потому что выплаты по лизинговой схеме значительно ниже, чем по обычному кредиту. Ведь если вычесть из стоимости первоначальный взнос (30%) и остаточную стоимость (40%), то получается, что за 2-3 года нужно выплатить всего 30-50%. В нашем примере выплаты составят $150 в месяц (не учитывая проценты по кредиту). Если б мы взяли обычный автокредит, то платили каждый месяц в два раза больше.
Но на этом приятные сюрпризы не заканчиваются. После завершения лизинговых отношений у покупателя есть выбор, как поступить со своим авто: самому выплатить оставшуюся часть долга, рефинансировать ее в банке (взять другой кредит), отдать автомобиль дилеру по гарантированной стоимости в зачет долга перед банком. Но путь, на который клиенту будут настойчиво указывать, как на самый выгодный, – trade-in. Иначе говоря, автомобиль переоценивается по рыночной цене, и разница между реальной стоимостью двухлетней иномарки и заявленным остатком вносится как первоначальный взнос за новую машину. И повторится все опять: клиент в новом автомобиле, банк с новым кредитом, а продавец ставит еще одну галочку в статистическом отчете продаж.

Кто следующий?

Первыми такую схему опробовал московский дилер Volvo "Обухов-центр". Еще в начале 2004 г. он заключил контракт с Межпромбанком и начал продавать все модели по схеме лизинга для физических лиц. "Через 4 месяца нам пришлось на некоторое время приостановить эту схему. Сразу 30% всех автомобилей было продано по программе кредита с обратным выкупом, и мы испугались, что не сможем через 2 года реализовать те автомобили, которые нам вернут", – рассказал Дмитрий Амелин, директор "Обухов-центра". Сейчас, по его словам, продажи установились на уровне 10%. Условия выдачи лизинга просты: 50% клиент платит банку в течение 24 месяцев под 9-12%. Причем первоначального взноса может не существовать, если "белая" зарплата позволяет выплачивать платежи и проценты по кредиту. После этого центр выкупает автомобиль за 50% стоимости либо по схеме trade-in.
Audi A8 3.0BMW 118iVolkswagen Golf 1.6 Trendline
Audi A8 3.0, $88 000
Первый взнос: $13 200 (15%)
Ежемесячный платеж: $1 886
Остаточная стоимость: $22 165 (25%)
BMW 118i, 25 900 евро
Возможны разнообразные схемы. Размеры первого взноса, ежемесячных платежей и остаточной стоимости варьируются.
Volkswagen Golf 1.6 Trendline, $20 000
Первый взнос: $2 000 (10%)
Ежемесячный платеж: $400
Остаточная стоимость: $5 000 (35%)
Весной 2005 года на новый рынок вышел крупный игрок – Volkswagen Group. Его дочерняя структура Volkswagen Group Finance совместно с французским банком BSGV начала поистине промышленное освоение новой услуги. Автомобили Audi, Volkswagen и Skoda продаются теперь по следующей схеме: клиент платит первоначальный взнос от 15% до 50% стоимости автомобиля. Остаточный платеж составляет 35%. Срок кредита от 13 до 48 месяцев. "Банки допускают максимальный уровень ежемесячных платежей в треть от "белой" зарплаты. Кредит с обратным выкупом снижает платежи на 30%, общая сумма допустимого долга значительно возрастает", – объяснил глава Audi of Russia Оскар Ахмедов.
Volkswagen group вслед за Ford Motor Company начала субсидировать процентные ставки. Установив их на уровне 5.9%, немецкий производитель оплачивает разницу между 75% ставки рефинансирования (9% в валюте, 9.75% в рублях) и заявленным процентом по кредиту. Иначе покупателю пришлось бы платить подоходный налог с этой разницы.
Льготную ставку поначалу установили на Audi A4. "Программа превзошла наши ожидания, – отмечает г-н Ахмедов. – Продажи увеличились вдвое, достигнув 200 автомобилей в месяц".
Теперь под 5.9% продаются Audi А3, Audi A3 Sportback и Skoda Octavia. Остальные автомобили продаются по ставке 9%.
Пока первой на вызов конкурента ответила BMW. С 1 октября этого года финансовое подразделение автогиганта BMW Financial Services совместно с австрийским банком "Райффайзен" начало продажи BMW 1-й серии по схеме лизинга для физических лиц. Установив ставку в 9%, баварцы предложили за двухлетнюю "копейку" почти половину ее первоначальной стоимости. Хотя в одном из петербургских дилеров нам пожаловались, что продажи по новой схеме почти нулевые. Покупателям намного интереснее обычный кредит под 5.9%.
Уже в следующем году на российский рынок выходит крупнейшая финансовая структура в мировом автобизнесе – GMAC. Она предложит новые финансовые схемы для автомобилей своей материнской компании General Motors, пообещали в российском представительстве GM.
Skoda Octavia II 1.6 ClassicSkoda Fabia 1.2 AmbienteVolkswagen Pointer 1.8 Safety
Skoda Octavia II 1.6 Classic, $22 000
Первый взнос: $3 300 (15%)
Ежемесячный платеж: $438
Остаточная стоимость: $5 527 (25%)
Skoda Fabia 1.2 Ambiente, $14 500
Первый взнос: $2 175 (15%)
Ежемесячный платеж: $274
Остаточная стоимость: $5 513 (25%)
Volkswagen Pointer 1.8 Safety, $13 000
Первый взнос: $1 950 (15%)
Ежемесячный платеж: $240
Остаточная стоимость: $4 550 (35%)
По словам Анны Беловой – менеджера по маркетингу Volkswagen Group Finance – в Германии 80% всех автомобилей продается через лизинг для физлиц. Так почему же эта схема только сейчас появляется в России? Кроме объективной причины – молодость российского рынка кредитования (активно развивается с 2002 г.), – есть и субъективная, российская причина. По закону кредиты в нашей стране имеют право выдавать только коммерческие банки. Поэтому финансовым подразделениям автогигантов приходится брать в союзники банковские структуры. А посредники, как известно, увеличивают стоимость продукта.
Камнем преткновения между продавцами и банками является вопрос рисков. Дилеры хотят гарантировать более низкую, а кредиторы переложить на них более высокую остаточную стоимость автомобиля.
Но в лизинге для физических лиц заинтересованы все стороны. Производителям и дилерам он помогает "привязать" клиента к своей марке. После окончания договора выбор, конечно, есть. Но только теоретический. Зачет автомобиля по номиналу (35-50% после двух лет эксплуатации) – невыгоден. Рефинансирование долга (если вы хотите взять новый кредит и оставить автомобиль себе) означает увеличение выплат по сравнению с обычным кредитом. По оценкам г-на Амелина, на 10%. Ведь в случае с лизингом выплаты долга растягиваются во времени, а значит, возрастают процентные выплаты.
Volkswagen Polo 1.2 TrendlineVolkswagen Passat 2.0 ComfortlineSkoda Superb 1.8T Classic
Volkswagen Polo 1.2 Trendline, $13 500
Первый взнос: $2 025 (15%)
Ежемесячный платеж: $250
Остаточная стоимость: $4 725 (35%)
Volkswagen Passat 2.0 Comfortline, $28 000
Первый взнос: $4 200 (15%)
Ежемесячный платеж: $530
Остаточная стоимость: $9 800 (35%)
Skoda Superb 1.8T Classic, $28 700
Первый взнос: $4 230 (15%)
Ежемесячный платеж: $534
Остаточная стоимость: $9 944 (35%)
Остается только trade-in, а это новые продажи для дилера и продолжение кредитных отношений для банка. Последний к тому же повышает ликвидность, поскольку все риски по выплате остаточной стоимости берет на себя дилер.
Но клиент тоже не остается в накладе: для него создаются льготные условия кредита, переоценка стоимости автомобиля и упрощенная схема получения следующих кредитов.

О камешках и камнях

Но есть у этого кредита и подводные камни. О них умалчивают в рекламных акциях и мало говорят в автосалонах. Во-первых, путаница возникает при определении суммы основного долга. Создается иллюзия, что с остаточной стоимости проценты не платятся. А это не так: проценты платятся со всей стоимости автомобиля за вычетом только первоначального взноса.
Во-вторых, на автомобиль накладываются ограничения по пробегу и состоянию кузова на предмет коррозии и диагональных деформаций. Например, для Volvo лимит по пробегу составляет 100 000 км на 2 года, и машина должна обслуживаться в полном объеме в сервис-центрах "Обухов-центра". А на BMW и вовсе можно кататься только 20 000 км в год.
В-третьих, кредит с обратным выкупом – это прежде всего кредит, а не лизинг. Клиент  обязан купить не только полис ОСАГО, но и дорогой КАСКО (от 8 до 13% стоимости автомобиля в год). При выборе КАСКО лучше обратить внимание на сумму франшизы.
В-четвертых, никто не отменял пресловутую форму № 2 НДФЛ. Хотя по этой части новая схема либеральней, поскольку выплаты по кредиту ниже.
И, наконец, банки не отказывают себе в маленьком удовольствии взять с клиента плату за обслуживание счета: $150-$250.
Текст: Александр Филатов
Статья опубликована в журнале "Колеса" №97 за Ноябрь 2005 / №97


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-