Колеса


  Журнал «Колёса» № 06 (92) 2005 

Отдел доставки

Заказ запчастей

"Любые запчасти в наличии и на заказ" – обещают рекламные объявления. Насчет "любых в наличии" – такое, конечно, вряд ли возможно, но что касается "любых на заказ" – вот это уже реально. Действительно, на заказ могут доставить любую деталь для любого автомобиля – дело лишь в наличии клиента. Вот ему-то, пожалуй, и приходится сложнее всего.

Отдел доставки // Заказ запчастей

Пространство, время и деньги


Самое первое, что обращает на себя внимание в заказе запчастей, – это цены. Разброс их весьма велик – стоимость одной и той же детали может отличаться в 2-3.5 раза. Первое, что влияет на цену новой детали, – это принадлежность ее к группе оригинальных или неоригинальных запчастей, где первые сразу оказываются как минимум в 2 раза дороже.

Напомним, что "оригиналом" (они же OE – Original Equipment) называют запчасти, используемые заводом на конвейере при сборке новых автомобилей, а "неоригиналом" (они же Aftermarket) – запчасти, предназначенные только для ремонта. "Оригинал" может выпускаться либо непосредственно заводом-изготовителем машины, либо фирмой-поставщиком, однако всегда такая деталь имеет маркировку с брэндом производителя автомобиля. Таким образом (номинально) гарантируется качество запчасти и ее соответствие всем нормам производителя машины. Другой важный момент: "оригинал" закрывает целиком весь спектр деталей, необходимых для ремонта автомобилей. Производители поддерживают запчастями абсолютно всю линейку выпущенных ими машин, вплоть до самых редких версий и самых старых моделей.

Что нужно знать о своей машине при заказе запчастей

При заказе НЕОРИГИНАЛЬНЫХ запчастей чаще всего бывает достаточно назвать марку и модель автомобиля, год выпуска, объем двигателя, тип коробки передач (механическая или автоматическая). Иногда может потребоваться также информация о наличии в машине АБС и типе привода (на одну ось или полный). При заказе ОРИГИНАЛЬНЫХ запчастей скорее всего спросят VIN (идентификационный номер) автомобиля, который указывается в "Свидетельстве о регистрации ТС" и содержит 17 знаков из букв и цифр. Для машин итальянского производства также может понадобиться номер RICAMBI, который указывается на подкапотной шильде. Для французских автомобилей могут попросить все данные с подкапотной шильды полностью. Для Audi и VW – указать тип двигателя, который наносится на блок цилиндров и состоит из 2 или 3 знаков.

В свою очередь, "неоригинал", как правило, выпускается только по ряду наиболее ходовых и пользующихся спросом деталей для массовых серий машин, начиная от 3 – 5 лет с момента выпуска модели и заканчивая в среднем 10 – 15 годами с момента прекращения ее производства. Таким образом, более дешевый "неоригинал" можно найти отнюдь не для любого автомобиля и не на все группы запчастей. "Неоригинал" может изготавливаться самыми различными фирмами: теми же поставщиками на конвейер, целым рядом производителей, специализирующихся исключительно на Aftermarket- запчастях, и, наконец, изготовителями подделок под популярные брэнды. Отсюда очень большой разброс качества на рынке неоригинальных деталей, где всегда существует вероятность купить подделку. Правда, и с "оригиналом" в этом плане не меньше проблем, но об этом чуть позже.

Второе, что определяет цену заказываемой детали, – это место, откуда она поставляется. Заказчикам Петербурга оригинальные и неоригинальные запчасти доставляют из страны – производителя автомобиля, а также с оптовых складов Финляндии и Москвы. Здесь наименьшую стоимость имеют запчасти, привезенные из страны-производителя, в случае поставки из Финляндии и Москвы цена на деталь будет увеличена на 20-30%. Но при этом и сроки доставки запчастей из Москвы и Финляндии самые короткие – деталь могут привезти за 2 – 5 дней. В свою очередь, из Европы запчасти едут от 7 до 14 дней, а из Японии, Кореи и США – от 14 до 30 дней. Особняком стоит быстрая доставка самолетом, наиболее часто практикуемая для деталей из США. Ценообразование здесь следующее: стоимость самой запчасти плюс 7 – 10 долларов за 1 килограмм ее веса.
Еще один важный момент – наличие деталей. Здесь каждая страна-производитель машины всегда отвечает запросу, позволяя доставить как минимум любой "оригинал", поскольку его поддерживает сам завод. Ассортимент московских и финских складов, конечно, очень обширен, однако для различных редких или старых моделей, особенно "японцев" и "американцев", там не всегда есть нужная запчасть. Кроме того, может возникнуть ситуация с посредниками, также  влияющая на стоимость запчасти.  В одном случае, если фирма работает только с одним складом-поставщиком, то она разместит заказ у него, а тот разыщет деталь по другим оптовикам и, накинув свою маржу, привезет к себе на склад, откуда запчасть и отправится в магазин заказчику. Если же компания сотрудничает с разными поставщиками, то деталь приедет напрямую.

И, наконец, третий фактор, влияющий на цену доставляемой детали, – это место, где ее заказывают. Как известно, в розницу запчасти реализуются и, соответственно, доставляются на заказ, у официальных дилеров, предлагающих только "оригинал", и у сторонних коммерческих фирм, занимающихся и ОЕ, и "неоригиналом". Здесь официальные дилеры гарантируют заводское качество любой привезенной запчасти, но при этом их цены оказываются выше в среднем на 15 – 25%, чем у сторонних фирм-продавцов. В целом такие компании и создают рынок, конкурируя с дилерами и по стоимости, и по срокам доставки. Однако для непосредственного розничного заказчика-автовладельца тут присутствует определенная проблема, поскольку не все фирмы работают одинаково.

Русские страшилки


Пожалуй, самая относительно безобидная проблема, с которой приходится нередко сталкиваться автовладельцу при заказе запчастей, – это более долгий срок доставки детали, чем было обещано вначале. Явление это весьма распространенное и встречается при заказе запчастей у всех – и у сторонних фирм, и у официальных дилеров. Впрочем, на то, как правило, имеются вполне объективные причины, связанные вовсе не с каким-то нежеланием работать, а с комплектованием грузов на месте отправки, поскольку запчасть не везут персонально (варианты с услугами Ди-Эйч-Эл и т. п. рассматривать не будем), а доставляют в числе других крупным морским, ж/д или автотранспортом. Хотя не исключен и рассмотренный выше вариант с посредниками, а также случаи с прямой дезинформацией, когда клиенту заведомо обещают более короткие сроки.

А теперь о вечном – подделках на рынке запчастей. Здесь заказ является особенно благодатным полем, поскольку саму деталь покупатель еще не видит, а деньги за нее уже заплатил. (Как правило, заказ з/ч осуществляется по 100%-ной  предоплате.) Таким образом, очень просто может оказаться так, что вместо обещанного Bosch или Kayaba клиенту доставят какую-нибудь азиатскую подделку. Тем более грубо выглядит обман, когда подобные изделия привозят и выдают за самый настоящий "оригинал", который недорогим не бывает по определению. Особенно часто это практикуется при заказе запчастей для "японцев" и "корейцев", где под видом качественных японских производителей трудится Индия, Китай и иже с ними. Справедливости ради отметим следующее. Бывает, что и сама фирма, где размещался заказ, оказывается дезинформирована о происхождении и качестве запчастей, особенно, если поставка идет через склад посредника. Впрочем, от этого, что называется, не легче.

Ваши права


Очень многие автовладельцы почему-то забывают, что торговля запчастями, как и любая другая, полностью подчиняется "Закону о правах потребителей". Эту тему в полной мере – о гарантиях, ответственности продавца, возможностях возврата и т. д. – мы обязательно осветим в одном из будущих номеров. А сейчас остановимся на  главном, что относится к заказу запчастей.

Первое: если сроки, в которые автовладельцу должны были привезти запчасть, истекли, а деталь все еще не поступила , он может потребовать вернуть ему деньги, которые внес в качестве предоплаты. Разумеется, надо быть готовым к тому, что принимавший заказ продавец не достанет тут же сумму из кассы. Скорее всего, придется общаться с администрацией, писать заявление с указанием паспортных данных. И, что многих сбивает с толку, – слушать самые разнообразные отговорки, что деньги "в принципе" не возвращаются, уверения в том, что запчасть уже в пути и вот-вот приедет и т. д. Однако это обычные попытки магазина не отдавать полученную оплату. Если действительно автовладелец устал ждать, то при той или иной степени настойчивости он деньги свои сможет вернуть.

То же самое касается и случая, когда вместо детали обещанного качества и категории была доставлена запчасть, которая автовладельца по этим пунктам не устраивает. Сопротивление магазина, само собой, будет не меньшим – мол, "бери, что дают". Но если автовладелец-заказчик не хочет брать малайзийскую подделку, то у него есть полное право потребовать свои деньги назад.

Текст: Михаил Щелоков
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №92 за Июнь 2005 / №92


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-