Пароль, enter, ждем дозагрузки. Так, первым делом смотрим почту. "Компания Nokian Tyres имеет честь пригласить Вас на торжественную церемонию открытия шинного завода во Всеволожске…" Что ж, это интересно – поеду. За пару дней до мероприятия смотрю разную "инфу" по компании Nokian. "Выпуск шин начинается с 1930-х годов…" "В начале ХХ века поставляли в Петроград резиновые калоши…" "Компания и ее производство основаны в городе Нокиа…" Знакомое, однако ж, название. Вообще, надо как-нибудь собраться и съездить в эту "Силиконовую долину" Страны Дедушки Мороза. Впрочем, это в будущем – пока что я еду во Всеволожский район. Дорога к заводу ведет самая что ни на есть областная: узкая, старая, местами сильно извилистая. Да-с, фурам с готовой продукцией придется тяжеловато. Правда, ехать не очень далеко, минут 20-30, да и транспорта не так много. Ну вот, наконец, и сам завод: огромное "лого" Nokian Tyres видно издалека – мимо не проедешь. Территория по евростандартам: идеальный асфальт, чистота, дорожки, стриженые газоны, контейнеры для отходов. Здание завода – в современном стиле промышленного и коммерческого строительства: металлический каркас, стеновые панели-сэндвичи, металлопластиковая внешняя облицовка. Как говорится, "и эстетично, и практично". Смотрится аккуратно и цивилизованно, возводится быстро: в июне прошлого года провели "закладку первого камня", а нынешним летом уже выпустили первую партию шин. Впрочем, тут надо отдать должное и строителям, сумевшим столь быстро создать цивилизацию там, где еще недавно был обычный областной бэдленд – заросший пустырь, куда вываливали мусор. Об этом, кстати, не раз упоминалось и на пресс-конференции, и в выступлениях на торжественной части открытия, наряду с "приходом инвестиций", "созданием рабочих мест", "развитием современных производств", "стратегическим взаимовыгодным партнерством", "подъемом экономики Ленобласти и России в целом" и другими подобными очень правильными (ну и, конечно, очень знакомыми) словами. Церемонию открытия почтили своим присутствием Президент Финляндии Тарья Халонен, полпред в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Ленобласти Валерий Сердюков, вице-губернатор Григорий Двас и глава администрации Всеволожского района Игорь Самохин. Со стороны Nokian Tyres присутствовал президент компании Ким Гран, генеральный директор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов, а также другие менеджеры и партнеры компании. По слухам, упорно бродившим среди публики, должен был приехать и сам Верховный Главнокомандующий – и даже однажды пролетел по толпе какой-то лепет, засуетились чего-то охранники. Кто-то сказал: "Путин едет!" – все фотографы вдруг как ломанулись в одну дверь (я даже испугался за очки Останина) – но ничего, учебная тревога. Впрочем, торжественность все равно оказалась на самом высоком уровне. Президент Финляндии произнесла очень теплую, но вместе с тем и очень деловую речь, в которой говорилось о притягательности Северо-Запада России для Финляндии, о необходимости объединения ресурсов, о "переходе современных технологий через государственные границы". "Сегодня – день радости!" – так закончила свою речь Тарья Халонен. Выступавшие следом российские чиновники тоже выражали свою радость и благодарили компанию Nokian Tyres за выбор региона для инвестиций. (В 2005 году вложения Nokian Tyres составят 50 млн евро, всего же к 2008 году сумма достигнет 140 млн). Президент Nokian Tyres, в свою очередь, благодарил российских чиновников за содействие, понимание и взаимодействие. Перерезали ленту. Завод открыт! Идем на экскурсию по производству. Внутри завод отвечает тому, что обещает воображению при взгляде снаружи: большие светлые пространства, свежие яркие краски оборудования, работники в чистой фирменной униформе. Под одной крышей – весь цикл производства шины. Резиновые смеси, правда, пока возят из Финляндии. Но в будущем планируется перейти уже на полный цикл – с этого года начнут для резиновых смесей строить цех. Сырье, возможно, будет использоваться и российское, однако для этого потенциальные поставщики должны будут выиграть конкурс и подтвердить соответствие своего продукта требованиям Nokian Tyres. Все остальное же делается здесь, во Всеволожске. И делается так. Сначала резиновые смеси поступают в цех по производству компонентов, где изготавливаются протектор, боковины, брекер и другие элементы шин. Это все отправляется на участок сборки, где соединяется друг с другом и получаются т. н. зеленые – невулканизированные – шины-полуфабрикат. Они затем подвергаются вулканизации в специальных прессах – шины готовые "к употреблению". Тут наступает черед контроля качества. Сначала покрышки проходят участок визуального контроля, где отслеживается их цельность, наличие пузырей, "приливов" и трещин и других дефектов. После этого проводятся испытания на стенде, где проверяются геометрия, наличие конусности, радиальных и боковых биений. Если никаких отклонений нет – шина отправляется на склад, откуда потом поедет в магазин к потребителю. Пока на всеволожском заводе планируется выпускать две модели: зимние шины Nokian Hakkapeliitta 4 и летние Nokian i3. В этом году предприятие рассчитывает сделать 300-400 покрышек, но в 2006-м, когда будет запущена вторая линия производства, объем выпуска должен вырасти до 2 млн шт. К 2008-му рассчитывают делать уже около 4 млн шин в год и далее нарщивать выпуск до 8 млн, согласно проектной мощности завода. Две трети выпущенных во Всеволожске шин пойдут на российский рынок, одна треть – на рынки Финляндии, Европы и Америки. При слове "Всеволожск" как бы сама собой напрашивается мысль об "интересном сотрудничестве" – ведь рядом-то работает известный автомобильный конвейер. Однако шины Nokian дороговаты для фордовского автозавода – на машины этого класса ставится резина попроще. При этом здесь нужны "конвейерные покрышки" – "всесезонка" с ненаправленным рисунком протектора, а в гамме всеволожских Nokian таких шин нет. Во всяком случае, когда об этом спрашивали на пресс-конференции, ответ со стороны Nokian Tyres был вполне определенный: "пока не планируется". Пока и не планируется, похоже, делать доступными сведения о ценах. На пресс-конференции от этого вопроса сторона Nokian Tyres по-европейски культурно уклонялась. Будут ли (и на сколько) всеволожские шины дешевле финских – на момент написания материала точно известно не было. Прайсов нет. Скептики высказывают мнение, что просто финские шины в магазинах станут дороже всеволожских. Посмотрим. Все "сопутствующие вопросы", в любом случае, решит рынок и покажет время. Главное же событие состоялось.
Текст: Михаил Щелоков Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №97 за Ноябрь 2005 / №97
|