Говорят, что женщины наряжаются и украшаются совсем не для того, чтобы понравиться мужчинам, а для того, чтобы досадить другим женщинам. А для чего создаются концепт-кары? Привлечь внимание потенциальных покупателей или нокаутировать конкурентов? Порой кажется, что второе: павлины автоиндустрии обожают распускать друг перед другом пышные хай-тековские хвосты. Ведь оценить техническое изящество и электронные "навороты" экспериментальных машин порой в состоянии только профессионалы, а никак не досужие обыватели. Как вы, наверное, уже заметили, экстремальность концепт-кара обратно пропорциональна вероятности его запуска в производство. Если же вдруг какой-то из шоу-сопперов и доходит до конвейера, то на него смотреть без слез невозможно: от былого пафоса остаются жалкие объедки. Ни тебе дизайнерской дерзости, ни футуристичного двигателя, ни провокационного интерьера – даже огромные полированные колеса бесследно исчезают. К счастью, если есть правило, то будут и исключения. Бывает, на серьезных дядек из советов директоров снисходит дух бунтарства, и они ставят гриф "одобрено" на таких проектах, что только диву даешься. Вот мы и решили составить десятку самых смелых-пресмелых концепт-каров, которые чудесным образом прорвались сквозь консерватизм человеческого мышления и бюрократические заслоны, съехав с подиумов автомобильных выставок в шоу-румы дилеров. Это десять сказок, ставших былью. Mercedes-Benz MCC Eco-speedster, Женева-1994. Запущен в производство в 1997 году как MCC Smart. Эта революционная концепция, казалось, была обречена на успех в Европе с ее озабоченностью экологией и парковкой. Брак Daimler-Benz и швейцарской фирмы SMH, выпускающей часы Swatch, явил миру новую компанию MCC AG, новую марку Smart и новый автомобиль. На открытии завода во Франции присутствовали Жак Ширак и Гельмут Коль, что подчеркнуло высокий статус малыша. Однако дело не заладилось: вскоре после старта производство было надолго остановлено для доработки систем безопасности, а потом оказалось, что высокие цены резко ограничили спрос. Smart и сегодня продолжает приносить одни убытки. Toyota Prius, Франкфурт-1995. Запущен в производство в 1997 году. Неказистый седанчик изменил автомобильную историю, став первой массовой моделью с приводом не от ДВС. Двигатель внутреннего сгорания как таковой здесь имеется, но он является лишь частью гибридной силовой установки – наряду с электромотором. Эта машина, без преувеличения, сделала фантастику реальностью, и если к Приусу первого поколения искушенные европейцы отнеслись настороженно, то Prius II они же приняли на "ура", увенчав его лаврами "Автомобиля 2005 года". И расходится гибрид, кстати, ничего: уже продано более 150 тыс. машин. Bugatti 18/3 Chiron, Франкфурт-1999. За ним последовали концепты 18/4 Veyron (1999) и EB 16.4 Veyron (2000). Под названием Bugatti EB 16.4 Veyron будет запущен в производство осенью 2005 года. Вторая попытка возродить мегалегендарную марку обернулась адовыми муками. Сверхавтомобиль EB 16.4 Veyron никак не хочет ехать соответственно заявленным характеристикам, а если и едет, то пугает водителя до полусмерти. Негоже пугать мультимиллионеров! А начиналось все так хорошо: грандиозные концепт-кары, закрытые показы, пакет заявок. За 1001 силу, 400 км/ч и 2.9 с до "сотни" попросили было 1,16 млн евро, но пока за эти деньги нечего предложить. Audi ASF, Франкфурт-1993. Запущен в производство в 1994 году как Audi A8. ASF расшифровывается как Aluminium Space Frame, "алюминиевая пространственная рама". Амбициозная марка Audi нуждалась в сильном флагмане с достойной технической "изюминкой" – ею и стал полностью алюминиевый кузов. "Засветив" эту передовую технологию на концепте AVUS в 1992 году, Audi довела ее в кратчайшие сроки до конвейера, списав в утиль устаревшую модель V8. S-классу и "семеркe" пришлось подвинуться. Влияние удачного дизайна ASF четко прослеживается и в современных машинах баварской марки. Plymouth Prowler, Детройт-1993. Запущен в производство в 1996 году. Кто не мечтал о серийном хот-роде? Крайслеровцы воплотили свои мечты в алюминиевом концепте Prowler, выдержанном в популярном у американских кастомайзеров (то есть "тюнингеров") стиле highboy. Руководство проект "зарубило", а потом неожиданно поменяло свою точку зрения на противоположную – впрочем, как это часто случается с руководством. В результате царской милости было выпущено 11 тыс. Праулеров под марками Chrysler и Plymouth. Renault Avantime, Женева-1999. Запущен в производство в 2001 году. Школа дизайна Renault во главе с Патриком Ле Кеманом считается одной из самых смелых. Руководство Renault не отстает, запуская экзерсисы своих стилистов в производство. Удивительно, но почти всегда это срабатывает. Почти всегда, но не в случае с Avantime. Уникальное однообъемное купе с уникальными дверями выпускалось на предприятии Matra два года, пока эта самая Matra не обанкротилась. Итог – пять тысяч экземпляров, не без труда нашедших покупателей. Chrysler Pronto Cruiser, Женева-1998. Прототип модели Chrysler PT Cruiser 2000 года. Руководство новоиспеченного монстра DaimlerChrysler AG решило, что американской стороне пора как следует поэксплуатировать исторические ценности. Как следствие – лавина ретро-концептов всех мастей, завалившая автомобильные выставки. Публика считала их то крутыми, то забавными, но никак не жизнеспособными. А потом дружно выстроилась в очередь за серийным PT Cruiser. Первое время заказанную машину приходилось ждать по полгода. Сегодня ПиТи Круизеры дилерам некуда девать. Mercedes-Benz Vision A93, Франкфурт-1993. Прототип модели Mercedes-Benz A-class 1997 года. Об этой машине в Штутгарте мечтали с начала восьмидесятых. Мерседесовский проект городского автомобиля NAFA развивался-развивался, да и развился в концепт Vision A93 с двойным полом и спрятанным в нем двигателем. Первоначально будущий A-class хотели оснащать электромотором производства AEG и выпускать в Бразилии. Покумекав, оставили ДВС и немецкую прописку. А потом A-class стал единственной в истории машиной, которая прославилась переворотом вверх колесами. Fiat Multipla, Париж-1996. Запущен в производство в 1998 году. Сумасшедшие итальянцы сразу заявили: это не дизайнерский эксперимент, мы будем выпускать Мультиплу. Остальные надеялись – может, образумятся? Не образумились. Достоинствами машины назывались трехместные ряды сидений, высокий потолок и огромная площадь остекления. Однако среди покупателей минивэнов нашлось мало настоящих нонконформистов. Недавно вяло продающаяся Multipla перенесла сложную пластическую операцию, перестав напоминать батискаф на колесах. Volkswagen Concept D, Франкфурт-1999. Прототип модели Volkswagen Phaeton 2001 года. Фердинанд Пих мечтал о "народном автомобиле" премиум-класса. Так появился Phaeton, автомобиль выдающихся способностей, но обреченный по причине своей принадлежности к "неправильному" брэнду. Не помогли ни полный привод, ни супермоторы V10 TDI и W12, ни роскошное оснащение. Ни даже потрясающая "стеклянная мануфактура", возведенная для эксклюзивного производства Фаэтонов в Дрездене. Кстати, одно время Пих хотел выпускать Phaeton под возрожденной маркой Horch. Может, стоило так и сделать?
Текст: Леонид Клюев Фото: фирмы-производители
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92
|