Колеса


  Журнал «Колёса» № 06 (92) 2005 

Кроме шашлыков

Город – отличное место, чтобы жить и работать. Чтобы встретить свою единственную и неповторимую городскую девушку, завести уютную городскую семью и, в конце концов, наплодить и размножить горячо и трепетно всхоленных и залелеянных городских детей – в ассортименте.
Хорошо в городе, неплохо! Можно ездить на машине туда-сюда по важным делам и стройным проспектам, можно поймать попутное метро и напрямую с двумя пересадками прочервячить сквозь нечернозем от плотного завтрака и до самого офиса. Можно сходить в кино и посмотреть на постаревшего Мистера Вселенная, а можно сходить в баню и посмотреть на молодцеватого генерального прокурора. Город – это здорово! Все-то здесь можно, все доступно для человека активного – хоть томаты выращивай на балконе, хоть курей разводи на нем же. Только летать в городе нельзя. Ибо негде. Всего много в городе, а вот воздуха, неба – не хватает! Приходится звать на помощь загород с пригородом.
Авиамоделизм пешком – это почти нонсенс. Если не принимать во внимание миниатюрные комнатные модели, которые идеально приспособлены для борьбы с хрупкими дизайнерскими люстрами и китайскими вазами времен династии Дзынь, более-менее серьезную технику просто так не полетаешь. Во дворе? Нереально – вокруг дорогие машины и чужие дети. Фонарные столбы с проводами. Еще окна, пусть даже и без Нагиева. В общем, взлететь еще можно (множество авиамоделей может спорхнуть прямо с руки), а вот приземляться уже некуда – вероятен большой бадабум. Значит, надо куда-то ехать. А куда? На стадион не пустят, из парка – выгонят. Остается область.
В общем, необходимость летательного исхода из мегаполиса на природу очевидна. К тому же мы давно уже собирались за город. И потом, "день здоровья" еще никто не отменял. Так что будем бороздить просторы воздушного океана – не все же, извините, желудок шашлыками забивать! Тем более, что здоровье – оно в активности. Так? Только так!

Кроме шашлыков

Капот


Сам капот, конечно же, не важен.
Зато важно то, что под ним! А там – наиполезнейшая аккумуляторная батарея. Вещь в хозяйстве моделиста незаменимая: от нее питается зарядное устройство, которое дарит энергию исполнительным механизмам модели – если говорить о самолете с двигателем внутреннего сгорания. А если же модель на электротяге – то без зарядника и вовсе никуда не полетишь!
Точно так же и специальный электростартер, при помощи которого запускается ДВС авиамодели, – он получает энергию от автомобильного аккумулятора.
Кроме шашлыковКроме шашлыковКроме шашлыков


Автомат


У автомобиля "автомат" – это коробка передач. А вот у вертолета – жизненно необходимое устройство, ответственное практически за все. "Автомат перекоса" – так это звучит правильно. Сложно? Что ж поделать… Вертолеты – это вообще наиболее сложные представители радиоуправляемой техники. Тут не один автомат перекоса – тут куча всего заковыристого и интересного: гироскоп, механизм управления углом атаки, огромное количество всевозможных тяг и так далее. Ужас! К тому же в управлении вертолет гораздо сложнее самолетов, а уж автомобилей и судов – и подавно: будучи системой принудительного вращения, "вертушка" чрезвычайно нестабильна. И если самолет, как это недвусмысленно следует из названия, и летать, в принципе, должен (да и зачастую может) сам, то вертолет следует постоянно держать управлением. Иначе – неминучая порча как самой винтокрылой машины (это в лучшем случае), так и ее хозяина или же его соратников (в наихудшем): небольшая, но мощная модель при самом неблагоприятном раскладе уподобляется "болгарке". Не чешке, не финке и не вьетнамке – а именно болгарке. Это опасно.
Вертолеты бывают разные, но принципиально делятся по типу движителя (ДВС либо "электричка") и по схеме расположения роторов (пропеллеров) – либо это двухроторные модели (классическая схема, как у вертолета Ми-8), либо с соосным расположением роторов (любая из машин КБ Камова). "Соосники", хоть и более сложны в устройстве, отличаются относительной стабильностью, и потому научиться их пилотировать куда проще. Правда, говорят, они и надоедают быстрее…
И еще. Учиться управлять вертолетом настоятельно рекомендуется при помощи симулятора – как и в случае с самолетом. Дерзайте!
Кроме шашлыковКроме шашлыков


Крылья


Они есть и у машины, и у самолета. Правда, разные и для разных целей. Нас сегодня интересуют не автомобильные, а самолетные. Вместе с самим самолетом.
"Я купил крылья и на выходных буду летать". Какие крылья, как летать? Начнем с самих "крыльев", ибо они в конечном счете и определят, как именно вы будете летать.
Учиться воздуху лучше всего на модели, которая отличается хорошей аэродинамической стабильностью. То есть, грубо говоря, не рухнет сразу, а воспарит, аки бумажный самолетик. Это может быть либо планер (как разновидность – мотопланер), либо так называемый тренер. Последний представляет собой высокоплан с большим размахом крыльев. Не переживайте, тренер поместится не только в джип! Смущает слово "высокоплан"? Все предельно просто: это такой самолет, у которого крылья расположены над фюзеляжем.
Для продвинутых пользователей доступны и другие типы самолетов. Например, пилотажные модели. Тут все понятно – они используются для фигур высшего пилотажа и более всего своим поведением и характером полета напоминают настоящие, большие самолеты.
А вот так называемые "фанфлаи" (от английского fun fly) летают совсем не так, как следует добропорядочному летательному аппарату. Ну ничего общего с реальностью! Однако и этому придумали название. 3D-пилотаж – это экстремальный пилотаж, когда самолет выполняет головокружительные кульбиты и кувырки, да и вообще – ведет себя совершенно несвойственным самолету образом.
Еще есть копии. А также почти копии или даже полукопии. Все зависит от процента копийности. Наша Сессна – это копия на 60%, и потому довольно близка к оригиналу. Как правило, копия не столь хороша и интересна в управлении, как специальная пилотажная модель или, тем паче, эксцентричный фанфлай. Зато выглядит – как настоящая, что для многих является наиважнейшим фактором.
Довольно экзотично смотрится и модель для воздушного боя – это по сути летающее крыло. Тут идея такова: чем проще и прочнее – тем лучше. Главное – победа, а не внешний вид. Так-то вот.
Ну, и конечно, варианты. Скажем, копийный фанфлай – в мире авиамоделизма встречается и такое. И реактивные двигатели возможны, и несколько двигателей сразу – тоже. Все зависит от фантазии и финансов.
Кроме шашлыковКроме шашлыков


Салон


В салоне сидит пилот, без которого полет также не состоится. Что отличает пилота от простого смертного? Сущая малость: знания и умения. Самолет, хоть и выглядит игрушечно, требует серьезной подготовки. Мало просто купить модель, нужно еще и научиться ей управлять. Где? Неужели в Караганде? Это вряд ли. Основной авиамоделизм сосредоточен в крупных городах: там, где есть специализированные магазины, клубы по интересам и разные прочие федерации. Можно посетить тусовку авиамоделистов и, талантливо изобразив неподдельный интерес, попросить кого-нибудь многоопытного проинструктировать вас на предмет азов управления дистанционной авиацией. Будьте уверены: вы наверняка встретите понимание. Быть может, вам даже разрешат немного порулить для полноты ощущений – конечно же, только в том случае, если это будет недорогая и простая в управлении модель.
Только так.
Есть и другой способ научиться летать – даже в пресловутой Караганде. Привязываете к рукам перья, забираетесь на телебашню – и… Нет, лучше так: загружаете в компьютер симулятор, посредством специального кабеля подключаете к нему настоящий пульт управления и тренируетесь на здоровье. И управлять моделью научитесь, и крылья не пообломаете. По крайней мере, настоящие.
Кроме шашлыковКроме шашлыков


Багажник


Авиамодель – это не только красота и величие полета. Полет будет потом. В первую очередь самолет – это багаж. Причем не всегда габаритный. Вот, например, красно-белая Сессна. А вот – Saab 9-5. Да не простой, а в версии самой что ни на есть правильной и подходящей – Aero. Однако же, налицо явный кофликт размеров: самолет в масштабе 1:3 никак не хочет помещаться в машину в масштабе 1:1. Даже несмотря на то, что крылья, как и подобает каждой уважающей себя модели, можно легко отделить от фюзеляжа. Что делать? Покупать внедорожник!
Можно, впрочем, обойтись и малой кровью, а то и вовсе без таковой. Просто выбираем самолетик поменьше – и в путь! Куда не влезет Сессна – туда поместится летательный аппарат поскромнее. А то и два – как на фотографиях.
Текст: Кирилл Бревдо
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-