Колеса


  Журнал «Колёса» № 06 (92) 2005 

Операция "Лизинг": Раздувать штат или довериться профессионалам?

Сергей ЯковлевЧто такое лизинг, зачем он нужен и почему столь привлекателен для бизнеса – в наше продвинутое время уже никому объяснять не надо. Этот мощный инструмент привлечения инвестиций, обновления производственных фондов и легальной экономии на налогах с развитием бизнеса становится все более востребованным. Типично российский постулат о том, что хорошо все то, что свое, постепенно вытесняется чистой прагматикой: хорошо все то, что выгодно.

Лизинга становится все больше, и это – естественно и логично. Но куда важнее то, что он становится разным и обретает новые, доселе невиданные формы! Самая новая и, пожалуй, наиболее передовая из форм – это синтез операционного лизинга и аутсорсинга. О том, каков он в действии, нам рассказал заместитель генерального директора по связям с общественностью компании "Глобус-Лизинг" Сергей Яковлев.

Краткая справка

Компания "Глобус-Лизинг" основана в 1999 году, и в настоящее время является крупнейшей лизинговой компанией на Северо-Западе, где располагает пятью филиалами. Еще один филиал компании расположен в Москве. Лизинговый портфель "Глобус-Лизинг" на сегодняшний день составляет 5.3 млрд рублей. Доля лизинга автотранспорта в общей деятельности компании достигает 30%. Всего на балансе "Глобус-Лизинг" находятся порядка 4,5 тыс. автомобилей.

По большому счету, российский операционный лизинг насчитывает не так уж много крупных проектов, особое место в череде которых, несомненно, занимает проект компании "Глобус-Лизинг". Официально о его первых итогах было заявлено в январе сего года, однако стартовал этот проект несколько раньше и вовсе не на ровном месте. История восходит к году 2002-му, когда "Глобус-Лизинг" начал сотрудничество с "Дирол Кэдбери" – очень уважаемой и весьма известной компанией. Тут важно отметить несколько любопытных моментов, не слишком типичных для отечественного лизинга, наиважнейший из которых – сам факт обращения западной компании к российскому лизингодателю. Ведь обычно как оно случается? Да очень просто: иностранные организации предпочитают работать со своими партнерами – такими же иностранными организациями.

С другой стороны, одной из предпосылок для реализации именно операционного лизинга явилась организационная структура самой "Дирол Кэдбери". Интересная особенность – в этой компании транспортный отдел отсутствует как таковой! То есть автомобили есть – а специального подразделения нет. И все функции по управлению автохозяйством (и очень немаленьким, хочу заметить!) возложены на одного-единственного человека – флит-менеджера Татьяну Гавричкину. Хрупкая женщина – и целый, почти тысячеавтомобильный автопарк! В общем, та программа операционного лизинга, которую мы разработали и предложили "Дирол Кэдбери" для совместной реализации, оказалась весьма кстати.

Итак, что подразумевает операционный лизинг? Фактически, это органичный синтез финансовой аренды и аутсорсинга. То есть это своего рода совместное управление автопарком, когда все заботы по администрированию содержания автомобилей берет на себя лизинговая компания. Приобретение автотранспорта, государственная регистрация и страхование, ремонт и техническое обслуживание, прохождение техосмотра и даже сезонную смену колес – все эти услуги выполняет для "Дирол Кэдбери" наша компания. Клиент просто пользуется машиной – только и всего. Никакой головной боли. Все затраты включаются в лизинговые платежи и относятся на себестоимость, что в конечном итоге ведёт к минимизации налогооблагаемой базы лизингополучателя. А это, понятное дело, приятно и выгодно каждому.

Тем и хорош лизинг, что он позволяет платить меньше налогов легальным образом. А за счёт ускоренной амортизации (т. н. коэффициент 3) балансовая стоимость автомобиля уже через два года может равняться нулю. Кроме того, эта схема имеет и другие очевидные плюсы, недостижимые для наиболее распространенного в России банального финансового лизинга. Во-первых, это прямая экономия: наличие специальных программ с представительствами отдельных иностранных производителей (Ford, VW, Renault и др.), обусловленных нашими партнерскими отношениями, позволяет получать существенные скидки – как на сами автомобили, так и на их обслуживание. Естественно, всеми этими скидками пользуется клиент. Во-вторых, совместное управление автопарком позволяет высокооплачиваемым специалистам нашего многоуважаемого партнера сосредоточиться на собственной работе, а не ломать себе голову над тем, как избавиться от бюрократических проблем, связанных с очередным ТО – такого рода заботы мы берем на себя. В-третьих, операционный лизинг позволяет элементарно планировать расходы на транспорт на несколько лет вперед или, скажем, рассчитать "себестоимость торгового представителя". У нас все ходы записаны: мы можем прикинуть предполагаемый пробег и точно сказать, сколько будет стоить использование автомобиля каждый месяц. За такую ясную перспективу любая финансовая дирекция готова будет в ножки поклониться!

Более того, нами создана уникальная технология, благодаря которой максимально облегчается использование автомобиля в удаленных регионах. Неважно, где катается машина: столица ли это или же Владивосток какой – стоимость администрирования обслуживания этих автомобилей для клиента будет одинаковой.

А вот что делать с машиной по истечении срока лизинга – решать клиенту. Можно, оплатив за срок лизинга 70% стоимости автомобиля, оставить его лизингодателю и снять с себя всякие проблемы с его последующей реализацией. Другой вариант – продать автомобиль своему же сотруднику за 30% стоимости. Отличный способ мотивации ценного кадра! Трехлетний автомобиль за треть цены? Это же почти даром!

Но, согласно нашей практике, вероятен и такой исход: клиент вносит последний платеж и забирает машину себе. А далее – автомобиль либо продолжает работать на фирме, либо же попадает на вторичный рынок. Понятно, что рыночная цена такой машины будет куда выше "амортизационной" трети от первоначальной стоимости.

Программа операционного лизинга оказалась более чем работоспособной. В частности, наше трехлетнее сотрудничество с "Дирол Кэдбери" обернулось впечатляющей поставкой почти 300 автомобилей Ford, VW и др., которые будут работать более чем в 60 городах России! Причем более половины всех этих машин будут бороздить просторы регионов. За три года с этой компанией нами было подписано в общей сложности порядка 40 договоров, общая сумма по которым превысила 100 млн рублей! Подобный объем услуг для российского лизинга – это что-то новое.

Я ни секунды не сомневаюсь, что операционный лизинг и аутсорсинг – это будущее российского автолизинга. Большинство компаний на Западе работает именно по такой схеме. Так что широкое распространение операционного лизинга у нас – это всего лишь вопрос времени.

Еще справка

ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ – подразумевает неполный выкуп автомобиля лизингополучателем (прокат и аренда). К примеру, клиент выплачивает не 100%, а только 70% от стоимости автомобиля, после чего возвращает автомобиль лизингодателю. При оплате же лизингополучателем оставшихся (выкупных) 30% к нему переходит право собственности на автомобиль и он может распоряжаться им по собственному усмотрению: продать кому-нибудь или же продолжить его эксплуатацию.

ОПЕРАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ – в этом случае в лизинговые платежи включены затраты не только на плановое обслуживание автомобиля, а на все предвидимые сервисные услуги, кроме гарантийных или страховых случаев: замена масла и фильтров, промывка инжектора, замена тормозных дисков и колодок, амортизаторов, регулировка развал-схождения, сезонная замена резины, ее хранение и прочее.

АУТСОРСИНГ (внешнее управление) – осуществляется силами специально привлеченной сторонней организации, которая специализируется на внешнем управлении автопарком. В ее функции входит управление и администрирование обслуживания автомобилей клиента, для чего предварительно проводится анализ деятельности автохозяйства, выявляются пути оптимизации процесса эксплуатации и сокращения издержек.
При передаче функций внешнего управления лизинговой компании, у которой заключены договоры со специализированными СТО во многих городах России, стоимость администрирования (заключение договоров, сбор заявок на ТО, обеспечение своевременной оплаты ТО, документооборот и т. д.) для лизингополучателя будет одинакова вне зависимости от территориального нахождения автомобиля. Затраты, связанные с эксплуатацией автотранспорта рассчитываются и известны на три года вперед (что крайне важно для финансового планирования и управления компанией), включаются в лизинговые платежи и относятся на себестоимость. Аутсорсинг – наиболее распространенная на Западе форма эксплуатации автотранспорта в крупных, в т. ч. транснациональных, компаниях и корпорациях. В России же эта деятельность возникла и стала развиваться только три года назад.

Сайт компании "Глобус-Лизинг": http://www.nw-leasing.ru/
Текст: Кирилл Бревдо
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-