Откуда берутся новые автомобильные марки и зачем воскрешаются старые? На то воля огромных корпораций и энтузиастов. Первым требуется эффектный и эффективный брэнд для продвижения особой, специфической линейки продуктов, вторым – имя для своих выстраданных творений. Корпоративных новорожденных, конечно, меньше, зато они намного живучее, ведь их появление всегда является следствием хорошо просчитанной маркетинговой стратегии. А огромный запас финансовой прочности позволяет терпеть несколько лет солидные убытки, пока марка не раскрутится и не начнет приносить деньги. "Частники" же традиционно увлекаются суперкарами, которым при самом положительном развитии событий "светит" максимум штучное производство. Беда в том, что, кроме экстравагантной внешности, эти машины практически ничего не могут предложить: ни качества, ни надежности, ни сервиса. Ходовые возможности зачастую не ахти, да еще и заявленные технические характеристики не выполняются – и это при астрономических ценниках. Тем не менее, исключения имеются. Такие брэнды, как Koenigsegg, Noble и Pagani, демонстрируют позитивную динамику развития, постепенно наращивая объемы производства, предлагая различные версии базовых моделей и пробуя свои силы в спорте. Вот десять самых успешных, с нашей точки зрения, брэндов, вышедших на мировой рынок за последние годы, и их "дебютные" модели. Smart, 1997 год Совместное предприятие Micro Compact Car AG (МСС) было образовано в феврале 1994 года – его учредителями выступили Daimler-Benz AG и швейцарская часовая компания SMH. Штаб-квартира СП осталась в Германии, а вот предприятие по выпуску микроавтомобилей построили во Франции. Изначально марку хотели назвать Swatchmobile (по имени часового брэнда, принадлежащего SMH), но потом остановились на варианте Smart, то есть "красивый и умный". Крошечный Smart поразил всех передовыми технологиями и высочайшим уровнем безопасности, быстро став супермодной игрушкой. С 2002 года "умное" семейство стало быстро разрастаться: появились открытые версии Roadster и Crossblade, спортивный Roadster и даже четырехдверный forfour. Однако прибыли производство Смартов по-прежнему не приносит, и в ближайшее время в силу вступит план по оздоровлению убыточной марки. Lexus, 1989 год Решение об учреждении люкс-брэнда было принято в августе 1987 года на секретном совещании совета директоров корпорации Toyota Motor под председательством Эйджи Тойоды. Работу над машиной команда инженеров во главе с Шойджи Джимбо и Ичиро Сузуки начала еще раньше, осенью 1984 года. Проект носил лаконичное обозначение F1 (Flagship № 1), то есть "главный флагман". Официальная премьера марки Lexus и ее логотипа состоялась в январе 1988 года на автосалоне в Лос-Анджелесе, а через год началось производство того самого F1, получившего "гражданское" имя Lexus LS 400. За несколько сезонов отлично оснащенные и сравнительно доступные Лексусы стали любимцами Америки. И остаются ими по сей день, даже заметно подорожав. Saturn, 1990 год Марка Saturn была задумана руководством General Motors еще в 1985 году как ответ "японской агрессии". Она предназначалась для линейки компактных автомобилей – современных, стильных и экономичных. И самое главное – качественных. Именно для обеспечения должного качества продукции в Иллинойсе было с нуля построено роботизированное предприятие. В целом же выведение новой марки на рынок обошлось General Motors в 3.5 миллиарда долларов. Визитной карточкой Сатурнов стали необычный дизайн и пластиковые кузовные панели, не боящиеся коррозии. Это обеспечило им устойчивый спрос. Однако в последние годы развитие производственной программы зашло в тупик: новые большие модели плохо вписываются в молодежную концепцию брэнда. И с качеством дела обстоят не ахти. Infiniti, 1990 год Руководство Nissan Motor учредило брэнд Infiniti еще в 1985 году, а первая модель – Q45 – появилась в салонах в 1989-м, синхронно с Lexus LS 400. Для новой марки была разработана целая концепция – Infiniti Total Ownership Experience, сокращенно TOE, что можно перевести как "полное обеспечение владения". Ее составляющими были беспрецедентно высокое качество сервиса, круглосуточная техническая помощь на дорогах и специальные программы кредитования. При продвижении марки на американском рынке ниссановцы активно использовали мотивы традиции Дзен. Награда не заставила себя ждать: в 1993 году аналитики из J.D.Power & Associates признали модельный ряд Infiniti лучшим среди всех марок. В 2006 году брэнд впервые покинет берега Северной Америки и появится в Южной Корее, Китае и России. Maybach, 2002 год Марка Maybach скончалась еще в 1941 году. Но пригодилась много лет спустя, когда в недрах концерна DaimlerChrysler созрел конкурент Роллс-Ройсу. Официальное решение о возрождении славного имени было принято 28 июля 1998 года на совете директоров немецкого автогиганта, причем изначально подразмевалось, что полное название машины будет звучать как Mercedes-Benz Maybach. Однако базовая цена машины в 300 тыс. евро вынудила пойти на учреждение нового элитного брэнда – трехлучевая звезда оказалась излишне "демократичной". Пока Майбахи не оправдывают возлагавшихся на них надежд – спрос на эксклюзив оказался ниже ожидаемого. Возможно, ситуацию исправят спортивная версия 57S, а также грядущий "компактный" седан и кабриолет. Pagani, 2000 год Аргентинец Горацио Пагани – прирожденный инженер: свой первый автомобиль он построил в 17 лет. В восьмидесятые Горацио перебрался в Италию, где сначала работал на Lamborghini, а затем основал собственную фирму в городке Сан-Чезарио. Весной 2000 года на Женевском автосалоне было представлено его детище – суперкар Pagani Zonda C12 S с кузовом из композитных материалов и 550-сильным мотором V12 от Mercedes-Benz AMG. В первый год удалось продать девять машин по цене $400 тыс. Но чем Pagani лучше других подобных автомобилей? Сильные стороны Zonda – качественная сборка, отточенные дорожные качества, узнаваемый дизайн и изысканная работа с клиентами. Это и позволяет Горацио Пагани продавать по 20-30 машин ежегодно. Acura, 1986 год Первый из японских люкс-брэндов был учрежден в рамках компании Honda Motor для поддержания ее бурной экспансии на североамериканском рынке. Тремя китами новой марки стали дизайн, качество и цена. Автомобили Acura отличались от аналогов Honda оспортивленным обликом и расширенной комплектацией, но мало отличались ценой, что не могло не понравиться американцам. Выпуск машин Acura начался в 1986 году в Калифорнии, на предприятии American Honda, а первыми моделями стали Integra и Legend. Позже в линейке марки появились и оригинальные машины, не имевшие хондовских аналогов, например MDX. Сегодня Acura помогает Honda Motor удерживаться на вершине рейтингов продаж на самом емком в мире автомобильном рынке. Hummer, 1992 год Компания AM General приступила к производству принципиально нового внедорожника для армии США под названием HMMWV M-998 в 1985 году. Через несколько лет возникла идея создать гражданскую версию машины, но реализовна она была только после перехода AM General под контроль корпорации Renco Group. В августе 1992 началась сборка пилотной партии из тысячи машин, для которых придумали на редкость удачное название – Hummer. К брутальному вездеходу проявили интерес многие знаменитости, что гарантировало ему оглушительный коммерческий успех. Однако в 1999 году AM General передала все права на гражданскую версию General Motors, сосредоточившись на военных заказах. А General Motors придумала бейби-Hummer – модель Н2 и мини-Hummer – модель Н3. Proton, 1985 год Правительство Малайзии заключило с Mitsubishi Motors договор о сборке легковых машин в 1983 году. Для этого была учреждена компания Perusahaan Otomobil Nasional Berhard, сокращенно – Proton. Производство началось в 1985 году с модели Saga, копировавшей Mitsubishi Lancer, а вскоре марка появилась в Великобритании, где малайцам удалось даже получить контракт на поставку автомобилей для полиции. В 1993 году Proton построил собственный научно-исследовательский центр, а затем приобрел знаменитую компанию Lotus, сосредоточив в своих руках значительные инжиниринговые ресурсы. Осенью прошлого года Proton подписал соглашение с Volkswagen AG о сборке немецких машин на своих мощностях. То ли еще будет! Samsung, 1998 год Индустриальный гигант Samsung образовал в своем составе автомобильное отделение Samsung Motors в 1996 году, сразу объявив японский Nissan своим стратегическим партнером. Первый легковой автомобиль был выпущен 3 января 1998 года, и им стал Samsung SM5 – не что иное, как лицензионный Nissan Maxima QX. Но дела пошли неважно, и за один год объемы продаж упали в семь раз! Поэтому, когда французы из Renault приобрели крупный пакет акций Nissan и проявили интерес к Samsung Motors, корейцы с радостью согласились, уступив свое автомобильное отделение за скромные сто миллионов долларов. В результате появилась компания RenaultSamsung Motors, которая расширила модельную линейку и принялась быстро наращивать объемы производства. Раз уж речь пошла о марках новоявленных, нельзя обойти вниманием имена, которых с нами уже нет – справедливости ради. Надо сказать, что умирают брэнды по одной причине. Финансовой. Правда, не всегда все происходит одинаково. Мелкие фирмы, специализирующиеся на эксклюзиве, чаще банально разоряются, не сформировав необходимого для выживания портфеля заказов. С крупными предприятиями такое случается редко – эта участь постигла несколько заводов в бывших соцстранах, хронически не способных выпускать сколь-нибудь конкурентоспособную продукцию. Сегодня распространен другой сценарий, когда не пользующаяся устойчивым спросом у клиентуры марка входит в состав крупного концерна, что позволяет ее ликвидировать принудительным образом. Так со сцены сошли Oldsmobile и Plymouth; дамоклов меч списания в утиль навис над марками Buick и Mecury. Зато у них больше шансов торжественно возродиться лет 20-30 спустя и пополнить когорту "новых". Так выглядит десятка наиболее значимых потерь. Здесь же мы приводим фотографии самых последних моделей каждой из почивших марок. Oldsmobile, 2004 год К концу восьмидесятых объемы выпуска автомобилей Oldsmobile упали ниже критической отметки в 300 тыс. единиц в год. Положение не спасла даже эксклюзивная модель Aurora, созданная специально для отделения Oldsmobile. И в начале 2001 года последовало сенсационное, но логичное заявление о том, что марке осталось существовать три сезона. Так и вышло: последний Oldsmobile, вишневый седан Alero, покинул стены предприятия в Лансинге в апреле 2004-го. 107-летняя история брэнда, за которую было выпущено более 35 миллионов автомобилей, завершилась. А самыми яркими моделями марки так и остались 350-сильный "muscle car" 4-4-2 1963 года и купе Toronado 1965-го, первый переднеприводный автомобиль концерна General Motors. Plymouth, 2002 год Чуть раньше со сцены сошла марка Plymouth, созданная компанией Chrysler еще в 1928 году для конкуренции с самыми дешевыми моделями Ford. Низкое качество и безлико-консервативный дизайн в восьмидесятые годы отбросили Plymouth в самый низ табели о рангах. В 1995 году Chrysler ввел в действие программу по спасению марки, в рамках которой была изменена фирменная эмблема и пересмотрен модельный ряд – в частности, в нем появился провокационный Prowler. Но руководство вновь образованного DaimlerChrysler быстро убедилось в отсутствии какого-либо будущего у убыточного брэнда, вредящего имиджу всей корпорации. И в ноябре 1999-го было объявлено финальное время его существования: лето 2002 года. AMC, 1987 год Корпорация American Motors появилась на свет в 1954 году в результате слияния компаний Nash-Kelvinator и Hudson Motor. В 1970 году она поглотила фирму Kaiser-Jeep, выпускавшую знаменитые внедорожники. С тех пор полный привод стал коньком марки, а модель AMC Eagle 1980 года оказалась первым полноприводным американским автомобилем гражданского назначения. Тогда же American Motors была приобретена французской компанией Renault, которая приняла активное участие в доводке Jeep Cherokee, а заодно пополнила линейку АМС своей моделью 9. Увы, вскоре у Renault начались проблемы на родном европейском рынке, и AMC была продана корпорации Chrysler. В свою очередь, крайслеровцы сочли марку AMC и ее производственную программу устаревшей и списали их в утиль. А вот брэнд Jeep получил успешное дальнейшее развитие. Bugatti, 1995 год Сентябрь – проклятый месяц для Bugatti. Основатель марки Этторе Бугатти умер в конце августа 1947 года, что уже в сентябре привело к коллапсу компании. Потом легендарное имя сменило массу хозяев, но за производство автомобилей никто из них не брался, пока 15 сентября 1990 года предприниматель Романо Артиоли не объявил о возрождении марки со штаб-квартирой в Люксембурге и производством в Италии. В 1992 году началась штучная сборка суперкаров Bugatti EB110, за которыми должны были последовать седан EB112 и небольшой родстер EB115. Увы, распыление средств на различные проекты (в частности покупку компании Lotus Cars) привело фирму на грань банкротства, которое и случилось в сентябре 1995 года. После ряда судебных процессов брэнд оказался в руках концерна Volkswagen AG. Прототип серийного мегакара EB 16.4 Veyron немцы показали в сентябре 2001 года, а его производство должно было стартовать сначала в сентябре 2003-го, затем в сентябре 2004-го, теперь – в сентябре 2005-го... Кстати, сам Этторе Бугатти родился 15 сентября 1881 года. Trabant & Wartburg, 1991 год Эти машины стали памятниками эпохе развитого социализма, когда автомобиль играл роль не более чем средства передвижения, а его главным достоинством считалась повышенная ремонтопригодность. Марка Wartburg появилась в древнем 1896 году, но уже восемь лет спустя перешла под контроль фирмы Dixi и была аннулировна. Возрождение состоялось в ГДР 1956-го, а буквально через год на свет появился первый Trabant. В 1964 и 1966 годах в серию были запущены Trabant P601 и Wartburg 353 соответственно, которые прожили пару долгих и серых жизней. Последние годы они оснащались фольксвагеновскими моторами, но эта модернизация была сродни агонии. Трабанту повезло: многим он дорог как память, поэтому по всему миру действуют десятки клубов владельцев этих убогих и забавных машинок. Eagle, 1996 год Выкупив в 1987 году у Renault компанию АМС c принадлежащими ей брэндами AMC и Jeep, Chrysler получил в наследство еще и три французские модели, адаптированные под требования американского рынка. Устаревший AMC Alliance (Renault 9) с производства сняли, а вот среднеразмерные седаны на основе Renault 21 и 25 запустили – под новым брэндом Eagle, как Medallion и Premier соответственно. Эти автомобили надежд не оправдали по причине крайне низкой надежности, и к 1992 году была сформирована новая линейка – из моделей партнерской Mitsubishi Motors (Summit и Talon). Был еще седан Vision – из крайслеровской серии LH. Но столь разномастная компания смотрелась странно, и поддержание жизнедеятельности марки быстро потеряло смысл. Москвич, 2001 год Первый Москвич появился в 1947 году и представлял собой трофейный Opel Kadett. Последний Москвич недалеко ушел, вновь базируясь на зарубежной модели – Talbot/Simca 1307. Сначала эта машина носила индекс 2141, а в 1998 году в процессе легкой модернизации получила мотор Renault и приставку Святогор. Это привело к некоторому всплеску интереса: в том году удалось выпустить 43 тыс. машин против 20 тыс. в предыдущем. Однако завод не сумел обеспечить Святогор подобающим сервисом, да и репутация марки была уже не просто низка, а необратимо низка. Зато руководство предприятия активно подкармливало общественность амбициозными проектами роскошных автомобилей. Итог закономерен – коллапс. И никаких сожалений. Talbot & Simca, 1986 год Марка Simca досталась концерну PSA Peugeot-Citroen в 1978-м, после покупки европейского филиала Chrysler. По договору французы теряли всякие права на брэнд Chrysler после 1979 года. Тогда боссы PSA решили возродить скончавшуюся еще в 1956-м марку Talbot и присвоить ее дорогим версиям машин Simca. А в Великобритании автомобили Simca/Talbot стали продвигать под маркой Sunbeam. Увы, все усилия были приложены даром: доля брэндов на французском рынке неуклонно падала и к 1984 году съежилась до 10% у Simca и 3% у Talbot. Через пару лет Simca, Talbot и Sunbeam были ликвидированы как бесперспективные, а новейшая модель Talbot Arizona, подготовленная на замену устаревшему Horizon, переименована в Peugeot 309. Заводы во французском Пуасси и британском Ритоне были переведены на производство машин Peugeot, чем занимаются и поныне. Geo, 1997 год Марка Geo была учреждена в 1989 году в качестве дочернего брэнда отделения Chevrolet. Ее появление стало результатом сотрудничества General Motors с японскими компаниями, активно проникавшими на американский рынок. Совместно с Suzuki в Канаде был построен завод CAMI, выпускавший модели Metro (Suzuki Swift) и Tracker (Suzuki Vitara). А в Калифорнии действовало совместное с Toyota предприятие NUMMI, где производился седан Prizm (Toyota Corolla). Компания Isuzu предоставляла свою модель Impulse для продажи в качестве Geo Storm. Кстати, машины Geo реализовывались через торговую сеть Chevrolet. Вначале цифры продаж впечатляли – более 300 тыс. машин в год, но уже к середине девяностых идея себя исчерпала. Марка Geo была упразднена, а все ее модели переведены "под юрисдикцию" Chevrolet. Vector, 1997 год Мечта Джеральда Уигерта создать настоящий американский суперкар воплотилась в жизнь в 1976 году, когда на автосалоне в Лос-Анджелесе был представлен созданный им Vector W2. Должного интереса машина тогда не вызвала, но Уигерт не сдавался. В 1988-м он создал компанию Vector Aeromotive, которая в период с 1990 по 1992 год сумела-таки построить 17 машин Vector W8 с 625-сильным турбированным V8 от Corvette. Однако заявленных 348 км/ч этот монстр за $285 тыс. так и не смог никогда развить. В 1994 году Vector Aeromotive перешла под контроль малайзийского концерна MegaTech, который владел и другим производителем суперкаров, Lamborghini. В августе 1996 года началась сборка новой модели Vector M12 – по сути того же W8, но с итальянским мотором V12. Правда неудачный дизайн и сомнительные дорожные качества не оставили этим машинам никакого шанса на выживание. Общий тираж Векторов вместе с прототипами не превысил 40 машин.
Текст: Леонид Клюев Фото: фирмы-производители
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92
|