Колеса


  Журнал «Колёса» № 10 (96) 2005 

MIMS-2005: рисунки с натуры

В моих руках – бейдж с журналистским пропуском на "9-th Moscow International Motor Show 2005". Ну что ж, двинулись. "Пик-пик-пик!" – приветствует меня на входе рамка-металлодетектор. Показал охраннику диктофон в портфеле – и вот я на МИМСе. Будний день – посетителей немного, все больше деловая публика. Вот прошли мимо с фотоаппаратами какие-то мои, похоже, коллеги – подкручивая что-то в гигантских трубах объективов, направились в сторону пестрых флагов, музыки и грузовиков. А мне в другую сторону – туда, где разложены по стеллажам зачасти, чернеют шины, мерцают дисплеи. "Пожалуйста, возьмите наш буклет!" Невесомая брошюрка отправляется в портфель. Кстати, когда потом, уже дома, в Питере, ради интереса взвесил на безмене "полиграфическую часть" собранной информации, то потянула она на 1.9 кг. Но это было потом, а пока я хожу по выставке, стараясь ничего не пропустить.

MIMS-2005: рисунки с натуры

Собственная гордость

Зарисовка первая, драматургическая.
Пьеса в одном действии. Место действия: МИМС-2005, стенд корейского производителя. Действующие лица: менеджер – мужчина характерной восточной внешности, и посетитель – тучный россиянин вида a la "провинциальный предприниматель".

Менеджер (вежливым, внимательным голосом): Здесь у нас представлены…
Посетитель (кладя локоть на стойку, грубым басом): Не, ты мне скажи, если сравнить с нашими…
Менеджер (выпрямившись, со сталью в голосе): Корейские и российские товары даже сравнивать некорректно.

Посетитель (снимая локоть со стойки, более тонким голосом:) Можно у вас буклетик взять?
Конец.

Я ничего не придумываю и не приукрашиваю, списано прямо с выставки. Причем важно отметить, что сцена происходила не у стенда "Самсунга" или "Эл Джи" – ту марку я видел в первый раз. А все это вот к чему: азиатские производители все меньше перестают стыдиться своего происхождения. Все свободнее и увереннее они идут к нам под собственными марками, которые появляются одна за другой. Основная сфера – аудио- и видеоаппаратура, гэджеты, зеркала, оптика, пластиковые обвесы и другие аксессуары. Страны-производители – Корея, Китай, Тайвань. Правда, названия для своих товарных марок большинство азиатов придумывает на английский манер, избегая в именах всяких "енгов" и "вангов". В большом ходу аббревиатуры латинскими буквами, которые, скорее всего, никак не расшифровываются. Но опять-таки повторю: важно, что происхождения своего азиатские производители перестают стесняться и все меньше стремятся прятать его подальше. Во многом тут, конечно, и заслуга компаний-продавцов, все большее число которых теперь стали работать открыто, оставив методы, называемые в народе "пролечиванием". Почти везде, где я спрашивал, кто производитель, мне сразу спокойно и без "забалтывания" называли страну. В буклетах тоже – "мэйд ин Чайна" все реже пишут где-нибудь на последней странице буквами размером 0.01 мм. Напротив – практически сразу говорят, что товар азиатский, а уж потом начинают рассказывать про его качество и европейские технологии изготовления.

Про азиатские изделия под мировыми брэндами я уже не говорю.
И вот еще одна сцена все с той же выставки:
Посетитель (слегка разочарованно): Так это в Тайване делают?
Менеджер (со спокойной иронией): У вас дома компьютер есть? Ради любопытства откройте корпус и посмотрите, что на материнской плате, процессоре и винчестере написано.

Оборонка и Запад

Зарисовка вторая, поэтическая.
"Под надзором КГБ
Танки строили в КБ,
И в лаборатории
Яды мы готовили.
Но распался наш Союз,
Вышел рыночный конфуз,
И валялась на дороге
Мощь военных технологий.
Но прошло лихое время,
Подобрали знаний бремя
И используем сейчас
В мирных целях. Мы для вас
Предлагаем уникальный
Наш продукт оригинальный…"
Перевожу в рифму (в подражание детским советским поэтам) – чтобы не было скучно – этот рассказ; каждый, наверное, уже где-то его читал в буклете или слышал от продавца. Независимо, причем, от того, что именно предлагается – средство автохимии, запчасть или автоэлектроника. Похоже, та самая конверсия, которую так пиарили и в которую так верили в горбачевское и раннеельцинское времена, состоялась только сейчас. Все больше появляется новых российских производителей (и товарных марок), которые выходят на рынок с пиаром "военные технологии". Это одна часть. Другая часть – позиционирует "европейские технологии". На первом месте – немецкие, за ними с большим отрывом финские и шведские. В названиях, впрочем, у всех подход, за редким исключением, одинаковый и похожий на "азиатский" – англоязычные слова и латинские аббревиатуры. И (словно в пику тому корейцу) очень многие (едва ли не все) в той или иной степени применяют "сравнительное позиционирование", противопоставляя свою продукцию изделиям стран Азии и убедительно доказывая преимущество российской. Где-то, может быть, даже слишком.

Но, в любом случае, за отечественное производство стоит порадоваться: хотим, как видно, и сами что-то делать, а не только перепродавать. Конечно, тут присутствуют те, у кого больше всего маркетинговых возможностей и желания "окучить клиентеллу" – либо ту, что верит в "секреты Оборонки", либо ту, что тянется к "технике от Запада". Однако несомненно, что достаточно и таких, кто действительно строит производство, стремясь к достойному качеству.

Все у одного

Зарисовка третья, фантастическая.
5002 год. Группа ученых-археологов изучает немногие уцелевшие изображения прошлого. В числе прочих – снимок с МИМС-2005. "Вот видите, здесь, над строениями, – показывает автор находки, – натянуто большое белое полотно со множеством геометрически правильно расположенных разноцветных пиктограмм. Возможно, это специальная оптическая карта-программа для пилотов, чтобы они…"

MIMS-2005: рисунки с натуры

Впрочем, уже сейчас рекламу многих фирм – продавцов запчастей можно принять за что-то другое. Кажется даже, что не все "лого" производителей поместили на плакат – выбрали только наиболее известные и солидные. Наращивание ассортимента у крупных торговых фирм – и по позициям, и по производителям – происходит сегодня буквально на глазах. Дальше комментировать тут особо нечего: шире выбор, больше конкуренция – ниже цены, выше качество. Покупатель должен только выигрывать.

Про СТО

Зарисовка четвертая, публицистическая.
"Как наглядно демонстрирует экспозиция МИМСа, рынок оборудования для автосервисов сегодня находится на подъеме – постоянно растет спрос на высокотехнологичные современные стенды для диагностики, кузовного ремонта, схождения-развала, шиномонтажа, различные виды автомобильных моек. Связано это прежде всего с тем, что у недилерских СТО сегодня появился и расширяется круг их лучшей потенциальной клиентуры – это владельцы массовых относительно недорогих иномарок, недавно откатавших гарантийный срок. Они стремятся избегать "гаражного сервиса", однако при этом желали бы и сэкономить, отремонтировав машину по ценам ниже дилерских. За них и идет борьба – недилерские СТО стараются предложить таким клиентам "все то же, что и у дилера, только дешевле". Чтобы приблизиться к уровню дилеров, само собой, требуется того же уровня оборудование и, кроме того, организация всего комплекса сервиса, где на одной площадке, помимо ремзоны, будет хорошая мойка, шиномонтаж, магазин запчастей."

Это я написал по дороге домой, задумав очень серьезную аналитическую статью. Но потом решил, что серьезная аналитика будет интересна разве что самому серьезному аналитику. Не лучше ли просто – рисунки с натуры, посмотрев которые, каждый сможет вспомнить что-то похожее сам, подумать, сделать выводы.

Текст: Михаил Щелоков
Фото: Андрей Федоров
Статья опубликована в журнале "Колеса" №96 за Октябрь 2005 / №96


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-