Наша страна еще только начинала празднование Дня защитника Отечества, а в немецком Ульме уже принимали последние заявки на участие в Setra Grand Prix 2005. В шестой раз Кубок Вызова прошел на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг с 1 по 3 апреля. Самый популярный в мире конкурс среди водителей автобусов Setra и на этот раз объединил участников девизом "Обучение. Практика. Незабываемость". Участники – это 120 лучших транспортников из 25 стран Европы и США. Их могло быть и больше, но организаторы сознательно ограничили число участников. Счастливчики отбирались жеребьевкой по одному человеку от транспортной компании. От России в этом году выступали двое – Николай Каштанов из "Нева Трэвэл" и Анатолий Глачаев из "Мострансавто" (в 2003-ем был только один водитель из "Мострансавто"). Их задача на время Гран При – не подражать спортсменам, выступающим в трак-рейсинге, а проявить мастерство управления туристическим автобусом. В отличие от других видов борьбы на трассе, скорость здесь – не самое главное. А вот экономичность, безопасность, контроль габаритов и умение маневрировать с точностью до сантиметра – как раз и есть соль Setra Grand Prix. Закономерен вопрос: почему такие соревнования проводит Setra и не проводят другие производители автобусов? Ответ кроется в огромной популярности этой марки у туроператоров и транспортных компаний, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. В настоящее время доля холдинга EvoBus, куда наряду с маркой Mercedes-Benz входит Setra, составляет в Европе 28.5% – больше, чем у кого бы то ни было. Только за прошлый год продано более 2 700 автобусов Setra, что на 44% больше, чем в 2003 году. Кстати, это самый успешный результат за всю историю компании. И когда налицо столь впечатляющие рыночные успехи, руководство может позволить себе проведение Grand Prix. К тому же это не мероприятие "для себя, любимых", а настоящий слет поклонников марки, построивших на ней прибыльный бизнес. Здесь люди обмениваются опытом и советуются, приобретают новые навыки и закрепляют старые, проводят – и такое бывает – "работу над ошибками и заблуждениями". Первый Большой Приз немецкой марки проводился в 1992 году. И вряд ли сами организаторы могли предположить, насколько популярным станет это мероприятие. До конца прошлого века прошли еще три соревнования – в 1996-ом, 1998-ом и 2000-ом гг. А новый век Setra Grand Prix "распечатал" в 2003 году. Тогда померяться силами собрались 120 водителей (чуть не написал
|
|
Лучшая десятка по итогам Setra Grand Prix 2005 | Место | Баллы | Водитель | Страна | 1. | 822 | Томас Исакссон | Швеция | 2. | 805 | Ролан Хеслер | Германия | 3. | 802 | Мэйки Вильтфанг | Германия | 4. | 798 | Мирослав Бобчук | Польша | 5. | 797 | Марио Лопез | Португалия | 6. | 796 | Маттиас Амбергер | Германия | 7. | 791 | Теодорос Карамитрос | Греция | 8. | 790 | Джон Клемент | Люксембург | 9. | 789 | Мартин Нолл | Германия | 10. | 788 | Клаус Пфайфер | Австрия | |
|
"спортсменов") из 21 страны. И каких результатов они добились! В дисциплине "Экономичное вождение" десять лучших водителей показали среднюю скорость прохождения дистанции 54.98 км/ч при среднем расходе топлива 34.85 л/100 км. А водители, занявшие десять последних мест, проехали гоночное кольцо Нюрбургринга со средней скоростью 55.46 км/ч и показали средний расход топлива 48.70 л/100 км. Иными словами, за небольшую разницу в скорости (0.48 км/ч) они заплатили увеличенным расходом дизтоплива, да каким – в 13.95 л/100 км! Представляете, какова реальная разница между участниками соревнований и теми, кто на них не попал? В прошлый раз сильнейшие профессионалы колесили по Нюрбургрингу за рулем разных моделей автобусов Setra. Например, в дисциплине "Экономичное вождение" водители садились за руль 4-звездной модели S415 HD с двигателем мощностью 422 л.с. "Безопасное вождение" участники сдавали на S415 HDH (4 звезды, 476 л.с.). А в категории "Искусство маневрирования" использовались S315 GT-HD. В этом году на трассе Grand Prix были исключительно новейшие модели Top Class 400: на экономичном вождении – S415 GT-HD, на безопасном – S416 GT-HD и на маневренном – S415 HD. Нынешние задания были идентичны заданиям двухлетней давности, но на накале страстей это никак не отразилось: подавляющее большинство участников приехало на соревнования впервые. Что предстояло выполнить лучшим водителям Европы и США? По определению организаторов – "практические упражнения, направленные на совершенствование навыков, требуемых при управлении туристическим автобусом". Например, в секции "обучение безопасности" сидящему за рулем требовалось удержать автобус на скользкой дороге, объезжая препятствия. В секции "экономичное вождение" нужно было проехать 5 139 м гоночного кольца на высокой средней скорости, показав минимальный расход топлива. На "зимнем пятачке" ведущая ось "обувалась" в цепи противоскольжения с засечкой времени. А в "тесте на мастерство" водителям предстояло раскрыть весь потенциал при диагональной парковке задним ходом, наезде на контрольную точку, маневрировании у стенки, скоростной "змейке" и въезде в узкие ворота. Все это должно было показать, насколько квалифицированно могут управлять автобусом в различных ситуациях водители Setra. Кстати, по словам представителя брэнда Setra Вернера Штайба, эти практические упражнения базируются на собранной информации обо всех аспектах работы водителя автобуса. Но – хватит подробностей, главный судья Кубка Вызова дает отмашку, соревнования начались. Если вы думаете, что диагональная парковка в обставленном конусами пятачке – пара пустяков, то советую попробовать повторить этот элемент хотя бы на своей машине. А теперь представьте, что в ваших руках не руль малолитражки, а автобуса, не оснащенного парктроником. Представили? Едем дальше. Сейчас нужно правым передним колесом наехать на выступ с контрольной кнопкой меньше ладони и остановиться прямо на ней. Проезд без остановки, "недолет" и "перелет" не считаются. А вот вам и "стеночка": углом бампера требуется уложить в повороте столбики так, чтобы конусы устояли на месте. Несбитые вешки, равно как и заваленные "на лопатки" ограничители наказываются штрафом по 5 секунд за каждую. Что, вспотели? И это еще не все. Теперь нужно с замахом вписаться в ворота, где между столбами и бортами автобуса с каждой стороны остается по спичечному коробку, не больше. А затем – войти в коридор и прописать в конусах "змейку". После этого вас ожидает "яма", которую имитируют старые покрышки. Опять "ворота", разгон и уход с прямой траектории под светофор. И только затем – финиш, на котором точность остановки меряется специальной линейкой в коридорчике шириной менее 30 см. Как видите, испытания не для слабонервных, а ведь это только одно из контрольных упражнений. Впрочем, атмосфера соревнований дружеская. Никто никого не утомляет советами или нотациями, а если нужно – подскажут. Кстати, перед началом Гран При инструкторы показали и рассказали, как лучше всего выполнять то или иное упражнение. Дальше все зависело от самих водителей. И хотя наши на этот раз не попали в первую десятку, полученный опыт им непременно пригодится. Ведь на следующий Setra Grand Prix русские тоже поедут – быть может, уже за призовыми кубками. А на этот раз все было предсказуемо: из десяти сильнейших четверо оказались из Германии. Кстати, третье место заняла женщина! И она среди участниц была не единственной фрау – вместе с ней в когорту лучших вошли еще пять ее соотечественниц. Вот вам и "слабый" пол... А тем, кто в силу волнения или других причин не реализовал свои амбиции, теперь придется запастись терпением как минимум на два года. До следующего Setra Grand Prix.
Текст: Александр Трохачёв Фото: автора
Статья опубликована в журнале "Колеса" №91 за Май 2005 / №91
|