При достаточно высокой стоимости нового легкосплавного диска неплохой альтернативой в случае его повреждения может стать ремонт. | ероятность повреждения диска на отечественных дорогах чрезвычайно велика. Первейшими врагами тут оказываются выпирающие рельсы, выбоины в асфальте, при скоростном прохождении которых диск, особенно с низкопрофильной шиной, может получить жесткий удар. Из-за этого нарушается радиальная геометрия, образуются замины на ободе различной глубины и размера, а также откалываются части внешней кромки. Опасность для сохранности дисков представляют торчащие из-под земли куски арматуры (обычное дело для новостроек), острые камни и пр. Довольно часто встречаются повреждения лицевой части диска, вызванные неудачными маневрами вблизи поребриков. В результате на диске появляются царапины и "продиры", осевые искривления геометрии (т. н. восьмерки), отколы частей лучей (опор) диска. Типичным для дисков видом повреждения считается износ покрытия и потеря внешнего вида, связанные, как правило, с условиями использования автомобиля (высокая влажность, соль на дорогах и т. д.). Однако износ покрытия не влияет на эксплуатационные характеристики диска (прочность, геометрию и пр.), а поэтому восстановление внешнего вида является скорее вопросом эстетики. Красить диск необходимо в том случае, если воздух из колеса начинает "травить" по месту посадки шины на диск. Обычно все повреждения обнаруживаются достаточно быстро. Даже небольшое нарушение геометрии неизбежно вызывает радиальное биение. В случае с передними колесами это отражается на вибрации руля, задние колеса передают вибрацию на кузов автомобиля. Кроме очевидного дискомфорта, использовать колесо с таким диском нельзя и из соображений безопасности. Между тем менять диск на новый не всегда целесообразно с экономической точки зрения. При этом нередко бывает так, что дисков, стоящих на машине, в продаже не найти. Поэтому из-за повреждения одного диска нужно менять весь комплект. Альтернативным вариантом здесь служит ремонт, который во многих случаях оправдан и является более выгодным. Технологически ремонт состоит из нескольких основных процедур: диагностики повреждений, их устранения и иногда – окраски. Прежде всего диск проходит тестирование на специальном стенде, где его прокручивают с разной скоростью, снимая индикаторным прибором данные с различных частей обода, показывающие радиальные и осевые искривления в геометрии. Также производится тщательный визуальный осмотр, при котором диск исследуется на предмет возможных трещин в металле, изучается характер заминов и сколов. После диагностики приступают к исправлению повреждения. С помощью силовых механических приспособлений выправляются замины на ободе и производится исправление геометрии. Для заделки сколов и разрывов в местах заминаний применяются аргоновая сварка и специальная расходная проволока, которая, расплавляясь, занимает поврежденное место. С ее помощью удается воссоздавать утраченные фрагменты обода, заполнив место металлом и придав нужную форму шлифовальным инструментом. | | В профессиональных мастерских ремонт диска производится таким образом, чтобы как можно меньше повредить лакокрасочное покрытие, внешний вид. Однако сделать диск "красивым" могут многие, а при этом еще и ровным – удается не всем. Разумеется, отремонтировать возможно не всякий диск. Первым критерием тут выступает сохранение общей прочности несущих частей диска. И если жесткость его конструкции нарушена, то ремонту диск не подлежит. Важным фактором является объем повреждений: размер сколов и утраченных фрагментов, глубина и характер заминов, величина отклонений геометрии. В целом по ремонтопригодности диски делятся на три условные группы. Первая – это диски абсолютно "убитые", чье восстановление невозможно. Третья – диски с таким объемом повреждений, который можно восстановить с гарантией их дальнейшей безопасности. Вторая группа представляет собой нечто среднее: ремонт дисков принципиально возможен, однако полной гарантии на восстановление их качеств дать нельзя. В большинстве случаев ремонтопригодность диска зависит от сплава, из которого он изготовлен, и от характера полученных ударов. Вообще, четкая информация о гарантиях на ремонт – это то, что обязательно должно быть в хорошем сервисе. В профессиональных мастерских берутся восстанавливать не любой диск. После диагностики и оценки объема повреждений автовладельцу всегда даются полные разъяснения относительно целесообразности и эффективности ремонта. P. S. Специально несколько слов о машинах, находящихся на гарантии. В таком случае не допускается несанкционированное дилером обслуживание в несертифицированной мастерской, иначе автомобиль может быть снят с гарантии. Поэтому при повреждении диска владельцу машины прежде всего необходимо связаться с обслуживающим сервисом либо приехать туда и выяснить все возможные пути устранения неисправности. Что же касается автомобилей, покинувших гарантийную зону, то здесь владельцу оглядываться уже не на что, и выбор "менять или сначала попробовать отремонтировать" полностью за ним. Средние цены на ремонт легкосплавных дисков, руб. | Выправление геометрии | от R13 до R15 | 300 – 600 | от R16 до R17 | 600 – 1200 | от R18 | 1000 – 1500 | Аргоновая сварка | От 30 руб. за 1 см. |
Благодарим за содействие в подготовке материала специалистов компании "Sava-Питер"
Текст: Михаил Щелоков Фото: Роман Останин
Статья опубликована в журнале "Колеса" №90 за Апрель 2005 / №90
|