Колеса


  Журнал «Колёса» № 06 (92) 2005 

Байки из кармана

Blata Elite 13R

Скажите, а что это у вас в кармане пестреется? Как - мотоцикл?
Наивно полагать, что мотоцикл действительно можно засунуть в карман джинсов или куртки, пусть даже и такой крохотный, как этот. Даже не пытайтесь себе такое вообразить. А вот прокатиться - попробуйте. Хотя бы для того, чтобы почувствовать себя немного Гулливером. Или чтобы осознать, какие несуразно длинные у вас ноги. Как неестественно близко асфальт. И какая все-таки ненадежная это штука - равновесие. Авось, получится. Хотя бы что-нибудь одно из вышеперечисленного - уж точно. А то и все сразу - скорее всего.

Бело-зеленый минибайк - Blata Elite13 WRS c жидкостным охлаждением. Красный - Blata Elite 13 R c "воздушником"

Средство передвижения? Ни в коем случае. Скорее, средство развлечения и активного времяпровождения - вот что такое минибайк. Впрочем, "минибайк" - далеко не единственное название этой забавной штукенции. Вот несколько синонимов - навскидку: покетбайк, дримбайк, фанбайк. Все определения - действующие. И все - совершенно справедливые.
    Покетбайк. И впрямь, это не слишком-то крупная техника. Правильнее даже будет сказать - мелкая. Что, кстати говоря, вовсе не подразумевает ее ориентированность на детей. Минибайки - довольно серьезные мотоциклы (только очень маленькие) для самых что ни на есть настоящих мужчин, и технические характеристики в полной мере это подтверждают. В зависимости от степени форсировки, 40-кубовый мотор может выдавать мощность от нескольких "пони" до 20 "кобыл". И если слабенький "покет" вполне годится для приобщения ребеночка к мотокультуре, то 14-сильный "миник" в высшей степени требователен к квалификации гонщика: соотношение масса/мощность здесь такое же, как и на взрослых "спортах". С непривычки легко удариться оземь и обернуться пациентом травмопункта.

Жидкостное охлаждение - это стабильный тепловой режим для мотора......зато двигатели с воздушным охлаждением проще и дешевлеТормоза дисковые, но с механическим приводом

   Дримбайк. Мотоцикл-мечта. О чем? О настоящих соревнованиях? Можно всю жизнь прогрезить о лаврах чемпиона серии MotoGP, но так и не попробовать себя в настоящей борьбе: мотоциклетный спорт - это очень опасно и очень, очень дорого. Однако можно довольствоваться малым - и вовсе не в ущерб собственному счастью! Гонки на минибайках становятся все более распространенным явлением, и ничего удивительного тут нет. Бензин - настоящий, адреналин - тоже настоящий, скорость - опять же настоящая! Мотоциклик легко раскочегарить до нешуточных 100 км/ч, при этом ощущения от езды окажутся совершенно непередаваемыми: подвески нет, а асфальт - уж слишком близко! Да и борьба на трассе идет самая жесткая - техника-то у всех более-менее одинаковая, как-никак.
   Фанбайк. Неужели вы все еще сомневаетесь, что минибайк - это весело? Причем не только гонщику. Со стороны взрослый дядечка в шлеме, азартно вваливающий в поворот в позе саранчи на "бензопилке" с колесами, смотрится препотешно: глаза горят, ноги растопырены, "пила" жужжит… Сам себе режиссер какой-то! А если смотреть заезд с участием сразу нескольких "мини-спортсменов" - так и вовсе обхохочешься. А вот им - не до смеха: скоростное пилотирование минибайка требует максимальной концентрации и истинного мастерства. Своими повадками "покет" здорово похож на настоящий, взрослый мотоцикл, но в силу своего размера обладает куда более нервным характером и молниеносными реакциями, и потому не прощает ошибок. С другой стороны, падение с минибайка даже на приличной скорости - это скорее весело, нежели опасно. Если, конечно, не пренебрегать экипировкой. Упавший спортсмен в мгновение ока поднимает легкий моц и тотчас же устремляется дальше - как ни в чем не бывало.

Байки из карманаТолько размеры седла и рукояток руля выдают истинный размер байкаУсредненный покетбайк весит порядка двадцати кило

Откуда есть пошло минибайковское движение? Первые "покеты" появились в Японии лет  тридцать назад, затем идеей минимото заразились итальянцы и распространили это увлечение на всю Западную Европу, а позже мода на минибайки докатилась и до США. В настоящее время выпуском подобной техники занимаются несколько фирм в различных странах мира. У нас наиболее известны итальянские "покеты" Polini, DM, GRC и чешские Blata. Кроме того, на рынке также присутствуют "китайцы", которые отличаются чрезвычайно невысокой мощностью моторов, техническим примитивизмом и демпинговыми ценами. Адепты от минибайков китайскую технику за таковую не считают и признавать всячески отказываются.

Заводится минимото по-бензопильному - веревкойБайки из кармана

Вся минимототехника неплохо классифицируется по размерам и по двигателям. Касательно первого пункта: принято разделять минибайки и мидибайки, однако разница в габаритах не слишком существенна. Куда важнее то, что "миди" выпускаются с более мощными двигателями и изначально ориентированы не на "покататься", а создаются с прицелом на соревнования. Именно поэтому они более технически совершенны, чем "мини". И это абсолютно справедливо.
Покетбайки - все до единого - оснащаются одноцилиндровыми двухтактными моторами рабочим объемом 40 см3. Далее следуют различия. Наиболее простые и недорогие моцы (например Blata Minibike 2.5, 670 евро) приводятся в движение двигателями воздушного охлаждения умеренной мощности - порядка 3.5 л.с. (в индексе модели указана все та же мощность, но в кВт), которая наступает в районе 8 700 об/мин. Колеса - скромные четырехдюймовые, масса - 16.8 кг.
Серьезные модели наподобие Blata Elite 13 WRS (ориентировочная стоимость 1 790 евро) уже могут похвастаться жидкостной системой охлаждения двигателя, который развивает 13.5 л.с. при 12 700 об/мин, более мощными вентилируемыми тормозами с механическим приводом, колесами 6.5 дюйма. Кстати, есть и другие модификации Elite 13, укомплектованные иными карбюраторами и глушителями, которые имеют несколько отличные от WRS мощностные характеристики. Интересный момент: эта серия по большинству своих показателей может уже сравниться с флагманом производственной линейки Blata Midibike Origami B1 стоимостью около 2 200 евро. Здесь уже принципиально другая, более жесткая, рама и самый мощный мотор - 14.5 л. с. при 12 300 об/мин! Начинающим такая ракета противопоказана - это чисто гоночный аппарат!

Байки из карманаБайки из карманаБайки из кармана

За исключением вышеозначенных отличий, конструктивно все "покеты" очень похожи. Газ, тормоз да руль - вот и все органы управления. Из трансмиссии - только центробежное сцепление, которое замыкается при добавлении газа. Этот узел требует точной регулировки, ибо здорово влияет на характеристики байка.
И карт и минибайк - это своего рода начальная школа для настоящего гонщикаКак правило, момент срабатывания настраивается на 8 000 об/мин, при этом регулировать механизм необходимо перед каждой гонкой: колодки сцепления имеют свойство изнашиваться. Чем обусловлена растущая популярность минибайков? Они достаточно доступны: всего пара килоевро - и ты гонщик! Кроме того, стоимость эксплуатации "покета" не идет ни в какое сравнение с расходами на содержание настоящего мотоцикла. Тормозные колодки, шины, ГСМ - ценник на все это добро, прямо скажем, - почти божеский.
Но главное - это возможность не растерять навыки управления мотоциклом зимой. Найти единомышленников и снять крытый картодром на часок-другой для погонять - вовсе не сверхзадача. Будьте серьезны! Между прочим, если хотите знать, из покетбайкеров вышли такие мотознаменитости, как Лорис Капиросси и даже сам Валентино Росси!

Благодарим компанию "М.Форс", официального дистрибьютора Blata, за помощь в подготовке материала.
Текст: Кирилл Бревдо
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-