Kомфортабельный загородный дом немыслим без гаража, который либо сразу закладывается в проект, либо пристраивается к купленному строению. И если двери в доме хозяин ставит красивые и надежные, то и гаражные ворота должны им соответствовать как по качеству, так и с точки зрения эстетики.
На вкус и цвет
Все гаражные ворота, которые используются в частном секторе, можно разделить на три вида: распашные, подъемно-поворотные и подъемно-секционные. Первые представляют собой всем хорошо знакомую, можно даже сказать "традиционную историческую", конструкцию из одной, либо двух, открываемых друг от друга створок на петлях. В силу простоты их устройства (и, соответственно, невысокой цены) и монтажа (их можно даже сделать самому) такие ворота ставят у нас в России повсеместно, но вот на Западе от них уже отказываются. Главная причина тому – приходится постоянно расчищать от снега и наледи большую площадь перед воротами, необходимую для того, чтоб открылись створки. Очень мало кому в Европе нравится каждое утро, перед тем как выкатить машину из гаража, интенсивно работать лопатой или ломиком. В России же, как известно, климат таким упражнениям благоприятствует особенно.
Меньшее пятно потребуется расчищать перед подъемно-поворотными воротами, представляющими собой единую металлическую створку-щит с открыванием по принципу "на себя – вверх – от себя". Ворота подаются вперед на себя, затем отталкиваются от себя наверх и едут с помощью роликов и пружин по направляющим внутрь гаража, целиком "прячась" под потолок.
Основная проблема в такой конструкции – очень небольшие возможности утепления и защиты от сквозняков, поскольку само техническое устройство этих ворот требует наличия определенных зазоров для открывания. Однако для гаража преимущественно летнего или такого, в котором владелец подолгу находиться не собирается, эти ворота могут выглядеть довольно неплохим вариантом. Во всяком случае у многих европейцев данная конструкция пользуется спросом, поскольку продается по доступной цене (от 450 евро за изделия от известных фирм).
И, наконец, третий вид – это подъемно-секционные ворота, самые технически передовые конструкции на сегодняшний день. Они представляют собой щит, набранный из горизонтальных секций по принципу "гребень-паз" (как вагонка), скрепляемых между собой с помощью петель. При открывании такая конструкция просто поднимается вертикально вверх, уходя по специальным направляющим под прямым углом внутрь гаража. Такая система очень удобна для автовладельца. Ведь чтобы открыть гараж, здесь не надо ничего расчищать, можно поставить машину перед воротами вплотную, есть все возможности для утепления. Правда, за комфорт придется заплатить – у ведущих производителей цены на такие ворота начинаются от 600 евро в самом простом базовом варианте. Однако популярность данной конструкции во всем мире и в России только растет. Естественно, что при покупке или строительстве хорошего загородного дома у владельца появляется желание его соответственно оборудовать.
Тем более что мировыми производителями, помимо размерности, сегодня предлагается большое количество вариантов исполнения таких ворот. Например, инженерами компании HORMANN создана оригинальная секция со стенками из металла, между которыми находится твердый пенополиуретан. Таким образом, получается легкая, прочная и теплоудерживающая конструкция, позволяющая делать секции разной толщины, рисунка и цвета. В качестве эксклюзивного варианта выступают подъемно-секционные ворота с секциями из цельного дерева в различных исполнениях, которые известные фирмы предлагают по цене от 2 500 евро. Особая престижность и даже, можно сказать, "символизм" таких ворот не вызывают сомнения. Единственный минус состоит в том, что в российском климате дерево может разбухать, рассыхаться и т. д., отчего ворота требуют периодического обслуживания – обработки секций специальными средствами. Эти работы, само собой, придется оплачивать отдельно. Впрочем, для того, кто способен заплатить подобную сумму за ворота для гаража, такие траты вряд ли составят проблему.
Руками не трогать
Автоматика всегда привлекательна, причем не только с точки зрения практического комфорта, но даже и как бы сама по себе. Поэтому, наверное, не стоит долго рассуждать на тему "кому нужен автоматический привод для гаражных ворот, а кому нет". Если есть возможность и личное желание доплатить еще от 300 евро к заказанным воротам, то удовольствие обеспечено.
Конструктивно привод представляет собой обычный электромотор с питанием от сети
220 В, оснащенный системой механических тяг, поднимающих и опускающих ворота. Что касается управления, то здесь производители приводов для частного сектора поставляют в базовой комплектации системы с пультом ДУ, а уже по желанию устройство можно дооснастить стационарными системами управления в виде "кнопок" на стене. Приводы выпускаются разной мощности, конструктивного исполнения и функциональности. Наиболее технически передовые модели позволяют программировать, например, таймер включения-выключения света, имеют табло с высвечиванием исполняемой задачи и т. д.
Сделать автоматическими можно ворота любого типа – мировыми производителями разработаны и поставляются приводы для всех выпускаемых ими конструкций. В первую очередь просятся на автоматизацию, конечно же, подъемно-секционные ворота. Тут комфорт и удовольствие вне конкуренции: подъехал, нажал кнопку, ворота открылись, въехал, вышел, нажал кнопку, закрылись – и домой на чай. Не надо думать "не близко ли встал к воротам" – вертикально поднимающаяся дверь автомобиль не заденет.
Но вот для распашных ворот, которыми регулярно пользуются зимой, автоматический привод, пожалуй, теряет весь свой смысл: после ручного труда по очистке пяти квадратных метров от снега, удовольствие от открывания кнопкой выглядит несколько искусственным. Хотя для подъемно-поворотных конструкций, где в случае снегопада расчищать нужно меньше, "автоматика" может быть уже вполне оправдана и, особенно летом, когда чаще всего нужно просто въезжать-выезжать, действительно выступает как помощник. Правда, здесь тоже, как и в распашных, пользуясь приводом, всегда нужно контролировать расстояние от остановленного автомобиля до ворот – иначе дверь, открываясь, ударит по машине.
Что же касается таких отечественных реалий, как отключение электричества, то для подобных случаев в хороших системах все предусмотрено, и "замерший" привод не становится "камнем преткновения". Он просто как бы "перестает существовать" на время прекращения подачи тока, и ворота можно легко открывать-закрывать вручную.
Без риска для здоровья
"Любой тяжелый предмет, отрываемый от опоры, и любой движущийся механизм могут представлять опасность" – такая обобщенная формулировка из руководств по охране труда напрямую относится и к гаражным воротам.
В самом деле, открываемые наверх ворота действительно могут вызывать, что называется, смутные опасения: "а не сорвется ли все это на голову, не придавит ли, если случится зазеваться". Пожалуй, именно по данному параметру – вопросу гарантированной безопасности для пользователя – и стоит проводить оценку качества систем разных фирм. В продукции от мировых производителей эта тема разработана с величайшей дотошностью, иначе американцы и европейцы ничего покупать не станут. А в случае возникновения прецедента по вине изготовителя, просто засудят фирму. Вообще, на Западе уже давно поняли, что жизнь и здоровье дороже любых денег, и готовы платить за изделия производителей с репутацией, гарантирующих полную безопасность при использовании ворот.
Что касается конкретных мер, то здесь ведущие фирмы применяют целый ряд технических решений. Так, конструкция подъемно-секционных ворот фирмы HORMANN имеет особую страховочную "стопорную" систему на случай обрыва троса и пружин. Очень интересной (и нужной) выглядит и специальным образом разработанное соединение секций, исключающее защемление пальцев. Особенно важно это, когда в доме есть дети, которым всегда хочется все потрогать. Также в автоматическом приводе реализован принцип "обратного тока" : в случае сопротивления закрытию ворота приподнимутся на 30 – 40 см, не зажимая мешающий закрытию предмет между полом и полотном ворот. При случайном нажатии кнопки пульта ДУ вмятину на крыше или багажнике ворота все же оставят, но от того, чтобы задавить ребенка или получить серьезную травму конечностей, прижав, например, ногу, система "обратного тока" предохраняет надежно.
Только, разумеется, воротами нужно пользоваться строго по назначению – никакое баловство, особенно с автоматикой, недопустимо. Нельзя забывать и про понятные меры предосторожности, контролируя, чтобы под закрываемыми воротами никого и ничего не оказывалось.
Посторонним вход воспрещен
Безусловно, важным моментом для гаражных ворот, особенно в российской действительности, является их способность противостоять взлому и проникновению в помещение. Наибольшие возможности по популярному у нас "обвешиванию" всевозможными замками дают распашные ворота, куда можно поставить сколько угодно разных засовов. Но, как показывает статистика, это способно хорошо предохранять дом среди обитаемого дачного массива, когда воры рассчитывают на быстрый и неприметный взлом, но не спасает от преступников подготовленных, идущих на дело в отдаленный коттедж без охраны.
Поэтому сейчас в разработке систем обустройства гаража и загородного дома в целом идут по другому пути. Для защиты от профессиональных воров применяют электронные сигнализации, а против "гопников с фомками", ищущих скорой наживы, современные гаражные ворота создают вполне надежный барьер, если их оснастить различными механизмами как ручного, так и автоматического запирания.
Текст: Михаил Щелоков Фото: "Hormann"
Благодарим за содействие в подготовке материала специалистов компании "Крепость – строительные конструкции"
Статья опубликована в журнале "Колеса" №91 за Май 2005 / №91
|