Колеса


  Журнал «Колёса» № 05 (91) 2005 

А Формула – в пятерочке

В прошлом номере, обозревая новинки нюрнбергской международной выставки игрушек, мы уже испугали читателя дикими евро – то был золотой бульдозер. Отличный, просто замечательный немецкий бульдозер от Graupner Modellbau. Красоты неописуемой. Но нереально дорогой – €12 000 евро. Сегодня будем пугать скоростью. Ну и евро, конечно, тоже – но уже в меньшей степени. Вы готовы?

Ferrari F1-2000, масштаб 1/5

В один прекрасный день в редакцию позвонили из "Toy & Hobby Питер" и чрезвычайно заговорщицки пригласили нас поспешить увидеть "кое-что весьма интересное". Ехать надо было срочно, ибо это интересное собиралось пробыть в Петербурге очень и очень недолго: готовилось к отправке в США. Мы успели. И увидели красную формульную Ferrari F1-2000, датированную миллениумом, в самом большом из ныне существующих масштабов – пятом.

Королевские автогонки – они и в масштабе королевские. Машина, которая на фотографиях, способна разгоняться до 200 км/ч – это самая быстрая радиоуправляемая модель из ныне существующих! И, наверное, одна из самых дорогих: данный экземпляр оценивается в 4 800 евро. Новую "девятку" купить можно! Но у новой "девятки" не будет ни перфорированных дисковых тормозов "по кругу", ни настоящей "формульной" подвески, ни сверхпрочных, истинно хай-тековских, карбон-кевларовых спойлеров. А здесь – есть.

Широкий рабочий диапазон бензинового мотора позволяет обойтись без КПППерфорированные тормозные диски – это уже элемент тюнинга

Правда, перфорированные тормозные диски не входят в стандартную комплектацию: это вещички из разряда "хоп-апов". Иными словами – тюнинг. Равно как и резина: стандартные, усредненные шины заменены на другие, которые специально подбирались с учетом специфики климатических условий и оптимизированы для использования в температурном диапазоне от нуля до плюс двадцати пяти по Цельсию. Кстати, клиент одновременно с гоночными сликами заказал и колеса с протектором – дождевые. А вот чехлы с подогревом для покрышек – как на настоящих формульных болидах! – заказывать не стал. Хотя в списке аксессуаров они очень даже значатся.

Ferrari F1-2000, масштаб 1/5

Конструкция "формулы" – очень серьезная. Машина почти целиком металлическая – это своего рода hi-end в автомодельном мире. Еще бы! – представляете, какие нагрузки приходят на шасси по достижении двухсоткилометровой "максималки"? Усилие на рулевом управлении достигает 30 кг/см! Чтобы машина не превратилась в неуправляемый снаряд, рулевое оборудовано аж двумя сервомашинками – по 16 килограммов каждая. Кстати, на предельных скоростях начинает работать аэродинамика: она здесь не абы какая – для пущей красивости, – а действительно серьезно просчитанная. А вот коробки передач нет – характеристики двигателя таковы, что в ней отсутствует всякая необходимость.

Двигатель здесь не простой, а двухтактный ДВС объемом 23 см³. Питается смесью обычного 95-го бензина и масла – общее количество последнего ограничивается пятью процентами. Вместе с машиной из Германии прислали график стендовых замеров мотора. Так принято? Вовсе нет. Просто этот двигатель, выпускаемый фирмой Zenoah, относится к совершенно новой, 586-й, серии; и наша Ferrari стала одной из первых машин, на которую этот двигатель был установлен. По словам представителя "Toy & Hobby Питер", этот мотор приблизительно на 20% мощнее аналогичных силовых агрегатов! А вот что показали испытания: двигатель развивает 5.08 л. с. при 18 955 об/мин, а максимальный крутящий момент в 2.64 Нм наступает при 13 500 об/мин.

Ferrari F1-2000, масштаб 1/5Кинематика подвески навеяна настоящей, большой Формулой“Компьютерное” ДУ от Hitec

Машина сделана в Германии руками мастеров из FG Modellsport GmbH – эта фирма специализируется исключительно на больших моделях масштаба 1/5 и 1/6. Это, между прочим, не только "F1", но и другие "шоссейки", и багги, и траки всякие разные. Заметьте: автомобиль выпускается, но не собирается. То есть, будучи истинно профессиональной моделью, она попадает в руки хозяина в виде "кита" - то есть в разобранном до винтика состоянии и с некрашеным кузовом. Сей факт, в общем, и послужил причиной путешествия этой Ferrari в Россию: клиент захотел получить полностью готовый к употреблению продукт. Меж тем, в продвинутой Европе собрать модель из запчастей – это целая проблема! У нас же, как оказалось, могут собрать что угодно. И ведь собрали же и даже настроили – к тому же без инструкции! – в очень оперативные сроки: всего за 48 часов. Слесарные и малярные работы потребовали усилий целой команды из пяти человек. Любопытно, что вначале болид "заточили" под недостаточную поворачиваемость, однако по просьбе хозяина она была перенастроена на избыточную. После чего провели ходовые испытания – и машина отправилась на ПМЖ в США.

Один к пяти

Пятый масштаб – это самые крупные и технически достоверные модели, наиболее близкие с точки зрения конструкции к настоящим автомобилям. Более того, методы пилотирования "пятерок" радикально отличаются от "мелкомасштабных": больший вес и размеры делают модели более реалистичными в управлении – меньше так называемый момент случайности. "Пятерочки" не так восприимчивы к качеству покрытия (речь идет о "шоссейках") и более точны в реакциях, однако при этом они куда более требовательны к настройке шасси и мотора.
Значительная скорость и габариты этих автомобилей делают их практически непригодными для использования в помещениях. Да и для увеселительных целей пятый масштаб не идеален: это фактически гоночная техника, для суперпрофи – на ней участвуют в серьезных соревнованиях. Для этого строятся специальные трассы и даже возводят целые стадионы – с трибунами и зрителями! Наиболее популярен спорт такого размера в Германии.
До недавнего времени в пятом масштабе доминировали исключительно модели с ДВС. Однако с появлением бесколлекторных электродвигателей и аккумуляторов нового поколения – легких Li-Pol-батарей, способных выдерживать высокие токи разряда, – "электрички" получили возможность взять реванш. Уже существуют модели, способные работать без подзарядки до нескольких часов! То ли еще будет...

Текст: Кирилл Бревдо
Фото: Роман Останин и FG Modellsport GmbH
Статья опубликована в журнале "Колеса" №91 за Май 2005 / №91


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-