Колеса


  Журнал «Колёса» № 05 (91) 2005 

Грузим на спину

Автомобильные багажники

Hе говоря уже о даче и туризме, само наличие машины то и дело подталкивает к тому, чтоб отвезти на ней что-нибудь такое "большое и нужное". Поэтому, наверное, каждый, даже необремененный домашним хозяйством, автовладелец рано или поздно задумывается о верхнем багажнике – вещи относительно недорогой, компактной и простой в использовании. Тем более что при том разнообразии конструкций, которые разработаны на сегодняшний день, всегда можно подобрать подходящий вариант.
Производителями разработан ряд вариантов крепления багажника к кузовуПроизводителями разработан ряд вариантов крепления багажника к кузовуПроизводителями разработан ряд вариантов крепления багажника к кузову

Держись крепко

Прежде всего багажники различаются по способу крепления на крыше автомобиля. Существуют такие варианты: установка в специальные штатные отверстия – "лючки" – в крыше, которые имеют многие современные иномарки, и на водостоки над дверью – такой крепеж поддерживают старые иномарки, а также ИЖи, ГАЗы, УАЗы и ВАЗы. Правда, кроме "2110" и "2112", для которых, непонятно почему сконструированных без соответствующих устройств (видимо, они считаются представительской и спортивной моделями), отечественными изобретателями придумана система крепления "под дверь". Ее же применяют и при установке багажника на некоторые иномарки, изначально не предназначенные для подобного использования. Как отдельная система выступает крепление на продольные опорные дуги, т. н. рейлинги, они еще на заводах устанавливаются на очень многие модели хэтчбеков, универсалов и внедорожников. Рейлинги можно купить отдельно и закрепить в штатные отверстия на крыше, а то и просто прикрутить "намертво" саморезами или винтами. Преимущества системы с рейлингами состоят в удобстве при постоянном пользовании багажником: ставить/снимать поперечины в этом случае гораздо удобнее, чем каждый раз прицеливаться в лючок. Но в то же время, если багажник нужен лишь от случая к случаю, вряд ли есть смысл специально устанавливать рейлинговую систему – лучше подойдет конструкция с обычными поперечинами на опорах, которая снимается полностью, освобождая автомобиль от элементов "утилитер". Вообще, многое зависит от эстетических запросов. Рейлинги (как и весь багажник) определенно не портят и даже, наоборот, делают особенным вид (имидж, если угодно) внедорожника, у которого багажник часто – элемент тюнинга. Не могут они, наверное, особо повредить и облику универсала, где смотрятся вполне гармонично. Но вот что касается хэтчбеков и, особенно, седанов – это вопрос сугубо индивидуальный.
Оригинальная система: рейлинг с пазом и перемещаемые поперечиныБагажники позволяют варьировать "навесное" для разных нужд

Что везем?

Для транспортировки "длинномеров" – лодок, лыж, досок, предметов мебели и тому подобных вещей – никакие специальные приспособления оказываются не нужны: груз просто кладется на поперечины и фиксируется резиновыми жгутами. Но вот если есть необходимость везти несколько небольших коробок, мешков, рюкзаков и т. п., то уже требуется дополнительное приспособление – специальный "настил" или "поддон", которые закрепляются на поперечины , не давая грузу лечь на крышу. Нередко производителями предлагаются к ним также сетки из резиновых жгутов или чехлы из непромокаемой ткани, позволяющие закрепить груз надежно, не давая ему рассыпаться во время транспортировки. В ряде моделей такой настил изготавливается как единое целое с поперечинами – это удобно тем, кому подобный багажник нужен постоянно. Эстетически это прекрасно сочетается со стилем "джиппер", но у легковых машин такая конструкция выглядит громоздко и "по-совковому" уродливо, к тому же неблагоприятно влияет на аэродинамику автомобиля, а еще и шумит на скорости. Что касается соответствия конструкций, то в большинстве своем все современные багажники универсализированы и стандартизированы. Поэтому, выбрав сначала основные узлы – поперечины с нужной системой крепления (на рейлинги или на кузов), – можно подобрать и дополнительные навесные приспособления, которые легко меняются одно на другое, при этом возможна и комбинация между изделиями разных изготовителей.
Типичное штатное оснащение хэтчбеков, универсалов и внедорожников – рейлинги и поперечины, предназначенные для нихТипичное штатное оснащение хэтчбеков, универсалов и внедорожников – рейлинги и поперечины, предназначенные для нихТипичное штатное оснащение хэтчбеков, универсалов и внедорожников – рейлинги и поперечины, предназначенные для них

Современный box

Одной из самых современных разработок в области дополнительных навесных приспособлений багажников стали "боксы" – уже хорошо всем знакомые пластиковые "футляры" обтекаемой формы. На сегодняшний день как зарубежными, так и отечественными производителями разработано великое множество таких конструкций самой различной формы, цвета и объема. Плюсы бокса, во-первых, в удобстве пользования и в условиях перевозки груза: не надо ничего долго упаковывать и привязывать – можно просто по-быстрому побросать в него все, что помещается, захлопнуть крышку и ехать. Другое достоинство – в его эстетичности. Многие автовладельцы не любят обычных открытых багажников, находя, что они сильно портят вид легковой машины, "опрощая" ее вид. В этом смысле бокс, будучи подобран со вкусом, не только не портит экстерьера машины, но и способен даже внести в него своеобразный дополнительный имиджевый элемент, украсив его, особенно если речь идет о внедорожнике. Кроме того, он меньше влияет на аэродинамику, чем просто "мешок", и при нормальной скорости практически не создает шума. Однако во всех плюсах "футлярности" скрывается и основной недостаток – строгая ограниченность объемов и размеров перевозимого груза, когда из-за какого-нибудь лишнего сантиметра крышку уже и не закрыть. Поэтому тем, кто привык грузить свой автомобиль как ослика, бокс вряд ли подойдет – возить в нем ящики и доски не получится. Зато тем, кому требуется просто найти дополнительное пространство под не особо габаритные вещи (например туристское снаряжение, одежду и т. п.) бокс может стать отличным вариантом решения проблемы. Тем более что при необходимости его можно просто на время снять и, оставив у багажника одни поперечины, везти длинномер либо, поставив настил, грузить "мешковатое".
Крепления, запираемые на ключ, сегодня очень популярныКрепления, запираемые на ключ, сегодня очень популярны

И еще назад!

Кроме традиционных багажников, устанавливаемых на крышу, в последнее время в моду входят специальные задние багажники для внедорожников и (реже) хэтчбеков, предназначенные для перевозки спортивных снарядов – велосипедов, сноубордов, серфинговых досок и лыж... Они навешиваются на заднюю дверь машины, имея, в зависимости от конструкции, опору на проем под дверью (у хэтчбеков), на бампер, а также дополнительную консоль у кронштейна крепления запасного колеса (у внедорожников). Эстетичность задних багажников вряд ли кто подвергнет сомнению: подвешенный сзади горный велосипед или "серф" смотрятся весьма стильно, выступая как имиджевый элемент в модном духе "спорт и экстрим". Правде, при движении "по природе" такие багажники оказываются хуже обычных: с грузом они удлиняют задний свес, провоцируя на неровной дороге большую раскачку и уменьшая задний угол проходимости. Однако они же нередко оказываются очень полезным и нужным дополнением к обычному багажнику на крыше, давая возможность при желании увезти на автомобиле "целую турбазу".
Багажный бокс – утилитарный и имиджевый элемент одновременноБагажный бокс – утилитарный и имиджевый элемент одновременноБагажный бокс – утилитарный и имиджевый элемент одновременно
Текст: Михаил Щелоков
Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №91 за Май 2005 / №91


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-