Теперь их стало трое. Три специальных предложения новой грузовой техники для России. Когда Scania объявила о начале продаж "российской" спецверсии Griffin, успех предприятия казался сомнительным – слишком вяло выглядел российский рынок, слишком дикими – дороги и не очень честными – покупатели. К тому же в памяти еще крепко держалась мрачная история с банкротством SISU, не последнюю роль в которой сыграли как раз россияне, "покупавшие" тягачи по лизинговой схеме, даже не думая платить. Словом, риск был. Scania рискнула и выиграла. Теперь по натоптанной уже тропинке в Россию потянулись Volvo Trucks и Renault Trucks. Несмотря на разницу в имидже, традициях и товарных знаках, все три грузовика – Scania Griffin, Volvo FM12 Регион и Renault Premium Vostok – сделаны по одному рецепту: берем низкую кабину, начиняем ее минимумом опций, причем по строго фиксированному списку… Готово! Никаких капризов и отклонений от "нормы" – или придется платить по полной. Таким образом грузовики можно "штамповать" на обычном конвейере, не дожидаясь индивидуальных заказов. Снижаем издержки и продаем в Россию по конкурентоспособным ценам. Итак, как уже было сказано выше, наступление на развивающийся российский рынок новых грузовых иномарок идет по трем фронтам: двум скандинавским (Scania и Volvo) и французскому (Renault). Что ж, пришло время сравнить предложения трех гигантов и оценить перспективы каждого из них на "восточном фронте"…
Птицелев Griffin (он же Грифон) – существо мифическое. Львиное туловище, орлиная голова с тридцатисантиметровым клювом и странные крылья о двух суставах. В греческой и славянской мифологии ему приписываются невероятные скорость, сила и выносливость. Считалось также, что именно грифоны охраняют вход в Ирийский сад – месторождение золотых яблок, дающих вкусившему вечную молодость и власть над Вселенной. Внушает, не правда ли? Помимо диковинных яблок и прочих мифологических радостей, грифон уже более века "охраняет" каждый из грузовиков Scania – именно его клювастая голова украшает эмблему фирмы. "Грифоны" были первыми. Первыми в России бюджетными грузовиками – реальной альтернативой МАЗам-КамАЗам, отрадой дальнобойщику. С одной стороны, первопроходцем быть нелегко: серьезные инвестиции в организацию "серийной" сборки – на одной чаше весов, на другой – только лизинговая программа с изрядным налетом человеколюбия (20-процентный аванс и около 2 000 евро ежемесячно в течение 3.5 лет). Казалось бы, не слишком выигрышный расклад. Но прошло два года, и компания, шумно выдохнув, может подводить итоги: более пятисот проданных "Грифонов" и первое место по реализации новых грузовых иномарок! На сегодня Scania предлагает самую большую номенклатуру бюджетных моделей: седельные тягачи 4х2 ("обычный" и низкорамный, 300 или 330 л.с.), тягач с популярной у нас колесной формулой 6х4 (два двигателя на выбор – 340 и 380 л.с.), 11-кубовый самосвал (6х4) и даже "бетономешалку" (6 куб. м, 6х4). Есть даже "седельники", адаптированные для перевозки опасных грузов. Итого – десять модификаций! Кроме того, покупателю теперь предложат три лизинговых схемы – с 20-, 15- и даже 10-процентным авансом. Неплохо. Кабины – самые что ни на есть простые. Низкие, с одним спальником (для седельников) или вовсе без оного (для всех остальных). Но самое необходимое в комплектации есть – и пневмоподвешенное водительское сиденье, и зеркала с подогревом. А шасси оснащено тормозами с АБС (сами механизмы – барабанные, они дешевле), противобуксовочной системой и пневмоподвеской заднего моста. Есть и недостатки. Во-первых, все моторы "Грифонов" – Евро-3. То есть путь в Европу с октября этого года для них заказан – цивилизованная заграница переходит на нормы Евро-4. Конечно, границы перекроют не молниеносно, но со временем перекроют все равно – экология. Впрочем, эта проблема ждет покупателей всех героев этой статьи. Конечно, Griffin никогда не позиционировался, как машина для "сверхдальнего боя", но когда это волновало наших перевозчиков? И во-вторых, четвертое поколение грузовиков Scania, которым как раз и приходится родней Griffin, в Европе уже снято с производства. Так что теперь поголовье мифических крылатых будет прибывать только за счет бразильского заказника, где разводят эту диковинную для цивилизованного мира породу. Опыта эксплуатации "бразильцев" в России еще нет, но будет – имидж марки в сочетании с приятными ценами (за тягач 4х2, 340 сил – или 67 килоевро сразу, или 90 453 в рассрочку) не позволят продажам упасть, – по крайней мере, пока не возникнут сомнения в качестве…
"Морские" против "пернатых" А вот у другого нашего "фронтовика" – Volvo FM12 Регион – проблем с качеством быть точно не должно. Именно в этом пыталось убедить прессу руководство нового завода Volvo Trucks в подмосковном Зеленограде (см. "Колёса" № 88 за февраль 2005-го). Жесткая (а точнее – жесточайшая) система контроля качества должна это гарантировать. И, если верить вольвовцам, пока справляется – качество российских "Касаток" (именно так назвали шведы "российскую" модель в честь года касатки, каковым у шведов считается 2005-й) выше всяких похвал. В прошлом году под Москвой собрали 220 грузовиков (6х4, 8х4, и 4х2), в этом планируют производство удвоить. Похвально, был бы спрос. Кстати, сами шведы позиционируют "Касатку" в качестве прямого конкурента… МАЗам и КамАЗам. Это, конечно, чистой воды лукавство, поскольку и по ценам, и по имиджу российский FM12 – прямой соперник "Грифону". У них даже имена какие-то… зоологические. И лизинговая программа Volvo ну очень похожа на модель, уже обкатанную "Сканией", стартовый платеж за тягач 4х2 с 12-литровым двигателем (340 л.с., 1700 Нм, Евро-3) – 14 800 евро. И – еще 42 ежемесячных платежа по 2 000. Достаем калькуляторы – 98 800. Неслабо. И никакого "сразу". Только частями. Однако тут все несколько сложнее калькулятора. Во всяком случае оценить преимущества пакета "Регион" от Volvo можно только, сделав на этом самом калькуляторе не одно, а несколько действий. Во-первых, вместе с грузовиком владелец получает "Синий сервисный контракт" Volvo, который позволяет вообще не думать ни о каких расходах на сервис в течение первого года эксплуатации грузовика. И это действительно работает! Кроме того, у Volvo – самая развитая сеть сервисов в России. Правда, и Scania не промах, но все же счет 23:22 не в пользу "Грифонов". Во-вторых, зеленоградский FM12 – родной брат европейского FH – то есть самой что ни на есть последней модели Volvo. Отличие только одно – на российской версии барабанные тормоза. Но даже они – с АБС и системой электронного управления тормозами прицепа. Сама машина тоже "упакована" неплохо – моторный тормоз-замедлитель EPG, блокировка дифференциала главной передачи, топливный бак аж на 690 л (!), генератор высокой производительности… В кабине – тоже есть пара отличительных приятностей – магнитола, электростеклоподъемники, подогрев водительского сиденья. Итак, вроде бы, вот они – основные конкуренты. Марки раскручены, условия тоже понятны: поновее, но подороже и с бес-платным сервисом или подешевле, но постарше и обслуживание за свой счет. И тут появился третий – в апреле этого года начались поставки Renault Premium с недвусмысленным аффиксом Vostok… A la fracnaise Главная "фишка" Renault Premium Vostok – возможность получить недорогой седельник с высокой – "взрослой" – кабиной. Доплатить, конечно, придется, но зато – всего 1 500 евро. У шведов ничего подобного нет. Добавим к этому "рублевый" (читай – защищенный от инфляции) лизинг с авансом в 10 000 евро и двухлетнюю гарантию при условии заказа машины до 1 июля… Можно, в принципе, наплевать и на шведский имидж, и на отсутствие сервисных "завлекалок"… А вот на отсутствие самих сервисов (их в России всего пять) – наплевать уже сложнее. В остальном Vostok – достойный оппонент шведам. Данные по близким грузовикам всех трех производителей – в таблице. А окончательное слово как всегда – за перевозчиками. Спецпредложения по седельным тягачам для России (данные производителей) | | Scania P114GA4x2NA 340 Griffin | Volvo FM12 "Касатка" (пакет "Регион") | Renault Premium Vostok | Техника | Двигатель | 340 л.с., 1600 Нм, Евро-3 | 340 л.с., 1700 Нм, Евро-3 | 311 л.с., 1210 Нм, Евро-3 | Число передач КПП | 9 | 9 | 9 | Тормоза | барабанные, с АБС | барабанные, с АБС и электронной системой управления тормозами прицепа | вентилируемые диски спереди, барабаны сзади, АБС | Объем топливного бака, л | 450 | 690 | 400 | Аккумуляторы, Ач | 2х175 | 2х225 | 2х185 | Ток генератора, А | 65 | 80 | 90 | Блокировка дифференциала | нет | есть | есть | Дополнительный тормоз | моторный | моторный, EPG | на выхлопе, с пневмоуправлением | Пневмоподвеска заднего моста | есть | есть | есть | Противотуманные фары | нет | есть | нет | Комплектация | Кабина | низкая, одно спальное место | низкая, одно спальное место | возможна установка высокой кабины (+1500 евро) | Автономный отопитель | есть | есть | есть | Магнитола | нет | есть | нет | Экономика | Страна-производитель | Бразилия | Россия | Франция | Цена тягача, евро | 68 500 | нет данных | 67 000 | Авансовый платеж, евро | 6 850 – 13 700 (в зависимости от схемы лизинга) | 14 800 | 10 000 | Срок лизинга, лет/ количество платежей | 3.5/42 | 3.5/42 | 3.5/42 | Ежемесячный платеж, евро | 2 056 – 1 803 | 2000 | нет данных (платежи в рублях) | Итого, евро | 89 426 – 93 202 | 98 800 | нет данных | Страхование КАСКО | включено | включено | в зависимости от схемы лизинга | Страхование ОСАГО | не включено | включено | в зависимости от схемы лизинга | Сервисное осбслуживание | не включено | включено | не включено | Гарантия, мес. | 12 | 12+12 на двигатель и трансмиссию (ограничение по пробегу – 300 000 км) | 12 (24 при заказе до 1 июля) | Число авторизованных сервисов (в России) | 22 | 23 | 5 |
Текст: Николай Свистун Фото: фирмы-производители
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92
|