Колеса


  Журнал «Колёса» № 04 (90) 2005 

Yarovit – новый брэнд из Петербурга

  17 февраля 2005 года в Санкт-Петербурге официально открылся автомобильный завод "Яровит Моторс". При этом присутствовала Губернатор Валентина Матвиенко. Она же в апреле прошлого года была на презентации первого автомобиля семейства Gloros, и с ее легкой руки получил путевку в жизнь проект Yarovit.

Идет комплектование кабины

  Цель этого проекта – выпуск многоосных машин тяжелого класса для повышенных нагрузок. Модельный ряд грузовиков Yarovit сформирован на основе полноприводных шасси с колесными формулами 6х6, 8х8 и 10х8, но есть и машины 6х4, 8х4. Гамма охватывает седельный тягач, лесовоз, миксер, сортиментовоз и, конечно же, самосвал.
В концепцию производства заложен принцип двухуровневой кооперации с другими производителями: по узлам и агрегатам зарубежных марок и комплектующим собственной разработки. Отсюда ясно, что основу производства составляют цех сборки автомобилей и цех механической обработки деталей рам, подвесок, каркасов кабин. Собственно, это и было показано гостям на торжественном открытии предприятия.
За год в ЗАО "ПК Яровит Моторс" произошли большие изменения. Завершены проектные исследования, модернизированы собственные производственные помещения, окончены в полном объеме ремонтно-строительные работы. Закуплено и до конца текущего года будет запущено технологическое оборудование. Кроме того, изготовлено пять опытных образцов автомобилей различного назначения. Все они в настоящее время проходят испытания и сертификацию.
Об опытной эксплуатации машин стоит сказать особо. С мая 2004 года один из самосвалов Gloros с колесной формулой 8х8 находится в г. Норильске. А с конца прошлого – самосвал-рудовоз с колесной формулой 8х6 успешно работает в компании "Фосфорит". Техника отработала полтора месяца в круглосуточном режиме. Каждая из машин прошла более 17 тыс. км и перевезла несколько десятков тонн руды. Водителям понравилась удобная кабина, продуманная эргономика, низкий уровень вибраций, мягкая подвеска и хорошая тяговитость – с полной загрузкой (38-42 т) автомобили Yarovit развивали до 80 км/ч. И это не единственное подтверждение достоинств нового брэнда. Сравнительные испытания самосвалов Yarovit Gloros A4352D и БелАЗ-7547 (рассматривались 5 автомобилей) в январе текущего года показали: расход топлива на единицу грузооборота у питерской машины составил 39 копеек на 1 т/км, в то время как у жодинской – 87.1 копейки. Средний грузооборот за месяц у российского самосвала оказался на 10.15% больше. Комментарии, как говорится, излишни.
За прошедшие месяцы техника Yarovit успела не только поработать в карьерах, но и побывать на автомобильных выставках в России и Туркменистане. И, по словам представителей завода, получила высокую оценку специалистов. Забегая вперед, отметим: в портфеле предприятия уже есть несколько заявок от потенциальных отраслевых заказчиков. С прицелом на них в течение 2005 года "Яровит Моторс" рассчитывает выпустить до 250 грузовиков с различными колесными формулами и надстройками. А пик производства намечен на 2009 год – 1800 автомобилей.

Первенец завода – модель GlorosПолноприводный Yarovit Gloros (8x8)

  Но это планы. А что же на самом деле? На самом деле у завода нет собственного мотора и одного поставщика. По двигателям есть несколько партнеров: Caterpillar, Detroit Diesel, Cummins, Deutz. Трансмиссии – как у аналогов ведущих фирм мира. Раздаточная коробка и ведущие мосты – от компаний ZF, Steyr или от Yarovit. А вот рулевое управление, кабина, рама, централизованная система подкачки шин – только собственной конструкции. К слову, кабины собирают не только в России, но и в Республике Беларусь. Всего поставщиками комплектующих, узлов и агрегатов являются 40 партнеров из Дальнего Зарубежья, два российских завода и 20 предприятий государств постсоветского пространства. Главный технолог завода Валерий Бикман говорит о том, что с целью удешевления производства в Питере осваивают отливку металлических конструкций. Здесь же на лазерной установке будет осуществляться переработка листового проката толщиной 0.9-16 мм при максимальных габаритах 1.5х3.0 м. После лазерной резки и гибки металл поступит на сварку, но в перспективе тут будет установлен ленточно-разрезной станок с точностью до 0.1 мм.
По словам президента группы компаний "Яровит" Андрея Михайловича Бирюкова, план развития производства рассчитан на три этапа.
Первый предусматривает создание производственных мощностей по стапельной сборке 500 автомобилей в год (по сути, он уже реализуется).
Второй этап предполагает организацию свободно подвижного конвейера мощностью до 1 200 машин в год. Он включает наличие производства надрамника и грузовой платформы, создание собственной механообработки по широкому кругу изделий, плюс СП по изготовлению осей и ведущих мостов. Реализация этих задач потребует открытия предприятия в пригороде Санкт-Петербурга с численностью рабочих до 200 человек и обустройство производственных помещений площадью 6 тыс. м2. В состав нового производства будут включены внешняя логистика, объединенная со сбытом и сервисным обеспечением; станция технического обслуживания; склады хранения навесного оборудования и готовой продукции.
Третий этап должен вывести предприятие на уровень ежегодной сборки 1 800 грузовиков. Задача эта выполнима лишь при расширении нынешних производственных площадей за счет использования имеющейся площадки на ул. Феодосийской. После перекрытия двух пролетов образуется 4.5 тыс. м2 площадей, на которых можно разместить оборудование. Потребуется также строительство корпуса отладки и сдачи техники, где расположатся стенды для наладки автомобилей, посты ТО, мойка и участок окраски шасси. С целью удешевления готового продукта запланировано также создание собственного механосборочного производства. Кстати, самосвал – не основная продукция завода. Рынок заинтересован в получении шасси для установки спецнадстроек. Объем спроса на такие машины в нашей стране оценивается примерно в 3 тыс. единиц ежегодно.
Что есть на заводе сейчас и что он в состоянии предложить рынку? Сборочное производство организовано по принципу свободно подвижного конвейера. Его особенность в том, что изделия перемещаются между рабочими местами на тележках. Скажем, на участок стапельной сборки по мере необходимости подают определенные детали и узлы. Здесь на голую раму устанавливают подвеску, мосты и карданные валы; монтируют электрооборудование и привод тормозов; крепят кронштейны рулевого управления, силового агрегата и раздаточной коробки. Тут же устанавливают системы питания, охлаждения и выпуска; АКБ, инструментальные ящики, колеса и кабину. И прежде чем отправить на другой участок, проверяют работу систем автомобиля.

Самосвал-рудовоз с колесной формулой 8х6

  На участке доводки и испытаний устанавливают надрамник и самосвальное оборудование, заправляют баки топливом, а соответствующие емкости – маслами и техническими жидкостями. Здесь же оценивают параллельность осей, схождение и угол разворота колес, герметичность соединений. Специалисты выборочно проверяют моменты затяжки болтовых соединений, регулировку света фар и после этого сдают готовый автомобиль службе контроля качества. В общем-то, ничего необычного – стандартная отверточная сборка. Но именно такая схема обеспечивает асинхронность выполнения работы и позволяет совмещать две и более операций на одном месте.
Генеральный директор ЗАО "ИК "Яровит Моторс" Александр Викторович Самолазов утверждает, что "завод не намерен ограничиться достигнутым при стапельной сборке и с оптимизмом смотрит в будущее". Дальнейшим развитием проекта станет создание на территории России агрегатных сборочных производств (мостов, узлов трансмиссии, надстроек) в кооперации с лидерами европейского рынка в лице Sisu Axles, Hyva, Axletech. Это позволит снизить себестоимость производимой техники и сделает ее более конкурентоспособной на территории стран СНГ.
Произвести хорошую технику и продать ее мало. Нужно ее обеспечить надлежащим сервисом, и это отлично понимают в компании. Исходя из этого, организуются центр логистики, центральный склад запчастей и сеть региональных дистрибьюторов. Кроме того, создается учебный центр. Все это нужно и для укрепления брэнда, и для продвижения продукции. Не будем забывать: автомобили семейства Gloros – лишь первая ласточка петербургского завода.
В ближайшем будущем под новым брэндом Yarovit появятся машины семейств Dogmus и Ordex. И, если верить техническому директору завода Сергею Ивашу, переход на их сборку будет несложным и непродолжительным. Свое первое слово завод сказал. Интересно, что теперь скажут транспортники.

Фото: "Яровит Моторс" и автора
Текст: Александр Трохачёв
Статья опубликована в журнале "Колеса" №90 за Апрель 2005 / №90


© 2005, Журнал «Колеса» Вернуться к содержанию

Автодороги России © 2014-